Геройский пеплум, или Война без богов
3200 лет назад. В Спарту прибывает посольство Трои во главе с царевичами Гектором и Парисом. Они договариваются о мире, но заодно, возвращаясь домой, смазливый Парис соблазняет бежать с ним прекрасную Елену – жену царя Спарты Менелая.
Греки не собираются молча сносить обиду. Да и богатства Трои давно манят брата Менелая – царя царей Агамемнона. Которому приходится приложить массу усилий, чтобы убедить присоединится к походу величайшего воина Греции – Ахиллеса.
Грядет война. Из тех, что навеки остаются в памяти потомков, возвеличивая имена ее участников.
Троянская война не раз гостила в книгах («Илион«) на кино и телеэкранах, вспомним хотя бы Одиссею Кончаловского или относительно недавнее толерантное Падение, снятое больше с точки зрения троянцев.
Одной из самых масштабных (и изрядно спорных) постановок на эту тему является наша сегодняшняя героиня. Отличающаяся пренебрежительным отношением к богам, навеянным атеистическим 20 веком, а точнее полным их отсутствием на арене. Напоминаю, согласно Илиаде Небожители принимали в троянской войне самое непосредственное участие, вплоть до прямого вмешательства в ход боев. Герои Трои 2004 обходятся своими силами, время от времени пренебрежительно и почти матерно проходясь по Олимпийцам. Скажу честно, ситуация абсолютно невозможная в древней Греции.
Причем это не единственная претензия к историчности картины. Знатоки плюются ядом по поводу доспехов и цвета щитов, тактики и стиля боя. От себя добавлю, что постановщики крайне вольно обращаются с наследием Хроноса. 10-летнюю осаду они сжали в лучшем случае до нескольких недель (если не дней). А греческий флот и вовсе прибыл за Еленой фактически на следующее утро после возвращения любовничков из Спарты. «Джонни, сделай монтаж»!
Желающим погрузиться в перипетии тех времен порекомендую даже не Гомера (хотя и его почитать стоит) а работы Олди «Одиссей» и Валентинова «Диомед».
Вдобавок в фильме нет Ифигении, нет первого ступившего на берег Трои, нет Аякса Малого, нет Лаокоона, нет даже Кассандры. Судьбы многих героев (в частности Аякса Большого, Агамемнона, Елены и Париса) складываются по-другому, чем в работах Гомера и прочих древних авторов. А вот «парубка моторного» создатели ленты не позабыли.
Но при всех этих косяках Троя смотрится на уровне. Эдакий пеплум в стилистике Бен Гура, с массами статистов, красивыми панорамами Трои, стильными нарядами и бесчисленными греческими кораблями. С парой эпичных сражений и шикарным поединком. С акцентом на Ахилле и Гекторе. Размышлениями о гордыне, славе, чести и ответственности правителя.
Нарочитыми, изрядно пафосными, но колоритными актерскими работами.
Ахиллес (Питт («Семь», «Спящие», «Собственность Дьявола», «Знакомьтесь, Джо Блэк«, «Мистер и миссис Смит», «Бесславные ублюдки», «12 лет рабства», «Война миров Z», «Ярость», «Игра на понижение», «Советник», «Союзники», «Однажды в… Голливуде», «К звездам«, «Затерянный город», «Быстрее пули»). Живая машина для убийства. Непобедимый воин, жаждущий славы, сперва без раздумий выбирающий оставить свое имя в веках. На полпути начинающий задумываться о любви и простом человеческом счастье.
Питт пробует совместить свое раннее амплуа красавчика с образом крутого героя боевика. Причем за исключением ряда помарок мне его Ахилл понравился. Боец, в каждом движении которого скользит Смерть. Экономные выверенные движения. Каждый удар – в гости к Аиду. Ни в грош не ставящий царей и вождей. Безоглядно уверенный в себе и своем мастерстве. Боевая часть вышла отлично. Когда Брэду нужно выдавать эмоции – дело похуже. Переключение от счастливого любовника до озабоченного вождя в день смерти Патрокла – хорошо. Шатер Агамемнона (сооруженный прямо поверх корабля) – хуже. Сцена с Приамом (прослывшая как одна из лучших актерских сцен фильма) – плохо, стыдливость и признание вины — явно не его.
Гектор (Бана («Чёрный ястреб», «Мюнхен», «Уцелевший»). Наследник трона Трои. Позволивший себе слабость в виде любви к братишке, неспособному удержать приап в тунике. Слабость, приведшую к гибели его народа.
Да, Елена были лишь поводом к войне греков с Троей, которая улеглась на жирных торговых маршрутах, отгребая себе львиную долю барыша. Агамемнон так или иначе попытался бы покорить троянцев. Но без вымпела в идее мести за поруганную честь, и войско было бы пожиже, и энтузиазма поменьше, и исход мог бы быть другим.
Гектор понимает, что накосячил, и уже при появлении греческого флота начинает готовиться к смерти.
Шикарный поединок у стен Трои. Гектор и сам боец из великих, но против лома нет приема. Он сражается на пределе возможного, вкладывая все силы и мастерство, истекая потом и возгласами, тем сильнее смотрится его смертоносный, не издающий ни звука, и не допускающий ошибок оппонент.
Гектор показан практически идеальным лидером, а вот к его таланту военачальника вопросов масса. Бессмысленная атака на храм. И главное — дважды остановленные сражения в момент, когда имело смысл дожимать врага.
Легко из вальяжного 21 века поражаться глупости Гектора, откликнувшегося на «выдь во двор» от Ахилла. Куда ты прешь – недоумеваем мы? Ты наследник трона при старике-отце. Вождь, олицетворяющий Трою. На тебе надежды и взгляды тысяч троянцев. Твоя гибель – падение духа защитников ниже плинутса. Тебе никак нельзя изображать из себя искупительную жертву богам, в которых ты не веришь. Нельзя быть рабом чести. Нельзя поддаваться воинской гордыне. Нельзя пытаться ответить за гибель юнца-Патрокла. Махни рукой лучникам, сделай из Ахилла ежа и иди к жене. Ну разве не так?
Но люди того времени думали несколько иначе, чем мы.
Тут даже интереснее реакция папани, позволяющего сынишке смертельную эскападу. У Приама тоже, знаете ли, была масса времени махнуть рукой. Плюс чуток мудрости и пониженный уровень тестостерона в связи с возрастом.
Парис (Блум («Чёрный ястреб», «Мушкетеры», «Хоббит», «Карнивал Роу»). Тонкий и звонкий въюнош, натуральный служитель Афродиты, неспособный пропустить ни одной юбки (пардон хитончика). Трусливый, наивный мальчишка, постепенно начинающий взрослеть. Постановщики пытаются показать нам еще одну роковую историю любви, сравнимую с отношениями Тристана с Изольдой или Артура с Гвиневерой, но выходит больше связь двух эгоистичных детишек, не желающих ни на минуту задуматься о последствиях. Явно боги покопались.
Одиссей (Шон Бин (обзор творчества тут («Эквилибриум», «Не говори ни слова», «Легенды», «Хроники Франкенштейна», «Марсианин», «Восхождение Юпитер», «Шардлейк«). Его тут совсем немного и проявить себя моему любимому Бину времени не дают. За исключением буквально пары сцен по полминуты.
Агамемнон (Кокс («Восстание планеты обезьян», «Благие знамения»). «Я — Агамемнон, герой богоравный и славный! Более тысячи стадий два пальца моих разделяют!»– вот лучше не скажешь, как не крути. Скользкий политик, вызывающий отвращение каждым своим действием. Интересно, мы когда-нибудь дождемся более адекватного изображения этого парня? Вряд ли такой исключительный чудак на букву «м», как его показывают обычно, смог бы объединить Грецию.
Приам (О`Тул («Звёздная пыль»). Благообразный старец, вариант Теодена до прихода Гэндальфа. Чрезмерно наивный и во всем полагающийся на мнения верховного жреца. Хотя в шатре у Ахилла он действительно хорош.
Ну и о музыке. Настолько навязчивого ездящего по ушам саундтрека, перетягивающего на себя кучу внимания, я давно не упомню. Разве что напев во время резни в Трое уместен.
Эрго. Пеплум, не слишком дружащий с исторической достоверностью и порой вольно обращающийся с первоисточниками. Богов нет как класс, судьбы героев Илиады изрядно изменены, но смотрится с интересом.
Режиссер: Вольфганг Петерсен
В ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Брайан Кокс (I), Дайан Крюгер, Брендан Глисон, Шон Бин, Джули Кристи, Питер О`Тул, Роуз Бирн, Винсент Риган, Саффрон Берроуз, Гаррет Хедлунд, Джеймс Космо, Овайн Йомэн