Владыка ледяного сада: Ночной Странник, Гжендович Я.

nochnoj_strannikЯрослав Гжендович “Владыка ледяного сада: Ночной Странник». — М.: АСТ, 2017 г. (Серия: Легендарные фантастические сериалы). Первый роман тетралогии «Владыка ледяного сада».

Звездный гость в Срединной земле, или Туманная мистика чужого средневековья

Вуко Драккайнен по прозвищу Ночной Странник не был окончательно готов к этому заданию. Хотя готовился к нему целый год. Готовился стать спасателем для восьми ученых на планете Мидгард. Загадочной закрытой планете, где ломается и портится любая более-менее сложная электроника. Где царит кондовое средневековье. Где, по всей видимости, действует магия.

Вуко – человек вооруженный самыми передовыми знаниями человечества. Великолепно обученный, биологически модифицированный, с улучшенной силой и реакцией.

Но хватит ли всего этого, чтобы выжить в этом безумном мире, полном чудовищ и ужасов? Выжить и найти пропавших соотечественников.

 

За последние годы русскоязычный читатель открывает для себя все больше свеженьких польских фантастов. Вегнер с его эпичным Меекханским пограничьем (http://perekat.kiev.ua/сказания-меекханского-пограничья-се/ ), Дукай с оригинальными «Иными песнями» (http://perekat.kiev.ua/иные-песни-дукай-я/ ), да тот же Пекара с альтернативным христианством (http://perekat.kiev.ua/слуга-божий-пекара-я/ ).

И вот новое имя — Ярослав Гжендович – писатель, названный на родине «собирателем наград». Девять премий с 2005 года, а с номинациями и вовсе два десятка.

Перед нами первый том из четырех его основного цикла «Владыка ледяного сада». Цикла весьма любопытного.

Дело происходит на планете, где обитает первая антропоидная цивилизация, обнаруженная человечеством в исследованном космосе. Здешнее общество находится на уровне развития земных средних веков, и его обитатели несколько отличаются от привычных нам гомо сапиенсов (к примеру, у них глаза полностью наполнены радужкой). Но не это стало причиной того, что Мидгард оказался под карантином. А то, что на планете выходит из строя электроника. И, похоже, работает магия. А это знаете ли, уже не шутки, а конкретный слом картины мироздания для всего прогрессивного человечества.

Посему официальные контакты строго запрещены, и на планете трудится лишь одна исследовательская станция в составе восьми ученых. И когда они не выходят на связь, на их поиски отправляется бравый Вуко Драккайнен.

В Мидгарде неспокойно. И дело не в том, что Побережье Парусов, местность, где располагалась станция, до боли напоминает Скандинавию века эдак 8-9-го, с простыми и грубыми мужскими забавами, бескрышными викингами, тингами, судами поединком, моряками-воинами, безудержной любовью к пиву и стихосложению. А скорее в том, что в этом мире происходит загадочная Война Богов. Вылазят из урочищ жуткие Пробужденные — Дети холодного тумана. Активизируются Песенники и прочие Деятели – существа могущественные и опасные. Трещит по швам привычный мир, обещая взамен что-то неизведанное и вряд ли особо приятное. И это проблема даже для местных – плоти от плоти Мидгарда. А каково ничего не понимающему пришельцу со звезд?

Впрочем Вуко прилагает максимум усилий, чтобы разобраться в ситуации побыстрее. Благо все инструменты для этого в наличии. Броня и оружие из лучших материалов (к сожалению никаких пистолетов и гранат, лишь банальные меч и лук), массивы знаний, отточенные боевые умения, и главное цифрал – биотехнология, превращающая Драккайнена фактически в сверхчеловека. Увеличение реакции, силы, слуха, инфракрасное зрение, лечебный комплекс, понимание языков. Правда есть нюансы. Две минуты сверхскорости, а затем «отходняк» на сутки. Ну или так должно быть по условиям задачи, несколько раз автор об этих последствиях попросту забывает. Ну да Хинд с ним, интересно другое — Гжендович один из немногих, который честно признает, без «читерства» современному человеку, пускай даже отлично подготовленному, в стародавние времена не выжить. Сожрут.

Казалось бы – ну это уже неинтересно – такой подыграш герою и такие поддавки со стороны остального мира. Кто выстоит против сверхчеловека? Однако вскоре оказывается, что цифрал лишь уравнивает шансы при противостоянии некоторым угрозам, встреченных Вуко в дивном новом мире. И без него он бы был мертв уже в течение первых пары часов нахождения в Мидгарде. Да и с цифралом герою порой приходится несладко.

Но что это мы все о внешнем? Ведь внутри персонаж вышел тоже вполне приятным. Драккайнен интересный, многое повидавший человек, отнюдь не тупой громила, суровый спецназовец или циничный наемник. Он скорее бродяга, перекати-поле, при этом умен, ироничен, ценит жизнь, имеет определенные моральные устои. С ним приятно вместе познавать этот мир. Ему сопереживаешь и сочувствуешь. Добавляет изюминки в ситуацию то, что подглавы, излагающие приключения Вуко, постоянно чередуют описание от первого лица с описанием от третьего. Читатель то переносится прямиком в тело протагониста, то оказывается сторонним наблюдателем. Любопытный прием, особенно в таких количествах.

Вдобавок Побережье Парусов не единственное место Мидгарда с которым мы познакомимся, а Вуко не единственный протагонист.

Вторым героем книги стал принц Амистранда, с которым мы пробудет фактически с младых ногтей до самых эпохальных событий захлестнувших империю. И хотя линия принца на фоне путешествия Вуко сперва кажется скучноватой, постепенно к наследнику Тигриного трона привыкаешь, и следишь за его судьбой с изрядным интересом (любопытно, в какой части протагонисты познакомятся?). Тем более, что он последний, кто сможет воплотить в жизнь дивную идею культурного поглощения захватчика. Ведь династия, нынче владеющая троном Амистранда, всего несколько поколений назад принадлежала к верхушке одного из королевств — Киренена, поглощенного империей. Элита, сохранившая свою культуру, богов, традиции, пытающаяся, получив власть, повести жестокую, варварскую державу к новым горизонтам. Дело, мягко говоря, непростое, плюс усложненное факторами, неподвластными нынешним властям. Да и особенности империи – классической теократии, держащей население в ежовых рукавицах Кодекса – не особо облегчают задачу.

Написана книга жестко и мрачновато, вполне в духе эпохи, царящей в Мидгарде. Мистика сплетается с ужастиком, долгое время вообще непонятно, что происходит вокруг. Да и потом информация выдается читателю буквально по капле.

Да, ничем особо новым Гжендович нас не порадует. Крутых попаданцев (по своей воли либо против оной) мы видели уже сотни. Псевдоисторички не редкость. Хоррора и мистики в фентезийном антураже тоже хватает. Но, несмотря на некую вторичность, «микс» у польского автора вышел съедобным и атмосферным.

В отличие от Стругацких, воспоминание о которых приходит сразу после прочтения аннотации, посвятивших свою «Трудно быть богом» в первую очередь морально-этическим вопросам, Гжендович пишет скорее антуражный хоррор скрещенный с триллером. Мистическое фентези с легкими элементами научной фантастики. Об идейном наполнении Ярослав тоже не забывает: протагонист переживает по поводу убитых им людей, по мере сил заботится о слабых, но автора явно больше волнуют не моральные этюды, а антураж мира и истории.

Атмосфера тайны и некой обреченности. Намеки на судьбу пропавших ученых. Средневековые особенности жизни местных викингов. Неожиданные разборки в далекой империи. Редкие пока магические всплески. Мистика, чудовища и загадки.

И на избранном собою поле Гжендович разворачивается по полной, неторопливо, но неуклонно погружая нас в новый зачарованный мир. А ведь это лишь ¼ часть истории. Жутко любопытственно, что будет дальше.

Эрго. Завлекательный атмосферный фентезийный триллер (пускай местами вторичный), полный мистики, хоррора, тайн, загадок и волнения от знакомства с любопытным миром, совмещающего близкие читателю исторические аллюзии с уместными элементами ужастика. Будет интересно почитать, чем все закончится.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.