«Красивое показывают», или Занырнем поглубже/Отцовство – дело ответственное/Подводный аттракцион
Джейк Салли, бывший морпех, а нынче вождь племени Оматикайя, после изгнания землян времени зря не терял. Настрогав целых трех ребятишек. И усыновив еще двоих. Жить бы дружной семье, да радоваться. Если бы не одно «но».
Небесные люди вернулись. Как обычно вооруженные до зубов различной стреляющей, летающей и плавающей техникой. И не только.
Кроме машин на Пандору прибывают аватары с сознаниями погибших солдат.
Возглавляет которые полковник Куоритч. Жутко злой на Салли и не остановящийся ни перед чем, чтобы добыть его скальп.
В 2009 году Джеймс Кэмерон подарил нам потрясающее зрелище, вернув моду на 3д и создав самый кассовый фильм всех времен и народов (ненадолго уступивший пальму первенства лишь «Мстителям.Финал»). Заодно вызвав бурную волну споров о художественной ценности сего творения.
Аватар 2009 действительно был немудреной историей не без морали, берущей свое восхитительной картинкой и идеей единства всего живого на планете (концепт не новый, вспомним хотя бы Азимова с Галаксией, но чертовски увлекательный).
История создания неминуемого сиквела растянулась на 13 (!) лет. Кэмерон решил не просто снять продолжение, а создать франшизу минимум на пять лент, причем третья часть уже готова.
Работа проделана титаническая, особенно если учесть, что в процессе дорабатывались (или даже разрабатывались) технологии подводных съемок в контексте Motion capture.
В результате мы получили восхитительной красоты мультфильм (ну ладно-ладно, не совсем мультфильм, реальные съемки присутствуют, спасибо нашей любимой Новой Зеландии и гидросимулятору для подводных съемок), с по-прежнему простенькой историей.
Если первая часть говорила об обретении дома и любви, вторая сконцентрирована на семье.
Тема, как бы помягче сказать, не самая свежая, но с непрестанной силой муссирующаяся кинематографом. С другой стороны, о чем еще говорить в наше нелегкое время, как не о семье, в своем идеальном варианте дарящей укрытие от бурь внешнего мира, становящейся твоим фортом и главной опорой.
Причем на первый план в семействе экс-морпеха выходят не старые знакомые, а молодое поколение.
Кири (Уивер («Точка обстрела», «Погоня», «Хижина в лесу», «Красные огни», «Исход: Цари и боги», «Робот по имени Чаппи», «Голос монстра», «Защитники») – приемная дочь Салли, чьей матерью стал аватар Грэйс, находящийся в коме уже полтора десятка лет (не спрашивайте). Кири не от мира сего (не удивительно, учитывая обстоятельства появления на свет), тонко чувствует окружающий мир, а личность ее отца и вовсе, похоже, станет одной из главных сюжетных арок следующих частей.
Нетейам – главный наследник, самый слабо проработанный образ, существующий больше для галочки «почтительного сына и старшего брата».
Ло`ак — младший сын-непоседа, подбивающий окружающих на опасные шалости, близко показывающий зрителю судьбоносную подводную дружбу (если бы не Паякан, судьба Салли была бы печальной).
Туктире – младшая дочь, регулярно оказывающаяся в сложных обстоятельствах, причем не всегда по своей вине.
Майлз – еще один приемыш, на этот раз натуральный человек, выросший среди нави, вынужденный пользоваться суперпродвинутой кислородной маской (где она берет запас кислорода — знает только Кэмерон). Личность его папани тоже весьма важна.
Старики типа Салли (Уортингтон («Гнев Титанов», «Расплата», «Эверест», «По соображениям совести») и особенно Нейтири (Салдана («Точка обстрела», «Коломбиана», «Стартрек: Возмездие», «Стражи Галактики», «Стартрек: Бесконечность», «Закон ночи», «Стражи Галактики. Часть 2», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Проект «Адам») большую часть времени в тени отпрысков, выходя оттуда лишь на краткие минуты.
Салли исполняет обязанности строго отца-командира, путая армию с семьей, сохраняет покер-фейс, в глубине души страшно переживая за наследников.
Нейтири усердно изображает персонажа из сказки Киплинга, слегка запутавшись в гендерных характеристиках. У Редьярда «мужчина был дикий, страшно дикий, ужасно дикий». Зои показывает, что представительницы прекрасного пола в обществах первобытного типа не уступали по дикости своим суженым. Особенно если тронешь их чадо, или на светлы очи появится смертельный враг, которого ты уже отправляла в страну вечной охоты.
Ремарка от Катерины: Так да не так. Нави демонстрируют здоровые гендерные отношения: каждый из полов исполняет свои функции, гармонично взаимодействуя друг с другом. У кошачьих дам нет никаких мужских черт, это жены, матери, лекари, шаманки. Могучие вожди, предводители племен, тем не менее, четко прислушиваются к мнению своих суженых, с нашей точки зрения выглядя немного подкаблучниками. Женщины нави не будут нести смерть, но если угрожают их детенышу или очагу – другое дело. А уж тогда – ховайся в жито, нет свирепее и безжалостнее милой кошечки, защищающей свой дом. Шерхан подтвердит. Земные женщины-воительницы принимают мужской подход к жизни, жажду наживы, скабрезности, убийства по приказу, становясь изрядно мужиковатыми, причем в худшей мужской ипостаси: отмороженных, циничных убийц.
Можно еще упомянуть Ронал (Уинслет («Заражение», «Дивиргент», «Мейр из Исттауна») – супругу вождя морского клана и целительницу. Еще один сильный женский образ.
И конечно главного антагониста Куоритча (Лэнг («Конан-варвар», «Недруги», «Дикий», «Хроники хищных городов»). Это уже не тот непреклонный полковник, не глядя идущий по головам. После смерти у колонеля появились определенные сомнения, он изрядно смягчился, придерживая преступные приказы, которые раньше отдал бы, не моргнув глазом. Ему тоже предстоит проработать отцовскую ипостась. Тема отцовства, отношения поколений в The Way of Water, как видите, одна из основных.
Не преминет постановщик напомнить зрителю об экологической проблеме, ставшей стержневой в Аватарах. Джеймс подарит нам ряд пронзительных кадров гибели природы, пытаясь достучаться до совести тех, кто думает лишь о наживе. До совести тех, кто убив собственный дом, готов повторить то же самое с любой другой планетой (на Земле «Аватара» все совсем плохо и Пандора избрана новым домом землянам).
Кто бы спорил, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, лучше максимально сохранить экосферу планеты, дышать чистым воздухом и плавать в прозрачной воде. Только как именно этого достичь, когда вся современная культура возносит на щит успешность любыми способами. А для того, чтобы поддерживать существование миллионов людей приходится все больше разгонять загрязняющую все подряд промышленность?
Но все актерские работы, вяленькие сюжетные перипетии, простые моральные этюды меркнут на фоне удивительного зрелища, которое дарит нам Кэмерон.
Картинка в фильме выше всяких похвал. Сперва нам напомнят (за 13 лет немудрено подзабыть) о красотах лесной Пандоры. Парящие горы, головокружительные полеты в 3д, ставшие визитной карточкой франшизы, буйство красок и растительности, масса панорамных видов и съемок с высоты птичьего (точнее торучьего) полета.
Затем постановщики быстренько и скомкано меняют локацию, переводя героев на берега океанов. Кэмерон сам искренний фанат подводного плавания, и в изображение царства здешнего Нептуна вкладывается по полной.
Морские ездовые животные нескольких видов, числящие среди предков летучих рыб, способные как планировать в воздухе, так и плавать, или скользить по поверхности. Разумные киты-тулкуны, покрытые красивейшими узорами, не уступающие нави и людям в интеллектуальной деятельности, слагающие стихи, занимающиеся философией, тесно связанные с морским народом, свободно общающиеся со своими побратимами. Агрессивные хищники (их, будем честными, нам откровенно пожалели). Огромное количество разнообразных рыб и подводных растюшек с кораллами, радующих глаз расцветками и многообразием. Любопытные обычаи жителей рифов, их особенности физиологии, жилища, празднества, философия, похоронные обряды. Способ задерживать дыхание, за который наши дайверы, не задумываясь продали бы душу (как и за объем легких нави). Обучение новичков, позволяющее зрителю постепенно почувствовать себя в шкуре морских нави. Непременные подколки со стороны местных недорослей, конфликты с новоприбывшими, легкая любовная линия среди подростков (как это Кэмерон умудрился не ввести в ленту сексуальных меньшинств? Непорядок!).
А главное — вода. Множество надводных и подводных съемок, погружений, стремительных проплывов под поверхностью.
Да, как я уже сказал, чертовски напоминает мультфильм, но до чего красивый! Стоит отметить, что вода у Джеймса все время остается кристально прозрачной, никаких штормов или мутных вод – но это, пожалуй, неизбежно (кому охота созерцать замутненную жидкость, в которой ничего не видно уже через пару метров). Вдобавок большинство событий происходит не в открытом океане, а на относительном мелководье.
Не забывает постановщик и об экшене, и это, мягко говоря. Напряженных моментов в фильме с избытком, а финальное сражение становится одним из протяженных и надрывных эпизодов 21 века. Что такое саспенс Джеймс знает отлично. И как создавать настоящий аттракцион, на который смотришь, раскрыв рот – тоже.
Логических дыр в ленте с избытком. Начиная с напрочь позабытого анобтаниума, минерала, за которым охотились земляне в первой части, частично замененного амритом – добываемым из тел тулкунов и замедляющим старение гомо сапиенсов.
Странного поведения Салли, бросающего свою успешную партизанскую борьбу и сбегающего свит за очи (допустим даже полковника ты уведешь за собой, а остальные земляне? Им то ресурсы Пандоры нужны, а не конкретно взятый отставной морпех. Не жалко брошенное на произвол судьбы племя?). Полностью выпавшей после ухода Салли линии лесных нави (или они приберегаются для третьей части?). Чересчур легкого обнаружения беглецом главгадом. Упорного игнора производителями бронестекла в кабинах земных геликоптеров. Перечислять – не перечислить.
Темп в первых двух третях картины нетороплив до медитативного, хронометраж перехлестывает через три часа. Об общей предсказуемости сюжета и говорить нечего. Все ясно как божий день практически с начала (хотя пару относительно неожиданных поворотов режиссер припас). Но, собственно, кто-то ожидал от Аватара чего-то иного?
Эрго. Потрясающей красоты аттракцион, полный воды и подводных приключений. Смотреть крайне желательно на большом экране и в 3д – получите натуральное визуальное пиршество. Сюжет откровенно вторичен – что абсолютно предсказуемо.
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
В главных ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет