Шпионки против террористов, или Борьба с полезным злом
Уже не первый год по всей планете кипит война. Война американских спецслужб с терроризмом.
Время от времени первые, стремясь понадежнее изничтожить вторых, придумывают свежие кунштюки и нетривиальные ходы.
Именно таким должно было стать создание программы Львица, чьи агентши втирались в доверие к женам, любовницам и дочерям известных террористов. Выходя через женщин на их мужчин, которых жаждет прижать к ногтю ЦРУ.
Подбирая новых «львиц», оперативница ЦРУ Джо заинтересовалась морпехом Крус – женщиной, выделяющейся физподготовкой и интеллектом.
Именно Крус предстоит охмурить Алию — дочь одной из главных целей Конторы и попытаться устранить эту самую цель. Задача непростая, ведь если морпех ошибется, ее ждет смерть. Но в случае неудачи, пострадает не только она сама. Продолжат гибнуть и обычные люди.
Проект, от создателя (в основном в качестве сценариста, но нередко и постановщика) весьма недурных и напряженных «Убийцы», «Любой ценой», «Ветреной реки», «Мэра Кингстауна», «Короля Талсы» Тейлора Шеридана? Поглядим.
Перед нами шпионская лента в духе Штирлица под девизом «баба яга в тылу врага». Однако с американскими особенностями, типа практически постоянной онлайн-работы и команды, тщательно кружащей где-то рядом.
В целом, проект недурен. Напряжение работы разведчика передано на уровне, в наличии ряд нежданчиков и качественных перипетий. Однако имеются нюансы.
Лента, как нетрудно догадаться по завязке, изрядно феминистична. Главные герои (ни) – боевые дамы, доказывающие, что они никому не уступят в патриархальном обществе, а женщина может заниматься в современном мире чем угодно, включая абсолютно неженские дела. Они делятся со зрителем одними из основных дамских проблем, пребывающих на разных полюсах женской активности: домашнее насилие, сложности с семейной жизнью у леди, горящей на работе. Зацепят непременную тему тяжелой женской доли, когда за тебя выбирают мужа, друзей, вообще все. Правда, подадут эту арку как особенность восточных представительниц «слабого пола». Дескать, на Западе проблема уже не актуальна?
Что удивительно – мужская часть персонажей не оглашенные самцы и сволочи (хотя встречаются и такие), как стало популярным в нынешнем кино, а достаточно адекватные люди. Увлеченные своей работой (как мирной, так и не очень), признающие за женщинами их профессионализм, уважающие крутость жен и боевых подруг, готовые подставить плечо поддержки и принять помощь.
Боевика от сериала ожидать не стоит, активное действие поманит дебютным драйвом и надолго исчезнет в тумане. А вот психологией нас обеспечат сполна: отношения между протагонистками, семейные проблемы шпионов (а точнее семей с активными дамами). Подход к неприятелю, которого ты должен использовать. Причем не к упоротым фанатикам, с которыми все ясно, а к приятным, ни в чем неповинным, кроме родства со злодеями, людям. Располагающим к себе, искренне начинающим считать тебя своим другом. Вызывающим у тебя приятельские (а может и не только) чувства.
Пройдутся постановщики по американской разведке: ЦРУ, если верить создателям сериала, слишком многое себе позволяет. Понятное дело, исключительно во благо звезднополосатого общества, но осадочек остается.
Да и тема вечной ненависти, переносимой и подпитываемой сквозь поколения, благодаря бесконечным убийствам с обеих сторон, не дает безоглядно восхищаться героизмом американских рыцарей плаща и кинжала.
И, само собой, по противостоянию между политиками и разведкой, американским властям, играющим в свои вечные темные игры. Выбирающим и сохраняющим знакомое зло, которое может принести пользу.
Поначалу, скажем честно, проблемы стоящие перед героями смотрятся не слишком впечатляюще. Максимум, что грозим нашей морпеховской кротихе это презрение модных фиф из окружения Алии, да приставания мачо из той же тусовки. Со временем ставки повышаются. Причем серьезно.
Да и личной жизни Джо, как на меня уделено слишком уж много времени. В рамках шпионского триллера мы получим натуральную семейную драму, со всеми ее составляющими. Родители, чрезмерно занятые работой, и не способные уделять внимание не только своим чадам, но и друг другу. Пубертат подростков, чувствующих недостаток родительской любви, и пускающихся во все тяжкие. Последствия таких деяний недорослей.
На героинях держится львиная доля проекта. Именно через них раскрывается психологическая и моральная основа сериала.
Джо (Салдана («Точка обстрела», «Коломбиана», «Стартрек: Возмездие», «Стражи Галактики», «Стартрек: Бесконечность», «Закон ночи», «Стражи Галактики. Часть 2», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Проект «Адам», «Аватар», «Стражи Галактики. Часть 3»). Крутая фемина, способная и самолично показать злодеям «кузькину мать», и шпионку подготовить, и спецназовских волков в ежовых рукавицах держать, и с начальством в хороших отношениях остаться. Вот только с последней львицей нехорошо получилось. На работе Джо резка, непреклонна, безжалостна и уверенна, что только подчеркивает ее поведение в той самой ситуации. Готова пожертвовать агентом, но только когда это приведет к поражению цели. Она состоявшийся и уважаемый профи, не считающий денег, живущий в роскошном доме с огромным бассейном. С социальной линией все путем, разве что любопытно было бы послушать о ее происхождении. А вот со второй составляющей женской жизни – не очень. У Джо не хватает времени на родных. Что не лучшим образом сказывается на ее отношениях с мужем-врачом и старшей дочерью-подростком. Выбор между важной для страны работой и счастьем родных людей, страдающих от того, что их мать/жена жертвует ими ради других — непростой. Как выйти из ситуации, постановщики не объясняют. Ну, кроме разве что обязательных мантр о любви и терпении.
Салдана понравилась. Она весьма адекватно раскрывает обе стороны своего персонажа. Крутого опера, не желающего больше терять своих «кротов» и матери/супруги, не знающей что делать с разваливающимся браком и отдаляющейся дочерью.
Крус (Де Оливейра). Женщина с тяжелым и болезненным прошлым из неблагополучной семьи. Вынужденная тяжело зарабатывать себе на жизнь, браться за любую работу от стриптиза до продажи бургеров. Лишенная собственного угла, подвергающаяся насилию со стороны парня-придурка.
Резко сменившая свою жизнь, решившая прекратить быть жертвой, позабыть о бессилии. Исполнившая свое решение. Всю себя отдавшая армии. Превратившаяся в закаленного солдата, а с мозгами всегда было в порядке. Единственное, что смутило, не слишком обоснованным выглядит согласие Крус на участие в программе львиц. Вместо нуклонного движения ввысь в морской пехоте, где она уже поимела отличную репутацию, бросаться в авантюру со шпионажем? Зачем?
Недурно показаны отношения в паре главгероинь. Сперва мы видим опытного и безжалостного гуру разведки, и беззащитную жертву, ставшую бравым морпехом. Который на уровне оперативника ЦРУ смотрится достаточно бледно. Затем Крус показывает зубки, пытается бодаться с куратором, доказывать свои умения. Со стороны Джо также не все просто. Стремление сохранить жизнь агенту, отголоски материнского инстинкта. Необходимость обломать рога новенькой, выяснить ее пределы (чертовски жестким способом). Причем для ее же блага.
Убойный коктейль.
Имеются в касте проекта и пара признанных звезд актерского цеха.
Кейт (Кидман («Золотой компас», «Прежде чем я усну», «Аквамен», «Большая маленькая ложь», «Девять незнакомцев», «Варяг») в образе крутой шишки из ЦРУ, курирующей «львиц». Попервой кажется, что Кидман тут исключительно для мебели, но со временем проявляются любопытные черты ее персонажа. Своеобразная связь с мужем, давно превратившаяся больше во взаимовыгодно-деловую, чем любовную; попытки прикрыть Джо перед боссами, не забывая о собственной шкуре, само собой.
Госсекретарь (Фримен («Семь», «Столкновение с бездной», «Особо опасен», «Конан-варвар» , «Падение Олимпа», «Обливион», «Люси», «Превосходство», «Падение Лондона», «Бен-Гур») жаждущий все контролировать, копающий под цру-шников, нарушивших запрет на действия на американской территории.
Ну и как не отметить появление в сериале очередной вундервафли в виде импульсного оружия.
А также особенности работы группы быстрого реагирования и шпионов ЦРУ. Качественное и всестороннее обеспечение операции, и конечно, ее идеальное проведение. Напряженные перестрелки с огромным расходом патронов? Это не к этим парням. Аккуратно убиваем все что движется – и домой. О поддержке операций американских вояк за бугром и говорить нечего. Авиация с ракетами рулит. Ну а тем, кому стрелять сейчас не нужно, подставят плечо команда слухачей, ловящие каждое слово из крохотных микрофонов и видеонаблюдателей. Штирлиц бы обзавидовался.
Эрго. Шпионский триллер с феминистическим уклоном и любопытными моральными этюдами о нелегких буднях ЦРУ-шных защитников Цитадели демократии.
Режиссер: Энтони Бирн, Пол Кэмерон, Джон Хиллкоут
В ролях: Зои Салдана, Лайсла Де Оливейра, Морган Фримен, Николь Кидман, Майкл Келли, Дэйв Эннэйбл, Джилл Вагнер, ЛаМоника Гаррет, Джеймс Джордан, Остин Хеберт, Джона Уортон