Бедные-несчастные (Poor Things), 2023

Создание Господа, или Огорошивающее взросление

Условный 19 век. Альтернативная Британия. Хирург и ученый Господ Бакстер всеми силами старался оправдывать свое говорящее имя. Жажда научного познания, смелые исследования мертвой и живой плоти, безумные гибриды из различного зверья.

Посему когда Господу доставили едва умершую беременную женщину, он решил, наконец, воплотить в жизнь свой самый смелый эксперимент.

На следующее утро на свет появилось существо в теле взрослой дамы, но с мозгом ребенка.

Новорожденная Белла начинает познавать мир, с детской непосредственностью отвергая устои, фраппируя общество, меняя судьбы встреченных на пути людей.

Но что, если прошлое новой женщины в старом теле однажды решит напомнить о себе?

 

Перед нами типичная история взросления. Сперва мы видим детские проявления: освоение тела, неверная координация, наивная бесхитростность в отношениях, непонимание боли других, мизерная эмпатия, жестокость, эгоизм, отсутствие внимания к условностям, жадное впитывание любой информации, открытие все новых и новых сторон жизни. Затем подростковые: бунт против родителей и наставников, желание вырваться из-под отеческого крова, играющие гормоны, проявление сексуальности, заныривание с головой в воды большого секса, познание вкуса алкоголя. Затем юношеские: чтение взахлеб, развитие интеллекта, внимание к философским вопросам, осознание несовершенства социума, желание изменить мир. И, наконец, взрослые: выбор пути, приятие своего места в жизни, акцентирование внимания на том, что действительно важно.

Вот только подана эта история в ошеломляющем, отчасти шокирующем виде. С издевкой, сарказмом, сексом, комедийными элементами, в меру глубокими вопросами. Все благодаря тому, что взрослеющий объект находится в теле вполне себе взрослого человека. Когда зрелая женщина невозмутимо «ходит под себя», проявляет типичные детские, по животному непринужденные реакции, не имеет ни малейшего представления о правилах поведения – смотрится впечатляюще.

Нас ждет бесспорный бенефис Стоун («Охотники на гангстеров», «Бердмэн», «Ла-Ла Ленд», «Фаворитка»).

Ее Белла за 2 с половиной часа проходит путь от младенца до мудреца. Рваная пластика с ломанными, нелепыми, кукольными движениями (координация давалась Белле нелегко, а вот за танец с Дунканом – отдельный респект). Покорение речи и упоминание себя в третьем лице. Завороженное внимание к сказкам. Прямолинейное поведение, непринужденные реакции, искреннее непонимание смысла условностей и догм общества («пойду врежу ребенку!» — как я ее понимаю). Есть потребность, и ее можно удовлетворить – к чему реверансы? Жадное поглощение всего: пищи, эмоций, опыта. Упрямство, ошибки, доверчивость. Познание жалости и горя. Осознание необходимости менять общество. Формирование цели: расти и становится лучше.

Белла на фоне чопорных дам и строгих джентльменов смотрится настоящим глотком свежего воздуха, завораживающим явлением из другого, лучшего мира.

Эмма молодец — весомейшая заявка на Оскар, пожалуй, переплюнувшая Молли и Сандру.

Перевести название ленты можно также как «Бедные (плохие) вещи», либо как «Бедняжки».

Остальные актеры работают скорее фоном для великолепной Беллы, но все равно остаются в памяти.

Господ (в оригинале Годвин, попросту God) (Дефо («Американский психопат», «Не пойман — не вор», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик»,  «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Сиротский Бруклин», «Маяк», «Аллея кошмаров», «Человек-паук: Нет пути домой», «Варяг»). Франкенштейн и его чудовище в одном лице. Сын человека, ради науки ставившего над отпрыском чудовищные эксперименты (в этом смысле Господ от папани не сильно отличается). Атеист, талантливый хирург, исследователь, человек науки, утверждающий, что чувства значения не имеют. Ставший для Беллы отцом, которого хотел бы иметь каждый – способным и поддержать, и вовремя отпустить дитятко набивать собственные шишки.

Макс (Юссеф) – его помощник и потенциальный жених Беллы. Мягкий, застенчивый, готовый ждать и принимать любимую, какая она есть.

Дункан (Руффало («Соучастник», «Остров проклятых», «Мстители», «Охотник на лис», «Мстители: Эра Альтрона», «В центре внимания», «Тор: Рагнарёк», «Мстители: Война бесконечности», «Капитан Марвел», «Мстители: Финал», «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Проект «Адам»). Коварный бабник и серцеед, ставший для Беллы билетом в большой мир, влюбившийся в нее, но не способный принять свободный стиль поведения девушки. По классике – мужчины полигамны, женщины должны быть моногамными.

Недурны и совсем третьестепенные, но важные для сюжета образы, типа циничного Гарри или хозяйки борделя.

Фильм снят по мотивам одноименного романа Аласдера Грея (1992).

Мир, окружающий героев, отчасти списан с викторианской Англии, дополнен элементами стимпанка и забавными мелочами типа воздушных «канаток» в качестве транспорта, или нестандартных круизных кораблей.

Отдельно нужно отметить оператора, откровенно отведшего душу во время съемок.

Изрядную часть времени мы будем наблюдать за происходящим через широкоугольные объективы, в частности через «рыбий глаз», дающий искаженную перспективу и ощущение неловкого и отстраненного подглядывания за героями будто через подзорную трубу, или скорее дверной глазок.

В наличии также игры с цветом: детство Беллы в доме Господа идет черно-белым, ее прошлое в цвете. Правда, после ее выхода в большой свет о ч-б постановщики напрочь забывают. Запоминается яркая, насыщенная колористика городов мира и пышные наряды.

Не преминут создатели ленты сделать непременный реверанс в сторону феминизма и повестки, поговорив о контроле и эксплуатации. Показав разницу мужского подхода к свободной любви и роли женщин в целом.

С одной стороны нам предъявят Макса, заявляющего, что женское тело – ее дело, а он примет любимую всегда, лишь завидуя тем мужчинам, что были с ней.

С другой – садиста и самодура генерала, считающего подругу инкубатором и подневольным существом.

Не поспоришь – тело каждого – его личное дело. Не нравится – никто рядом не держит.

Без особого фанатизма скажут пару слов о несовершенстве социума и попытках его изменить (социалистка в борделе – это «пять»). Вяловато скажут. А вот за «всеобщую цель – «развитие», спасибо, развития нам всем не достает.

Эрго. Ошеломляющая история взросления, ломающая шаблоны за счет непосредственного детского поведения шикарной героини в исполнении Стоун.

Режиссер: Йоргос Лантимос («Фаворитка»)

В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Рами Юссеф, Марк Руффало, Вики Пеппердайн, Джек Бартон, Чарли Хискок, Аттила Добай, Эмма Хиндл, Андерс Олоф Грундберг 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.