Соучастник (Collateral), 2004 — рецензия (обзор)

Кровавая книга, или Под ночным небом Лос-Анджелеса

Водитель лос-анджлесского такси Макс (Фокс) мечтал о большем. Его манили собственная фирма по аренде лимузинов, отдых на Мальдивах. Вот только уж 12 лет он работал извозчиком, выслушивая перебранки клиентов.

До той ночи, когда к нему на сидение опустился невозмутимый седой мужчина Винсент (Круз), предложивший арендовать такси Макса на всю ночь. За хорошие деньги.

Макс соглашается, еще не зная, что отныне его жизнь изменилась навсегда.

Ведь перед ним отнюдь не специалист по недвижимости, а элитный киллер, которому предстоит «исполнить» в эту ночь пять «клиентов». И Макс завяз в этом деле по уши.

 

Том Круз («Особое мнение», «Рыцарь дня», «Обливион», «Грань будущего», «Джек Ричер», «Миссия невыполнима», «Мумия») привык изображать хороших парней. Однако имеются в его фильмографии исключения. К примеру, наш сегодняшний герой.

Фильм своеобразный, но не лишенный приятных моментов.

Перед нами эдакий философский нуарный триллер с легким налетом боевика. Ночной, пустынный (подозрительно пустынный) Лос-Анджелес, полный огней и реклам. Панорамы прекрасного Города Ангелов, где никто никому не нужен и никому ни до кого нет дела, с высоты птичьего полета. Безразличное, безучастное место, с такими же людьми.

Среди которых, правда, встречаются исключения.

К примеру, Макс (Фокс («Законопослушный гражданин», «Джанго освобожденный», «Штурм Белого дома», «Проект «Сила«). Простой мужик, у которого есть мечта. О далеком теплом острове, а еще о небольшом прибыльном бизнесе. Правда, годы идут, а мечта так и остается мечтой. Макс обычный обыватель, мягкий, неагрессивный, избегающий конфликтов, отлично знающий свое шоферское дело, неплохо относящийся к людям. Лузер? Отчасти, ведь вся работа по воплощению своей мечты сводится к листанию каталогов с навороченными «мерседесами». Но человек хороший.

Джейми Фокс был для меня однообразным лицедеем, с ограниченным актерским багажом, человеком на фоне которого даже Круз, тоже не отличающийся широким диапазоном, выглядит наделенным богатейшим артистическим арсеналом. После «Соучастника» мнение не особо изменилось, хотя Джейми по мере сил пытался показать изменения, происходящие с его героем после нескольких часов в обществе матерого убийцы. Кое-что даже получилось (сцена в «Лихорадке»). Любопытно: образ Макса оставляет приятное послевкусие, что не особо часто встречается в современном кинематографе.

Второй участник дуэта, держащего на себе весь фильм – наемный убийца Винсент. Киллер, за 6 лет не имеющий ни одного прокола. Изрядная часть деятельности Винсента проходит за кадром, но то что мы видим, выглядит впечатляюще. Таинственная фигура, не показывающая лицо ни кому из заказчиков. Циничный мужик, считающий всех вокруг бездушными ублюдками. Социопат, презирающий общество. Человек, способный не задумываясь отнять жизнь по щелчку пальцев. Ребенок, ненавидящий отца и кочевавший по приютам после его смерти от цирроза. Искрений любитель джаза. Модник, обладающий недюжинным вкусом.

Круз в этот фильме играет в охотку: у него получается и жутко опасный взгляд, и профессиональная работа с оружием, и философские беседы «за жизнь».

Collateral не назовешь боевиком при всем желании, ведь у нас в наличии всего одна напряженная боевая сцена. Это разговорный проект, построенный на оригинальном варианте «роад муви», а главное, взаимодействии двух персонажей, влияющих друг на друга. Точнее, воздействие Винса на Майка прослеживается четко, а вот с обратным влиянием дело не так хорошо (в той же «Зеленой книге») тема раскрыта получше). Тютя-Макс к завершению этой длинной ночи находит в себе силы порычать в лицо матерому волку в исполнении  Хавьера Бардема («Старикам тут не место», «Ганмен»). А в финале и вовсе изо всех сил бороться за свою потенциальную любовь Энни (Смит («Готэм»), показывая, что способен перенять худшее у своего случайного знакомца.

Кроме Бардема засветился в ленте и подтянутый Марк Руффало («Мстители», «Охотник на лис», «Мстители: Эра Альтрона», «В центре внимания», «Тор: Рагнарёк», «Мстители: Война бесконечности», «Капитан Марвел», «Мстители: Финал») в роли копа из наркоотдела, за зеленым громилой в последнее заставивший заскучать о других его работах. Мелочь, а приятно.

И даже Джейсон Стэйтем/ Стэтхэм («Профессионал», «Мег: Монстр глубины», «Гнев человеческий» ) в совсем крошечной роли.

Прямой перевод названия ленты звучит как «обеспечение», «поручительство».

Напряжение в ленте в основном поддерживается на уровне, хотя до лучших образцов жанра здешний саспенс не дотягивает. Логических дыр вагон и маленькая тележка (и это киллер не допустивший ни одного прокола? О финальной перестрелке и говорить не приходится: Винс, что с тобой?), но они полностью обусловлены сверхзадачей разговорного нуара.

Хватает в фильме псевдофилософских разговоров о жизни, людях, их ценностях, убийствах. Достаточно психоанализа и спорных психологических этюдов. «Ты детдомовский у тебя внутри пустота», правда? У всех детдомовских внутри пустота, а все, кто жил с родителями высокоморальные ангелы? Тем паче, что папаня у Винсента долгое время имелся, сильно ему это помогло? Ход мысли постановщиков понятен: Винсент, считающий всех людей козлами, сталкивается с исключением из этого правила и пытается понять забавную зверушку, встреченную на его кровавом пути. Постепенно начиная относиться к нему, совсем иначе, чем в начале картины. Но все же над философией диалогов имело смысл поработать тщательнее.

Эрго. Нуарный разговорный триллер со вменяемыми актерскими работами и неплохой атмосферой ночного Города Ангелов.

Режиссер: Майкл Манн

В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Джада Пинкетт Смит, Марк Руффало, Брюс МакГилл, Ирма П. Холл, Бэрри Шебака Хенли, Питер Берг, Хавьер Бардем, Эмилио Ривера, Ричард Т. Джонс, Клеа Скотт, Бодхи Элфмэн, Деби Мейзар, Джейми МакБрайд, Кен ВерКаммен, Чарли Э. Шмидт мл., Майкл Бентт , Джейсон Стэйтем

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.