«Быть или не быть», или Выбор между любовью и местью/ Попытка бегства от судьбы
Юный принц Амлет искренне любил своего отца — Короля боевого ворона. Не дивно, что после жуткого злодеяния – убийства повелителя его братом, мальчик любой ценой решил исполнить обет отомстить.
Прошли годы и возмужавший Амлет, ставший могучим воином, получает возможность сдержать свою клятву. Но будет ли простым выбор между добротой и ненавистью?
«Трагическая история о Гамлете, принце Датском» гостила на помостках и экранах бесчисленное количество раз. Однако мятущийся принц не был взят Вильямом нашим Шекспиром из ниоткуда. А по некоторым данным вдохновлен историей Амледа из средневековых скандинавских легенд, в частности «Деяний данов» 12 века.
Этот парень изрядно отличается от привычного нам датского принца, именно он становится главным героем нового фильма постановщика «Ведьмы» и «Маяка».
Роберт Эггерс создал любопытное и атмосферное полотно, наполненное атмосферой тех далеких времен.
Оригинальное название фильма — «Северянин» либо же «Норманн» — «северный человек» — название скандинавов примерно с 7 по 11 века. Локализаторы решили использовать термин «варяг» – так чаще всего называли северян в Киевской Руси. Что не слишком правомочно – ведь на Руси происходит лишь малюсенький кусочек действия картины.
По слухам съемочная группа с большим тщанием отнеслась к воссозданию жизни норманнов, и смотрятся результаты их старания неплохо.
Низкое, темное северное небо и мрачный свинцовый океан. Ночная тьма, рассеиваемая редкими источниками света типа факел или очаг. Жилища, мужская одежда и женские наряды, вышивки – усердно завлекают нас в раннее средневековье.
Быт исландской фермы со строительством оград, стиркой, уходом за животными.
Праздники типа Купала с венками, хороводами, кострами, ухаживаниями, солеными шутками и закономерными любовными союзами на одну ночь (или нет?).
Похороны воина с трупом в ладье/драккаре, тоскливыми песнями, жертвами: конь и женщина.
Жесткий местный спорт типа кровавого регби с битами.
Нелегкий быт рабов.
Аутентичненько.
Дополняется впечатление частыми картинами исландской природы – прекрасной, но суровой. Оператор с огромным удовольствием показывает блуждания героев по Стране льдов – месту ветреному, называемому «бесплодной пустошью», но буквально приковывающему взгляд лаконичностью равнин со скальными выступами, горными вершинами и пылом вулканов.
Немаловажную часть в киноописании от Эггерса жизни северян того времени занимают различные обряды и ритуалы. Напоминаю: народ был богобоязненным и твердо уверенным в существовании хеля, валгаллы, колдовства, ведьм, богов, валькирий и прочих мистических сущностей.
Этот пласт передан «на ура». Волчий ритуал посвящения наследника. Подготовка берсерков. Пророчество ведьмы. Беседа с ведьмаком. Все как полагается – экзальтированное, или измененное состояние сознания, воздействие растительных препаратов, воскурения, дым, гипнотические лица шаманов.
На видениях, пророчествах и галлюцинациях построен изрядный кусок ленты. ГГ, мягко говоря, не слишком здоров психически, и частенько видит то, чего на самом деле нет. Скорее всего (а может есть?). Исчезающая безглазая ведьма с ее пророчеством. Видения дерева. История с обретением меча и поединком. Ехидный ведьмак и прозорливая голова.
Хотя есть моменты, которые на «галюны» не спишешь. Те же вороны в качестве гуманитарной помощи в сложную минуту.
Сюда же примыкает линия «именного» меча – «оружия достойного его мести». Как и полагается таким клинкам, он имеет собственную волю, накладывает на носителя определенные ограничения, вступает не просто орудием убийства, а полноценным участником действа.
Еще один обративший на себя внимание момент – повсеместное использование персонажами ярости в качестве оружия. Причем не только берсерками, которым по должности положено, но и обычными воинами, и даже дамами. Герои переполнены скрытой жаждой смерти врагам, ненавистью, злостью, которую когда нужно, они с удовольствием выпускают наружу, подпитывая собственные силы и даже переламывая ситуацию на поле боя. Этим создатели ленты активно намекают на звериность времени. Не поспоришь – время не самое дружелюбное и миролюбивое.
Что забавно – другая сторона звериности – кровожадность, беспричинная жестокость по отношению к чужакам и рабам – передано целомудренно и скромно. Сравните, то что нам показали Эггерс и Ко с любым слешевым хоррором или чернушной версией средневековья типа Скифа или Викинга. После тех вариантов The Northman – прям сказка для среднего школьного возраста.
«Норманн» и в целом гораздо оптимистичнее творения Великого Барда, проходящего под девизом «в общем, все умерли», настойчиво намекающего о тлетворности мести для всех причастных и просто оказавшихся рядом. Эггерс, напротив, говорит о том, что месть дело вроде как нужное, и лишь она позволяет уцелеть тем, кого ты по-настоящему любишь. С одной стороны – некая сермяжная правда в этом есть, с другой – трупов все равно немало, и потери даже среди как бы непричастных неизбежны. Да и с моральной точки зрения утверждение небесспорное. Особенно для нашего времени, которое официально стремится порвать с тяжелым прошлым и научится решать такие вопросы другими методами.
Идейная сторона ленты на уровне. Постановщики ставят протагониста перед нелегким выбором между исполнением клятвы и обычной жизнью с избранницей. Между добротой и ненавистью. Между следованием пророчеству, предначертанием и свободным выбором. Между предназначением, подчинением судьбе и новым началом. Между местью и любовью. Показывая, правда, что с судьбой тягаться бесполезно и даже любовь в результате лишь помогает исполниться тому самому предначертанию фатума.
Есть в фильме несколько неоднозначных моментов. Амлет не ищет легких путей, отступая, когда появляется возможность убить врага раньше положенного, в ночи. Идет на смену социального статуса, невозможную для подавляющего большинства современников – добровольно принимая на себя рабскую метку. Становится прямым виновником страшного преступления – уничтожая собственную кровь. Странновато воспринимается боевой клич «За Валгаллу». Возможно глюк перевода и имеется в виду нетерпеливое ожидание встречи со Всеотцом? Ведь для воина лишь смерть в битве достойна и гарантирует место на пиру Одина.
Боевки в ленте немного, но та, что есть, поставлена на уровне. Запоминается бой за славянскую деревню, курганная стычка в стиле Конана, и звериный, первобытный, «обнаженный» поединок в отсветах лавы.
Большинство проявлений воинского мастерства связано с главным героем.
Амлет (Скарсгард («Посвящённый», «Морской бой», «Тарзан. Легенда», «Придержи тьму», «Большая маленькая ложь», «Годзилла против Конга»). Огромный, фактурный, мускулистый детина. Великолепный воин-берсерк, способный пренебрежительно уворачиваться от стрел, перехватывать копья в полете, вырывать глотки зубами. Медведеволк с «сердцем из холодного железа» и предопределенной судьбой. Выказывающий истинно самурайское пренебрежение к смерти и неплохую эволюцию образа. Понимающий, что кроме мести есть что-то еще. Пытающийся измениться, обыграть фатум, начать новую жизнь. Скарсгард не самый многогранный лицедей, но этот образ сидит на нем как влитой.
Подбор актеров в ленте неплох, однако подвигов они не совершают.
Ольга (Тейлор-Джой («Сплит», «Стекло», «Острые козырьки»,«Ход королевы»). Юная славянская ведьма, обращающая на себя внимание всех мужиков поголовно. Прилагающая все силы, чтобы потягаться с судьбой и отстоять любимого, ведь «она с ним еще не закончила».
Главгад Фьелнир (Банг («Мост») с которым далеко не все так просто, как кажется. Свершивший гнусное злодеяние, предавший брата и короля. Влюбленный мужчина, уступивший мольбам женщины, сражающийся за счастье своей семьи.
Королева (Кидман («Золотой компас», «Прежде чем я усну», «Аквамен», «Большая маленькая ложь», «Девять незнакомцев»). Холеная ледяная стерва, одним монологом в корне меняющая картину происходящего. Впрочем, сколько в том монологе правды?
Отец-король (Хоук («Гаттака», «Тренировочный день», «Вспомнить всё», «Патруль времени», «Валериан и город тысячи планет», «Виновный», «Лунный рыцарь»). Мистический повелитель, загодя заботящийся о воздаянии за свою смерть. На первый взгляд – хороший отец, заботливый супруг. Однако, есть нюансы.
И даже в минутных, третьестепенных ролях в ленте встречаются звезды типа Бьорк, или Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик», «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Сиротский Бруклин», «Маяк», «Аллея кошмаров», «Человек-паук: Нет пути домой»), которому особенно удался образ головы.
Да, размаха фильму откровенно не хватает, а предсказуемость очевидна, однако такого «принца датского» мы еще, пожалуй, не видели.
Эрго. «Гамлет» раннего средневековья. Аутентичный, мрачный, кровавый, яростный, звериный, первобытный. С недурным главным героем, размышлениями о мести, судьбе и попытках ее обыграть.
Режиссер: Роберт Эггерс («Маяк»)
В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итэн Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиотт Роуз, Уиллем Дефо, Фил Мартин, Эльдар Скар