Взросление Питера, или Магия – зло! А моральные принципы штука дорогая
После того, как Мистерио раскрыл всему миру личность Человека-паука, жизнь Питера Паркера круто изменилась.
Не в лучшую сторону. Настолько не в лучшую, что Питер упросил доктора Стрэнджа колдануть, отбив у народонаселения Земли память о том, кто скрывается под маской.
Но что-то пошло не так. И теперь на голову Дружелюбного Соседа свалились различные суперзлодеи из параллельных вселенных. Жаждущие свести Паучка со свету.
Четвертая фаза кинематографической вселенной Марвел набирает обороты. «Черная вдова», «Шан Чи», «Вечные», и вот завершение домашней трилогии ЧП.
Завершение вышло знатным. Основная его прелесть по-прежнему связана с главным героем.
Холланд («Лок», «В сердце моря», «Первый мститель: Противостояние», «Человек-паук: Возвращение домой», «Война токов», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал») за три фильма буквально врос в шкуру Дружелюбного Соседа. Причем в отличие от первых лент, акцентирующихся на школьных буднях протагониста, No Way Home показывает нам быстрое взросление Питера (ну наконец-то!). За два с половиной часа хронометража, Паркер, практически не менявшийся в предыдущих лентах, будто прожил десяток лет, из безалаберного мальчишки превратившись в трагичную личность шекспировского уровня.
Общество, повернувшееся нему не лучшей своей стороной. Люди, демонстрирующие глупость, безапеляционность, наглость, непонимание, нетерпимость на грани ненависти. Власти, начинающие «прессовать» героя. Четкое осознание того, насколько мало, буквально единицы людей готовых поддерживать тебя до конца. Моральные ребусы, не имеющие однозначного решения. Потери, способные надолго, если не навсегда сломить психику. Огромный груз ответственности. Важнейшие решения. Необходимость оставить за бортом эгоизм и простое человеческое счастье. Питеру не позавидуешь. И Холланд отлично отразил это преображение. Милый пацан в начале, безо всяких раздумий подбивающий Стивена на глупое и колоссальное магическое вмешательство. Застенчивый, трогательный, безалаберный. Решившийся до конца следовать высоким моральным принципам. Переживающий жуткое горе, переполненный ненависти. Отыскавший в себе силы закончить начатое, и не сорваться. Идущий на большие жертвы ради безопасности близких. Том маладца.
Экс-паучки прошлых лет тоже не ударили в грязь лицом. Да-да! Три Паука гораздо лучше одного, постановщики в этом полностью согласны с ностальгирующими фанатами. Дык, Мультивселенная! У того же Локи спросите.
Гарфилд («По соображениям совести», «Молчание») – изящный, чувствительный, полный горя, подавленный потерями.
Магуайр («Великий Гэтсби») – самый старший и спокойный, достигнувший определенной гармонии внутри себя.
На общении троицы Дружелюбных Соседей строится львиная доля очарования ленты в финальной ее части. Ребята делятся опытом, изучают особенности паутиноизвлечения, меряются славой и пиписьками, скорбят об утратах, подкалывают друг друга, трогательно заботятся друг о друге, товарищах здешнего Паркера, составляя в результате шикарную команду.
Стрэндж (Камбербэтч («Шерлок», «Шпион, выйди вон!», «Боевой конь», «Игра в имитацию», «12 лет рабства», «Стартрек: Возмездие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит. Битва пяти воинств», «Черная месса», «Доктор Стрендж», «Тор. Рагнарек», «Мстители. Война бесконечности», «Мстители. Финал», «Война токов», «1917», «Игры шпионов», «Мавританец», «Власть пса») в 2021 году резко поглупел, легко соглашаясь на мальчишечьи эскапады, способные поставить мир вверх тормашками (магия однозначно зло, ну ее). Пятилетнее пребывание в нирване Таноса, сказалось на чародее не лучшим образом.
Заодно постановщики подогнали нам с вами очередную серию битвы слона с китом. Паучок в сражении со Стивеном, пускай и без фатальных устремлений обоих, показал себя молодцом. За математику отдельное спасибо.
С картинкой в No Way Home все в порядке. Головокружительные полеты с видом от первого лица. Куча сражений (пускай максимально компьютерных и бескровных), как персональных Паука с Осьминогом, Гоблином, Электро. Так и совместных – три мушкетера против коалиции злых сил. Особо порадовал оммаж нолановскому Началу в виде зеркального измерения. Впечатляет.
Присмотрелся к распиаренной Зендее («Дюна»). Отвращения не вызвала. С обязанностями девушки ГГ справилась на твердую четверку.
Отдельное спасибо за Мэтта Мэрдока из безвременно почившего Сорвиголовы. Хотим исчо!
Из злодеев вне конкуренции Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик», «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Сиротский Бруклин», «Маяк», «Аллея кошмаров»). На щелчок пальцев меняющий обличье мямли Нормана на безумно-аморального Гоблина. Уиллем без дураков сильный лицедей.
Второе место у Молины («Погоня», «Власть») и его Осьминога. Альфред берет врожденной интеллигентностью.
Бронза у Фокса («Соучастник», «Законопослушный гражданин», «Джанго освобожденный», «Штурм Белого дома», «Проект «Сила»). И то лишь потому, что Ящерка с Песчаником вообще ни о чем. Ничего особенного, но один раз Джейми удалось передать искорку безумия.
Вполне адекватным вышел идейный послы ленты. Самым интересным оказался моральный выбор, поставленный перед нашим Паучком. С одной стороны, в отличие от циника и фаталиста Стрэнджа, Питер воспитан тетей в суровых моральных нормах. Людям, даже злодеям, нужно давать второй шанс, каждая жизнь ценна, хороший человек тот, кто творит добро и причиняет пользу, который в лепешку разобьется ради другого… и прочие благостные убеждения сытого, довольного жизнью западного человека. Ну ладно, каждого нормального Человека.
Однако действуя в соответствии с позитивной моралью, Питер сталкивается с непредвиденными результатами своего стремления помочь. Результатами, ставящими под огромное сомнение все моральные устои Паркера. А заодно подвергающими опасности тысячи жизней простых людей. Оказывается, высокие моральные принципы могут дорого стоить. Так может ну их? Следуем путем прагматичного Доктора? Что еще более любопытно, однозначного ответа постановщики не дают.
Ну об непременной ответственности сильного даже говорить неловко – эта идея несется из каждого киношного утюга. Хорошая концепция, спору нет, жаль, в настоящей жизни, в отличие от супергеройского кино, ее применяют редко.
А вот с мотивацией, логикой и прочими сценарными премудростями постановщики решили не заморачиваться. Впрочем, для супергероики это не новость, смотрим мы ее не для этого.
Эрго. Приятная супергероика с хорошей картинкой, хорошими Паучками и любопытной идейной основой.
Режиссер: Джон Уоттс
В ролях: Том Холланд (II), Зендея, Бенедикт Камбербэтч, Мариса Томей, Джон Фавро, Дж.К. Симмонс, Уиллем Дефо, Энгаури Райс, Альфред Молина, Джейми Фокс, Тоби Магуайр, Эндрю Гарфилд