В сердце моря (In the Heart of the Sea), 2015 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Низвержение царей, или Универсальный зубастый символ

1850. Массачусетс. Писатель Герман Мелвилл (Уишоу) после ряда безуспешных попыток добивается встречи с последним из экипажа китобойного судна «Эссекс» — Томасом Никерсоном (Глисон). Том долго не хотел разговаривать с просителем, но, в конце концов, финансовый аргумент сделал свое дело.

О судьбе «Эссекса», затонувшего тридцать лет назад, ходило много слухов. Официальная версия рассказывала о столкновении корабля с отмелью. Но моряки судачили о монстре, повинном в гибели судна — об огромном белом ките.

Мелвилл был буквально заворожен этими слухами. Он разыскал Никерсона, служившего тогда на «Эссексе» юнгой, и приложил максимум усилий для того чтобы узнать правду.

Правду о соперничестве капитана Джорджа Полларда (Уокер) и старпома Оуэна Чейза (Хемсворт). О путешествии на край земли. О гигантском кашалоте, белом, как алебастр. И долгом, ужасном плавании уцелевших моряков в крохотных шлюпках по безбрежному океану. Плавании, которое пережили единицы.

 

Истории о морских чудищах всегда будоражили людское любопытство. Тем более, такие как рассказ о Моби Дике и капитане Ахаве. Роман Мелвилла был неоднократно экранизирован, как в классическом варианте, так и на откровенно безумный современный лад (типа «Моби Дик 2010»).

Вместо очередной перепевки хорошо известного сюжета, Голливуд решил обратиться к истории, послужившей для Мелвилла источником вдохновения.

Гибели „Эссекса“.

Лента поставлена по книге Натаниэля Филбрика «В сердце моря: Трагедия китобойного судна „Эссекс“» .

Картина получилось достаточно неровной, хотя и не лишенной положительных моментов.

К удачам ленты можно отнести погружение зрителя в соленую пучину непростой морской романтики. Тут вам и тщательно реконструированные крылатые парусники, летящие по краю бури. И храбрые моряки, карабкающиеся по вантам, звенящим под бешеным ветром. И безудержная ярость стихии, играющей с утлым корабликом. И хрупкость деревянного судна, когда лишь ряд досок отделяют вас от многокилометровой бездны. И бескрайние просторы океана, подавляющие зазнавшихся «повелителей планеты». И огромные морские создания, парящие в толще воды. И утомительное многомесячное плавание. И надежда сменяющаяся отчаянием.

 

В общем, по духу к ленте особых претензий быть не может. Плюс комбинация надводных и подводных съемок (хотя этот прием можно было бы использовать поактивнее).

Как и к морали.

Китобойный промысел, практически уничтоживший большинство китов на земле, и запрещенный лишь в 80-х годах 20-го века (и то не везде) — одна из ярчайших иллюстраций к спорному тезису «человек — царь природы».

Даже если позабыть о том, что «царь» в изначальном наполнении слова тот, кто заботиться о своем народе, а не безоглядно его уничтожает. Или о кровавой бане устроенной одним из самых прекрасных земных созданий. Или о абсолютно бездумном истреблении ценного ресурса.

В результате все опять сводиться к одному: мы люди, и мы имеем право. На все что угодно.

Как раз неверность этого постулата и доказывает In the Heart of the Sea.

Да, охота на кашалотов порой бывала опасна. Но практически всегда раненные животные атаковали вельботы случайно (хотя с массой и силой таранного удара этих зверей у китобоев эпохи парусного флота могли бы появится куча проблем, веди себя Physeter macrocephalus как обычный сухопутных хищник).

А что если появится пастырь, который будет делать это преднамеренно, защищая своих сородичей? Если право на осмысленную агрессию будет вырвано из человеческих рук?

Как поведут тогда себя гордые властители земли, созданные «по образу и подобию»?

И смогут ли понять что-либо обуреваемые жадностью и гордыней китобои?

Постановщики ленты верят в людей. Точнее в отдельных, лучших представителей нашей расы. Способных осознать и сделать правильный выбор. Пускай в одиночку, пускай через страшные лишения. Но на дороге, которой прошел один, рано или поздно появятся следы и других людей.

У всех режиссеров, берущихся за этот роман, Моби Дик выступает символом. У кого он олицетворяет самого дьявола. У кого силу природы. У кого людские гордыню и упрямство. У Ховарда белый кит подвергает героев своеобразному очищению.

Кто-то проходит это чистилище, и, изменившись, кое-что поняв, признав в звере равного, отправляется другой дорогой (интересно было бы проследить за его судьбой). Кто-то не осмеливается сделать следующий шаг, и пытается вернуться к прежней жизни. Кто-то не выдерживает ужасов испытания, и даже выжив, медленно умирает под гнетом вины.

Но никто из них уже не будет считать себя царем природы.

Лишь ее частью.

 

Теперь о том, что не понравилось.

Вторая половина картины на всех фронтах проигрывает первой. После скорости летящего корабля, порывов бури, схватки с чудищем и морских красот уныло ползущие шлюпки и медленное умирание выживших.

Оно конечно, идейно, не спорю. Но смотрится слабенько, не смогли постановщики удержать темпоритм фильма в сложных условиях «затерянных в океане», не справились.

Всегда было интересно узнать мнение профессионалов. Как можно было умудриться умереть с голоду во время такой морской одиссеи? Причем не современным рафинированным интеллигентам, первый раз попавшим в океан, а опытным китобоям, морякам не первый год бороздящим голубые просторы? Там же рыбы выше крыши! Нет наживки? Но как вы умудрились упустить этот момент, садясь в шлюпки? Так приманите акулу кровью, и покажите кто тут царь природы!

Актерские работы. Есть лишь один образ, которому сложно предъявить претензии. Старый Томас Никерсон в исполнении Брендана Глисона. Но его тут слишком мало, чтобы вытянуть весь фильм.

Крис Хемсворт как обычно харизматичен, брав и могуч, порой складывается впечатление, что он сейчас самолично порвет глотку противному кашалоту. Вот только на хорошего преподавателя актерского мастерства времени у Криса явно не хватает.

Бенджамин Уокер из образа вроде не выпадает, но его персонаж настолько ни рыба ни мясо, что порой исчезает с экрана, даже оставаясь в кадре.

Мёрфи играть в принципе нечего, кроме пары 20-секундных сценок в лодке и на острове.

Холланд трогательно юн и беззащитен, но на ведущие роли пока не тянет.

В результате примадонной на здешнем безрыбье выступает огромный кашалот. Весьма символичная картина для современного Голливуда.

Эрго. Лента интересная морским духом, моральным посылом и своей первой половиной. После экватора картина резко путается в веслах, серьезно сбивая темпоритм и навевая зевоту. Чему весьма способствуют средненькие актерские работы и неумение постановщиков удерживать градус напряжения без внешнего действия.

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Крис Хемсворт, Бенджамин Уокер, Киллиан Мёрфи, Брендан Глисон, Бен Уишоу, Мишель Фэйрли, Том Холланд, Пол Андерсон, Фрэнк Диллэйн, Джозеф Моул, Эдвард Эшли, Сэм Кили, Ози Икхайл, Гари Бидл, Джейми Сивес, Морган Четкути, Шарлотта Райли, Дональд Самптер, Ричард Бреммер, Хорди Молья

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.