Орел Девятого легиона (The Eagle), 2011

Двое против варваров, или Орлиное приключение

Второй век нашей эры. Центурион Марк Флавий Аквила не представлял себя никем иным, как солдатом. Должность командира небольшого форта в Британии должна была стать лишь первой ступенькой в большой воинской карьере. А также дать возможность выяснить, что именно случилось с отцом – примипилом 9 испанского легиона, бесследно исчезнувшим на севере Туманного Альбиона.

Тем паче, скоро до Марка доходят слухи об Орле легиона, которого видели в племени бриттов далеко за валом Адриана. Флавий отправляется в путь, чтобы вернуть священную реликвию и восстановить честь рода, изрядно запятнанную потерей Орла.

 

Роман Розмари Сатклиф «Орёл Девятого легиона» — атмосферное приключение в британском антураже, стал приятным представителем литературы («Гладиаторы», «Мальчик»,  «Спартак», «Император», «Велисарий»,  «Римский орел», «Легион»), посвященной Древнему Риму и его оппонентам.

Экранизация книги изрядно сместила акценты, допустив ряд странноватых вольностей. Но сперва поговорим о достоинствах картины.

-Природа Британии и Венгрии, которая отдувалась за Остров вместе с Альбионом. Она хороша. Сурова, восхитительна, многообразна. Полные трав равнины. Вековечные дубравы. Горные долины, привольные ущелья, реки под прологом листвы, красивенные пейзажи и панорамы. Солнечные деньки, дожди и снегопады. Разве что тумана, сыгравшего изрядную роль в романе, не достает.

-Общая приключенческая атмосфера: с долгим путешествием-странствием-квестом, колоритными, новыми знакомствами, внезапной дружбой, опасными встречами, горловой схваткой за макгаффин, финальной битвой.

-Внимание к деталям снаряжения легионеров. Быта Мулов Мария тут, мягко говоря, немного, но все равно приятно. Постановщики, не стыдясь, хвастают перед зрителем то сандалиями воинов, то палками-переносками тяжестей («фурка» по одной из версий), то пилумами, то любовно показанными доспехами. Тем обиднее косяки, частенько звучащие в диалогах и субтитрах на протяжении ленты (о них позднее).

-Народ тюленей (все осознали – что тело, извивающееся под ногами во время празднования – это человек, изображающий тюленя, основную добычу здешнего племени? Как иные первобытные народы в танце демонстрировали оленей, или иных животных? Так отож). Постановщики явно ориентировались на чукотско-алеутские мотивы с приветом от североамериканских индейцев, создав племя, не снимающее шкуры, с лицами измазанными в глине (или еще какой породе). С извечным любопытством стариков, женщин и детей к незнакомцам. Посвящением юношей в воины. Утрированным чувством чести.

-Погоня в стиле Апокалипто-лайт. Дикари-следопыты, висящие на плечах у героев. Навевающий ужас собачий лай. Утекающее меж пальцев время и ощущение безостановочного преследования. Недурно, но до напряжения, которое можно буквально резать ножом, как в фильме Гибсона, чуток не дотягиваем. Твердая «четверка», даже с плюсом.

Актеры подвигов не совершают, но в целом на уровне.

Марк (Татум («Штурм Белого дома», «Охотник на лис», «Восхождение Юпитер»,  «Главный герой», «Затерянный город», «Быстрее пули»). Потомственный военный, с младых ногтей ведомый одной, но пламенной страстью – выяснить судьбу родителя. Жутко озабоченный вопросами чести, и тем, чтобы не опозориться в критической ситуации. Хороший, въедливый командир. Через него нам в основном подаются короткие флеш-беки, связанные с детством Марка и последним боем папани.

Татум изрядно выделяется холеным лицом на фоне остальных лицедеев (даже элегантный Стронг тут выглядит несколько запущенно), но каши почти не портит. Что бывает с ним далеко не в каждом фильме.

Эска (Белл). Юный бритт, попавший в плен во время восстания. Потерявший в нем семью, ненавидящий все римское. Давший клятву служения тому, кто спас ему жизнь. Хотя только что сознательно собирался с ней расстаться на арене. Напарник главного героя, без которого тот как без рук. Осознанно сменивший верность племени на верность другу (который не факт, что этого заслуживал).

Сазерленд («Время убивать»,  «Лучшее предложение»,  «Голодные игры», «К звездам»). Дядя героя, по книге боевой офицер, оттрубивший свою 20-ку в легионе, в фильме вдруг не переносящий крови. 

Стронг («Звездная пыль», «Шерлок Холмс», «Шпион, выйди вон!», «Джон Картер», «Цель номер один», «Прежде чем я усну», «Игра в имитацию», «Шазам», «1917», «Тар»).  Экс-легионер, берущий на себя роль Deus ex machina.

Сын вождя (Рахим («Наполеон»). Бесстрастный «индеец», хоть сейчас в компанию к Чингачгуку и прочим Оцеолам.

Вождь (Деннехи («Шерлок Холмс», «Лютер», «Острые козырьки», «Номер 44», «Изгой-один. Звёздные войны», «Летящие сквозь ночь», «Благие знамения», «Периферийные устройства»). Нед со своим лицом и повадками отпетого подлеца запоминается буквально после пары фраз. Колоритный мужик, не отнять.

В фильме нас ждет одна относительно массовая битва (по полсотни-сотне бойцов с каждой стороны) и несколько более мелких стычек, включая финальную резню. Все, кроме дебютной большой сечи (отдельное спасибо за использование «черепахи»), сняты очень средне. С мельтешением камеры, невнятной, слабой боевой хореографией, бьющим по глазам несовпадением в количестве бойцов на момент начала и завершения драки. Что ж вы на приличного постановщика боев поскупились?

Любопытна ярая антиимперская направленность картины. Создатели ленты несколько раз устами героев-бриттов обвиняют римлян в колониальных устремлениях, жажде завоеваний, убийствах и геноциде. Не поспоришь – римляне с покоренными варварскими народами обращались не сильно ласково, особенно в случае длительного сопротивления при завоевании, или попытках сбросить римское ярмо. В книге, кстати, никто особо не рефлексирует по этому поводу – все прекрасно знают, к чему приводят бунты (сожженные хижины, посыпанные солью поля), но это воспринимается будничным делом – чего кипешевать то? Будет возможность – римлянину глотку перережем, и крепость его спалим. Но без вот этой вот всей патетики.

Но еще любопытнее то, что постановщики к финалу сами нивелируют свое трепетное осуждение имперской политики Рима. Показывая, как люди, выбравшие свободу, новую жизнь, новые семьи – возвращаются в воинские ряды, сражаться за знак имперского величия. Опять, мол, бегом под знамена, пардон орлы, мочить варваров во славу чего-нибудь. Вы б уже определились, что ли.

Вот мы плавно перешли к отличиям фильма от книги. А их немало, и достаточно существенных.

Поехали по пунктам.

-Косяки начинаются со вступительного текста. Строительство вала Адриана никак не связано с судьбой 9 легиона. Особенно если учесть, что его доля неведома никому. Розмари (как и Симмонс в Терроре) лишь вольно реконструировала одну из возможных развилок. Факт в том, что 9-й не упоминается в источниках примерно после 120 года. Хотя даже это не совсем так. Ведь имеется косвенная информация о его пребывании в Европе и в более позднее время. Как считают некоторые исследователи, эти данные могут относиться к отдельным подразделениям легиона.

Вал Адриана возведен, как нетрудно догадаться, при одноименном императоре в 122-128 годах. Он не единственное грандиозное оборонительное сооружение римлян в Британии. Дальше к северу, уже в Шотландии, был расположен вал Антонина (построен в 142-164 гг). Но и это не все. Еще дальше к северу не так давно археологи откопали следы еще одной, почти 200-километровой стены, сооруженной ориентировочно самой первой в 70-х годах.

-«20 лет спустя римляне заняли южную Британию» — гласит еще один титр. 20 лет спустя от заявленного 120 года?  Вы бредите? Попытки покорения Британии предпринимались еще Цезарем в 55 и 54 г до н.е. Но по настоящему сюда римляне добрались в 43 году н.е. Причем начали свою экспансию, что логично, именно с южной Британии. К описываемым событиям южные племена уже во многом примирились с властью империи, о чем упоминается в романе устами Эски.

Эрго. Относительно вменяемое приключение, порой достаточно вольно относящееся к первоисточнику и историческим фактам. Отдельный незачет за боевые сцены.

Режиссер: Кевин МакДональд 

В ролях: Ченнинг Татум, Джейми Белл, Дональд Сазерленд, Марк Стронг, Дэкин Мэтьюз, Тахар Рахим, Дэнис О’Харе, Дуглас Хеншэлл, Пол Риттер, Пип Картер, Нед Деннехи, Истван Гёз, Бенс Геро, Жолт Ласло 

Дальше будет чуток спойлеров, так что возвращайтесь сюда после просмотра.

-Никаких слухов о Марке, приносящем несчастье, среди легионеров крепости не было. Как минимум потому, что обвинять примипила в потере орла и гибели легиона никому в голову бы не пришло. Примипил – командир первой центурии, старший центурион легиона,  но аж никак не старший офицер в нем. Командует легионом легат (именно он накосячил по мнению Сатклиф). Следующими на иерархической командной лестнице стоят штук шесть трибунов, затем префект лагеря. И лишь потом центурионы, возглавляет которых примипил. Это как обвинять в разгроме современной полнокровной дивизии бравого капитана вместо генерала и полковников. Ход мысли понятен постановщиков – нагнетание обстановки, но против истины грешить не след.

-Кстати, сама крепость в романе прикрывала город Иску Думнониев, а не торчала как перст в чистом поле.

-В экранизацию не попала шикарная сцена с упряжкой, когда Марк попросил у одного из бриттов поуправлять его четверкой, запряженной в легкую колесницу. Сцена, добавляющая жизни в крепостной быт. И неплохо раскрывающая характер персонажа.

-Эска в романе не собирался становиться жертвенной овцой, а был полноправным гладиатором – участником смертельного боя. Только его оппонент-ретиарий оказался удачливее.

-Марк в фильме изображен гораздо менее приятным типом, чем в книге. И речь не в его «кровожадности» в сцене с кочевниками, нормальная ситуация для того времени. Эска сам без колебаний отправил бы юнца к предкам.

А в том, что киношный Марк самолично не предпринял ни малейших шагов, чтобы отпустить Эску на свободу. Воспринимая, как любой вменяемый римлянин, этого парня своей собственностью. Но! Дело в том, что по книге Марк был как раз ненормальным римлянином. Изначально почувствовавшим симпатию к бритту. По своей инициативе и за свои деньги купившего Эску у ланисты. И самолично, перед началом всей эскапады, выписавший ему вольную – дабы бритт принимал решение об опасном путешествии свободно, не отягощенный рабским ярмом. Да, как я уже сказал, Эска в романе не толкал программные речи о свободе и своей ненависти к Риму. Зачем проговаривать основополагающие вещи?

-«Мягкозадый сынок политика» и изображение римских патрицией в максимально неприглядном виде. Слово «политик» в Риме было не оскорблением, а непреложным фактом и непременным этапом карьеры практически любого патриция, а позднее и многих плебеев (грубо — нобилитета). Марк, принадлежащий к сословию всадников, хоть и был исключением из правила, упорно не стремящимся к политической карьере, прекрасно это знал.

-Марк не просто шарился по Британии в качестве безмолвного и бесполезного груза для Эски. Он неплохо знал языки племен и вполне мог общаться со встречными. Вдобавок им была придумана мощная «легенда» для этой экспедиции. Отрастивший бороду Марк (бритыми подбородками сверкали как раз римляне) выступал в роли грека-целителя, лечащего больные глаза бриттов. И кстати немало вылечил, благодаря мазям, приготовленным настоящим врачом!

Ну а гладиус в котомке, показанный в фильме, был равен парашюту, волочащемуся за Штирлицем. Никогда он еще не был так близок к провалу.

-Какие кочевники в Британии? Кочевники – «мигрирующие народы, живущие со скотоводства». Мигрирующие, Карл! Назвать племена пиктов или британских кельтов (что, по мнению многих, одно и то же) кочевниками — в корне неверно. Понятно, что постановщики имели в виду некое особенное местное племя, но термин «кочевник» к нему все равно не применим.

-Где копья, Зин? Основным оружием бриттов в романе выступали копья, как охотничьи, метательные, так и полноценные боевые, передающиеся от отца к сыну. Копья, топоры, а не луки или мечи.

— В фильме полностью выброшены линии ручного волка Марка и романтического интереса протагониста — Камиллы-Коттии.

-Никаких вернувшихся легионеров в романе не было (у выживших давно другая жизнь), правда, персонаж Стронга действительно нехило выручил парочку, проведя их через болота.

-Девятый легион по книге так и не был восстановлен. По той банальной причине, что изрядная часть легионеров подняла во время последнего похода натуральный бунт. Запятнав своего орла по самое не балуйся. Кстати, по книге орел был бескрылый, крылья по дороге потерялись.

-Зато Эске вручили римское гражданство, а Марку с сенатского плеча отсыпали пособие отслужившего полный срок центуриона. Что дало ему возможность заняться возделывание земли в полюбившейся Британии. Вместе с отсутствующей в фильме любимой женщиной (лады, еще девочкой).

Вот такой вот получился «режиссерский взгляд».

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Орел Девятого легиона (The Eagle), 2011

  1. Ксения говорит:

    Спасибо, с большим интересом прочла. Исправьте, пожалуйста, опечатку: завяленный > заявленный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.