Под знаком Меркурия, или Творящие Музыку/Неожиданный концерт Queen
1970 год. Фаррух Булсара (Малек) знакомится с музыкантами студенческой группы Smile — Брайаном Мэйем и Роджером Тейлором. И становится новым вокалистом группы. Отличный голос Фарруха, взявшего себе имя Фредди Меркьюри, его эксцентричный сценический образ и мощная музыка приносят группе, названной Queen известность, вскоре переросшую во всемирную славу.
Однако Фредди, как большинство творческих людей, ищущих вдохновение и новые вызовы, оказался не чужд алкоголю, наркоте, и беспорядочным бисексуальным связям. Жизнь била ключом, пока Меркьюри не встретился лицом к лицу с одной из страшнейших болезней человечества.
Фредди Меркьюри – икона рок-музыки, известная даже таким далеким от западного рока людям как я, вдобавок добавившая себе посмертной популярности трагичной кончиной. Картина о его судьбе готовилась к появлению на свет с 2010 года. Менялись исполнители ролей, постановщики, и наконец, спустя 8 лет она все таки возникла на киноэкранах. При бюджете в 50 лимонов собрав по миру более 800, получив 5 номинаций на Оскар и два Золотых глобуса.
Фильм получился приятным, хотя и небесспорным.
Приятным в первую очередь благодаря музыке «Квинов» (прям как на сейшене Queen побывал) и исполнителю главной роли. Музыки в ленте много и она стала одним из центральных героев картины. Музыки, созданной людьми талантливыми, не боящимися экспериментов, влюбленными в эту самую музыку. Готовыми часами и сутками репетировать, творить, сбивая пальцы в кровь и надсаживая глотки, чтобы получить на выходе полностью устраивавшую их мелодию или песню. Музыки способной собирать стадионы, объединять тысячи людей, дарить им счастье и чувство причастности к прекрасному. Нам покажут, как творили Меркьюри и компания. Как рождались известнейшие песни Queen, в частности та, что дала название фильму (одна из лучших сцен фильма). Мы побываем на репетициях, студиях звукозаписи, на концертах и в турне. На 15 минут погрузимся в атмосферу одного из величайших концертов истории рок-музыки — Live Aid на стадионе «Уэмбли».
Все это время с нами будет Фредди в исполнении американца египетского происхождения Рами Малека («Морской бой», «Need for Speed: Жажда скорости»). Малек хорош. Главное его достоинство – у парня получилось передать бешеную энергию Фредди, его преображение перед зрителями. Когда Меркьюри поет, сочиняет, или выходит на сцену, вместо маленького невзрачного человечка с неправильными зубами, мы видим звезду — блистающую харизмой, напором, артистизмом, голосом. Именно перед публикой Фредди раскрывается в полной мере.
А вот в быту его, как опять же многих артистов настигали проблемы. Он не умел разбираться в людях, теряя тех, кому он был действительно дорог и приближая к себе шакалов, использующих его славу. Не мог удерживать свою бурлящую сексуальность и чересчур увлекался веселящимися средствами. И дело не в бисексуальности Фредди (скорее в его невезении, сколько вполне гетеросексуальных артистов поимели нехорошие болячки), а в особенностях жизни творческих людей. Вспомним хотя бы Высоцкого из «Спасибо, что живой». Огромное количество артистов, как моторы на топливе, работают на алкоголе и наркоте. Жуткое напряжение постоянных выступлений, необходимость быть в тренде, писать новые песни, находить вдохновение, плюс вечные разъезды, разлуки с близкими. «Быть человеком нелегко, нужна анестезия». А уж настоящим творцом и подавно. Вот и подсаживаются хорошие артисты на различные стимуляторы. Кто на секс, кто на водку, кто на кокс. А дальше все зависит от везения и ресурса организма. Меркьюри не свезло.
В лыко Малеку можно поставить разве что гипертрофированно-нарочитую эпатажность его персонажа, чересчур явные и слишком выпяченные гомосексуально-женственные нотки. Причем опять же в быту, не на сцене. Хотя вроде как консультировали постановщиков люди, хорошо знающие Фредди.
Да и еще один вопрос к воплощению образа – настоящий Фредди смотрелся как то все же покрупнее и повыше, чем совсем скромный по физическим параметрам и комплекции Малек. Или это лишь впечатление? Вопрос к знатокам: какой все рост и боевой вес был у лидера Queen, и какой у Рами Малека?
Да, у ленты имеются недостатки. Становление Queen выглядит как уж чересчур легко и ненапряжно. Встретились, один раз выступили, записали альбом, и понеслась популярность.
Да, остальные музыканты группы идут лишь фоном, на котором блистает Меркьюри. Но это, наверное, неизбежно.
Да, многие моменты из истории Фредди и его группы показаны схематично, хронология ключевых событий подана весьма вольно, кое-что передернуто и искажено, многому «сделан монтаж». Но постановщики и не претендовали на документальную точность.
Интересно также сравнение западных рок-музыкантов с советскими, на примере недавнего «Лета» (http://perekat.kiev.ua/лето-2018-цой-кино-майк-рок/ ), повествующего о зарождении «Кино» Виктора Цоя. Какая все же бешеная разница в масштабах. 70-е и 80-е на Западе с их звездами, собирающими стадионы, и 90-е у нас, с группами, ютящимися по КСП. «Запад есть Запад, Восток есть Восток». И кстати, по атмосфере «Лето», пожалуй, посильнее.
Эрго. Байопик, переполненный песнями и музыкой Queen, кроме музыки радующий хорошим исполнением главной роли. Знатоки истории рока может и будут недовольны, а вот обычным людям, которые хоть раз слыхали о Меркьюри (а таких большинство, подтверждено сборами картины), вполне можно посмотреть.
Режиссер: Брайан Сингер, Декстер Флетчер
В ролях: Рами Малек, Люси Бойнтон, Гвилим Ли, Бен Харди, Джозеф Маццелло, Майк Майерс, Эйден Гиллен, Том Холландер, Аллен Лич, Аарон МакКаскер, Эйс Бхатти, Прия Блэкберн, Дермот Мерфи, Тим Плестер, Дики Бо