Гладиатор 2 (Gladiator II), 2024 

Убогая мечта о Риме, или Снова на арене

200 год нашей эры. Последний свободный город Новой Африки рухнул под безжалостной поступью легионов.

Обеспечив Вечный Город новой порцией рабов, среди которых на диво светлокожий парень Ганор, жаждущий отомстить командиру римской армии Акцию, чьи солдаты убили жену Ганора.

Однако рабу дотянуться до горла командира легиона непросто. А гладиатору? Благо хитроумный ланиста Макрин, купивший Ганора для выступлений на арене, обещает помочь с приготовлением остывшего блюда.

В Риме, как и полагается, тирания, коррупция и разврат, воплощаемые императорами Каракаллой и Гетой. Недолугими властителями, вызывающими у многих квиритов искренние сожаления о славных республиканских временах. 

И, похоже, появление в столице империи Ганора (парня с таинственным прошлым), коварные планы Макрина, стремления по-республикански настроенного Акция, могут вместе поднять пожар, способный всерьез всколыхнуть Вечный Город.

 

«Гладиатор» Ридли Скотта (Чёрный дождь», «Черный ястреб», «Хороший год», «Прометей», «Советник»,«Исход: Цари и боги», «Марсианин», «Чужой: Завет», «Последняя дуэль», «Наполеон») в 2000 году произвел натуральный фурор, в очередной раз вернув моду на пеплумы и расположившись недалеко от великих  представителей жанра, таких как Бен Гур, Клеопатра или Спартак. Фильм, традиционно для Скотта крайне вольно обходился с историей, делая с ней то, что Соддом не делал со своей Гоморрой, но полюбился зрителя и киноакадемикам.

Продолжения лента не предполагала: кому надо – умерли, кому надо — удалились в туман (хотя о сиквеле, безусловно, думали). Однако, все в наших руках, и спустя 24 года Ридли решил одарить зрителя «второй серией». В мире «Гладиатора» времени прошло меньше, но ненамного – 16 годочков. О некоторых событиях первой части нам ненавязчиво напомнят в мультипликационном режиме во время титров, и вперед за орденами.

Господи, кто писал вступительный текст! Уволить без выходного пособия: «их безжалостная агрессия распространяется по империи подобно чуме???», «Падение великого города неизбежно» (ага, тока до него еще две с лишним сотни лет ждать).

Начинается сюжет в Африке, где последний вольный нумидийский город, возглавляемый Югуртой, сопротивляется удивительно наглой атаке римского легиона, берущего крепость с наскока (что ж вы, товарищи нумидийцы, на высоту стен пожидились), не слезая с кораблей. Оставим за скобками то, что Югурта покинул сей бренный мир в 104 до н.э., а у режиссера идет 200 после Рождества Христова. Для Скотта триста лет туда-назад пустяк, абсолютно не стоящий внимания.  И то, как «талантливо» царь защищал крепость (оригинальный Югурта мотал нервы гордым квиритам не один год). А вот засилие лучников в атакующем легионе уже бьет по глазам.

Проблема в том, что лучники-«сагиттарии» принадлежали к вспомогательным войскам: бойцам, сформированным из союзников, или подчиненных народов, и в состав легиона не входили. У римлян, фанатов тяжелой пехоты, долгое время было несколько снисходительное отношение к лукам, вот дротик – это вещь! На худой конец праща. Как мы позднее узнаем, крепость Югурты атаковало 5 тысяч человек – по количеству ровно один легион, численность которого в разные времена колебалась от 4 до 6 тысяч (+вспомогательные части ауксилариев, которых чаще всего было столько же, сколько легионеров). Соответственно, перед нами легион безо всяких вспомогательных частей. И без луков. Которыми у Скотта вооружен каждый второй легионер, не считая каждого первого. Похоже Ридли квиритов с дружинниками времен Киевской Руси перепутал – вот то были парни-универсалы, которых поискать, и лука не чурались.

Манера называть армией один-единственный легион изрядно удивила, мало того, что у всех легионов были названия (Железный, Победоносный, Марсов и номер), которые обязательно употреблялись, когда речь шла о конкретном подразделении, так и общее количество бойцов, участвующих в столичной заварушке, смотрится смехотворно.

Ладно, поставим зарубку, что Скотт ни капли не изменился, насилуя исторический фактаж с молодецким задором, и отправимся дальше.

Боевки постановщики не пожалели. Начинается дело по традиции битвой с внешним врагом  — тот самый штурм города с использованием осадной техники. Далее перемещаясь на гладиаторские арены. Тут создатели ленты развернулись по-полной. Нас ждут обезьяны с клыками как у саблезубых тигров (бают, что павианы или бабуины, а больше похожи на обезьяно-волкулаков). Боец верхом на носороге (!это покруче морских гадов в Коллизее). Натуральная навмахия (морское сражение на затопленной арене, под пристальным взором плохо прорисованных акул (на сколько метров они арену затопили, что там 2-3 метровые рыбины вольготно себя чухают? Да и зачем был проход по веслам, если вы в аквариуме, и тут же идете на таран?), должная изображать битву при Саламине, происходящую по мнению Ридли (и римлян, жутко напоминающих в этот момент американцев) между троянцами (!) и персами. Тут Скотт выступил еще круче, столкнув народы, которые разделяет 7 (!) столетий.

Нас ждут рукопашные поединки и одиночные схватки мечников. Но больше всего – массовых схваток парней, вооруженных самых разнообразным оружием. За экшен – постановщикам зачет.

А что по сюжету? Тут дело похуже, да и на первую часть очень уж смахивает. Вроде все на месте: картинки поселений Империи, архитектура Вечного города, арены, бушующая толпа, интриги, развращенная власть. Вот только императоры чрезмерно карикатурно-комичны. Интриги шиты белыми нитками. Плохо скрываемая тайна ГГ бросается в глаза. Да и идейная основа чертовски спорна.

Нам подарят две линии. Первая — Ганор и его гладиаторские похождения. Вторая покажет бурления среди римской верхушки, включающие произвол слабого разумом садистика-Каракаллы и изысканно-декадансного Геты (влажные мечты на тему свежего императора Луция, вернувшего все к истокам, как вы уже догадались, никогда не случались в реальности, и полностью рождены воспаленным воображением сценаристов). Старую знакомку Луциллу с мужем Акцием, представляющим «республиканскую» партию. Полностью выродившийся Сенат, лебезящий перед убогими властителями. Плебс, в экстазе орущий при виде крови, льющейся на песок. Козни богачей, рвущихся к власти.

Основной идеей фильма Ридли стал неубедительный концепт: «раньше было лучше» и «мечта о Риме». В конкретном случае – республиканский Рим, мол, был светочем демократии и чуть ли не раем на земле. А вот козлы-императоры все испортили. Превратив сказочный республиканский Вечный город в источник нищих, болезней и вони. Ню-ню. С точки зрения нелюбимой Скоттом истории – это бред, причем нерифмованный. Рим во все времена своего существования был классической империей (с точки зрения отношения к соседям, да и к собственным гражданам). Агрессивной, злобной, не жалеющей жизней (ни своих, ни тем более чужих), строящей всех под одну гребенку. Ориентированной на завоевания, свысока плюющей на науку и культуру. С этой точки слова героя о том, что «Рим язва на теле земли, они только разрушают» абсолютно верны для множества людей, попавших под каток военной машины квиритов. И то, что Рим стал основой, фундаментом современной цивилизации, не лучшим образом говорит об этой самой цивилизации. А уж мечтать об этом уицраоре древней жестокости, в наше просвещенное время совсем уж убогий моветон.

По актерам. Ганору (Мескал), как справедливо замечает сам персонаж, до Максимуса (но когда он успел!? а как же покойная супруга?) как до неба. Но если честно, я ожидал худшего. У Мескала вышел вполне адекватный мужик, ведомый местью. Хороший боец, неплохой предводитель, упорно рвущийся к глотке врага. Вот только преображение ГГ, в какой-то момент забывшего об убиенной жене и кардинально сменившего мотивацию, а главное — взгляды на империю, выглядит крайне неубедительно (неужто доспех в подземелье – магический?).

Жаль, остальные гладиаторы сливаются в серую безликую массу (кроме разве что лекаря), да и герой с ними практически не общается, за исключением мотивационной речи. Не до вас парни, о судьбине Рима думать надо!

Вашингтон («Рикошет», «Багровый прилив», «Тренировочный день», «Гнев», «Маньчжурский кандидат», «Код доступа «Кейптаун»», «ДежаВю»,  «Не пойман — не вор», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды», «Дьявол в деталях») и его Макрин стал украшением картины. Вкрадчивый, увенчанный кольцами товарищ себе на уме. Некогда бывший то ли рабом, то ли легионером, неплохо знакомым с Марком Аврелием. Нынче – богатей, плотно занимающийся отбором гладиаторов и организацией боев. Вращающийся в самых высоких кругах, держащий за глотку сенаторов и влиятельных патрициев Рима. Умный, коварный, проницательный манипулятор, легко замечающий мелочи, использующий их в своих интересах.

Отдельное спасибо за колоритного израильтянина Лиора Раза («Фауда», «Неслучайность») в роли надсмотрщика над гладиаторами при Макрине. Ему давно пора на большой западный экран.

Луцилла (Нилсен («Адвокат дьявола», «Загнанный», «Три дня на убийство», «Последователи», «Чудо-женщина», «Лига справедливости», «Чудо-женщина: 1984») – один из двух персонажей, доставшийся нам в наследство от первого фильма. «Ты же мать!», в этом благородном образе регулярно подводящая под монастырь близких людей.

Акций (Паскаль («Родина», «Менталист», «Великая стена», «Мандалорец», «Чудо-женщина. 1984», «Одни из нас»). Скромный (!) победоносный, благородный генерал (откуда у Ридли такая идиосинкразия к слову «легат»?), страдающий по благостной Республике. Неглупый, харизматичный, но неспособный противостоять женскому напору, даже когда стоит. Опять заявляющий чушь насчет того, что «я не политик, я солдат», бред, абсолютно невозможный в Риме, где каждый из нобилитета был в той или иной мере политиком.

Эрго. Псевдоисторический фильм, оставивший неоднозначное впечатление. Боевка недурна, есть одна хорошая роль, а вот сюжет, вторичность, обращение с вотчиной Клио и идейная основа — огорчают.

Режиссер: Ридли Скотт 

В ролях: Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Дерек Джекоби, Рори МакКанн, Мэй Каламави, Питер Менса

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.