Повесть о настоящем маунтинмене или Неприглядная реальность фронтира/Муравьиная возня под снисходительным взором Природы
Америка, Дикий Запад, 20-е годы 19-го века. Отряд добытчиков пушнины подвергается нападению многочисленных и весьма целеустремленных индейцев. Следопыт Хью Гласс (ДиКаприо), уводя остатки трапперов от погони, прокладывает маршрут через пустынные горные земли.
Людей тут практически нет. Зато водятся не менее опасные существа. В чем лично убеждается господин Гласс, столкнувшись в лесу с разъяренной медведицей.
Теперь израненному, оставленному в лесу, лишенному оружия и припасов Глассу нужно выбраться к людям, и отомстить тому, из-за кого он попал в эту ситуацию.
Нет, не мертвой медведице.
А Джону Фицджеральду (Харди), еще одному трапперу, бросившему Хью подыхать в зимнем лесу.
Выбраться. Или умереть.
Подготовка к появлению на экранах истории Хью Гласса началась еще в 2001 году, после приобретения прав на съемку неопубликованного на тот момент романа Майкла Панке.
Но лишь спустя десять лет дело двинулось с мертвой точки. Режиссером стал Иньярриту. Потом был ступор еще на пару годков, и лишь в 2014-м началась непосредственная работа над фильмом.
На главную роль вроде как заглядывался Кристиан Бэйл, но досталась она ДиКаприо, проигнорировавшему ради нее «Стива Джобса». Его противником изначально должен был быть Шон Пенн, позднее выбывший из проекта.
Съемки проводились в Канаде и Аргентине без использования зеленого экрана, в естественном освещении и хронологическом порядке.
Было построено несколько локаций, таких как форт, разрушенная церковь, деревни, лагерь трапперов, а также, строго по историческим рисункам, сшито множество костюмов.
В результате вместо изначальных 60-ти, картина обошлась в 135 миллионов долларов, собрав в прокате полмиллиарда, а заодно и кучу престижных наград. Золотой Глобус, три Оскара, (лишь «Лучший фильм» уплыл к социально значимому «В центре внимания», обзор тут (http://perekat.kiev.ua/в-центре-внимания-spotlight-2015/ ), премия Британской академии и Гильдии актеров.
Фильм действительно хорош, но при этом изрядно натуралистичен, что может отвернуть от просмотра особо впечатлительные натуры.
The Revenant не первый визит Гласса на большие экраны. Сперва был «Человек диких прерий» (1971) с ирланцем Ричардом Харрисом в главной роли.
Остальные получат настоящее удовольствие в первую очередь от божественной канадской природы и отличной операторской работы (абсолютно заслуженный Оскар). Прошу любить и жаловать — Эммануэль Любецки, работавший в частности над лентами «Бёрдмэн» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/бёрдмэн-birdman-2014-рецензия-обзор/ ), «Дитя человеческое», «Сонная лощина» и «Знакомьтесь, Джо Блэк».
Вековые сосны, стеной уходящие вдаль, и вздымающиеся на головокружительную высоту. Переливающиеся на солнце ледовые поля, простирающиеся на многие мили. Белоснежные снеговые заносы по брюхо лошади. Отвесные обрывы на сотни метров и вздымающиеся ввысь скалы. Непролазные буреломы, огромные листья папоротника, могучий лес, вдруг переходящий в безбрежную равнину с одинокими рощицами. Быстрые и холодные даже на экране реки, могучие водопады. Объемные панорамы, восхитительные закаты. Дыхание зимы, могучее и безжалостное.
И никого вокруг, кроме пары точек нелепо копошащихся, закутанных в чужие шкуры двуногих.
Два с половиной часа погружения в безлюдную девственную природу. За одно это The Revenant достоин самой искренней благодарности и пачки «плюшек».
А ведь кроме экскурсии в Канаду нас порадуют напряженным действием и хорошими актерскими работами.
Дебют, взрывающийся пальбой и смертями. Стремительное бегство, кровавая схватка с медведем, разрывающее душу предательство, преодоление своего собственного тела, обстоятельств и зимы. Саспенс местами попросту зашкаливает. И тем поразительнее перекличка с картинами безмятежного леса, не обращающего внимания на людскую и животную возню внизу.
И все это в сопровождении неостановимо идущего по следам индейского отряда, работающего еще одной стихийной силой, наравне с холодом, и дикими зверьми, а напоследок и вовсе берущего на себя божественное правосудие.
И все это перебивается загадочными флешбеками из прошлого Хью, и его метафизическими видениями.
Воплощаясь в некую медитативную, философскую историю о силе духа, преодолении, любви, вере, мести, смерти и жизни. В тех самых дремучих лесах, до сих пор остающихся одним из немногих уцелевших символов торжества природы.
Теперь о тех, за чьими приключениями мы будет следить более двух часов.
ДиКаприо и его Хью Гласс. Невозмутимый следопыт, способный дать фору незабвенному Натаниэлю Бампо. Гвозди бы делать из этих людей. Его воля к жизни порой вызывает самый настоящий озноб. А способность к выживанию – оторопь. Пополам с недоверием.
Которое уменьшается, если помнить, что Глас — абсолютно реальный человек, действительно в одиночку преодолевший более 320 км без оружия, снаряжения, с поломанной ногой и серьезными ранами от медвежьих когтей. Вот только окончание истории с Фицджеральдом выглядело абсолютно по-другому. Тот успел записаться в ряды доблестных вооруженных сил США, и армейское командование не захотело выдавать своего новобранца на расправу. В результате Хью удалось добиться лишь возвращения умыкнутого Джоном ружья.
Разве что странновато выглядит резкое преображение из полутрупа, не способного пошевелить пальцем в активно ползающего живчика. Да, повод был, и повод веский. Но смотрится эта метаморфоза несколько притянуто за уши.
Да и шлейф роли, если честно слабенький. Сын, жена-индианка, налет на деревню. Все. Маловато будет. Как на меня один из основных просчетов режиссера, образ Хью нужно было больше раскрыть в начале.
А так… да внушает, да персонаж неплох, играет ДиКаприо на уровне, но если честно Гласс на фоне того же Кэлвина Кэнди из «Джанго освобожденного» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/), Дэнни Арчера («Кровавый алмаз») или Тедди Дэниэлса («Остров проклятых») не особо выделяется. А по проработке образа уступает. Это при том, что ДиКаприо выложился по-полной. Глубочайшее погружение в шкуру персонажа, игра глазами, мимикой при минимуме слов. Но все равно для искреннего и незамутненного восхищения чего-то не хватает.
А вот к чему претензий не может быть ни малейших, так это к самоотдаче Лео. Съемки проходили с сентября по май, в самых настоящих канадских снегах. И хотя понятно, что за пределами кадра актера ждал стаканчик горячего грога/чаю, теплый вагончик и радушие ассистенток, все равно за ДиКаприо порой становилось страшновато.
Купание в ледяной воде, ползание и долгое лежание на снегу, переодевания и раздевания на морозе. Да по одним сосулькам в бороде видно, что за бортом отнюдь не курорт.
Теперь об его антагонисте.
Еще один из суровых американских мужиков, знающих, что делать по обе стороны от мушки. Да эгоист, да, деньги слишком любит, да, циничен, подл, да человек паршивый, но основной его проблемой становится то, что у него не о ком заботиться. В отличие от Хью.
Харди в картине откровенно держится в тени Лео, эдакая тьма, покрытая светом, но даже при этом умудряется показать свой высочайший класс, одной сценой (рассказ об отце) раскрыв свой персонаж до донышка.
Но Голливуд даже в своих лучших образцах остается Голливудом.
Перипетии, которым режиссер подвергает протагониста, порой зашкаливают, переходя все разумные, а порой и неразумные пределы. А он все не ломается, «железный Хью», понимаешь.
О странной метаморфозе, произошедшей с Глассом я уже говорил.
Сюжет довольно прямолинеен, и стремится к единственно возможному финалу с неудержимостью товарного состава.
Также порадовали однозарядные пистолеты, в руках у главного героя, с упорством достойным лучшего применения, совершающие два выстрела без перезарядки.
Причем с ружьями такой неловкости почему то не происходило.
В общем, недостатки есть, как же без них.
И, конечно же, в очередной раз отличились локализаторы, повесившие жирнейший спойлер прямиком в названии. Поиграться с прямым переводом названия, допускающего варианты «загробный», «вернувшийся» «потусторонний» им в голову не пришло.
Хорошо хоть не перевели названия в стиле «Как храбрый Хью Гласс убил трусливого Джона Фицджеральда». Может потому, что это было бы неправдой?
Эрго. Живой, кровавый и до краев наполненный трагедийный вестерн, переносящий нас прямиком на встречу с фронтиром. Шикарные съемки природы, простые нравы суровых сибирских лесору…, тьфу ты американских трапперов, напряженный нерв фильма, качественные актерские работы. Порой грубовато и неприглядно? Ну, извините, время было такое.
Раздражающее современный политкорректный взор.
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Пол Андерсон, Лукас Хаас, Брэд Картер, Кристоффер Йонер, Брендан Флетчер, Хавьер Ботет, Кори Грим, Роберт Молони, Винсент Леклерк, Джошуа Бёрдж, МакКалеб Барнетт, Рэй Чейз, Тимоти Лайл, Эдриан Макморран, Дэйв Бурчилл, Майкл Виллар