Кризис и варианты его решения, или Господин Президент – ваш выход
Джордж Маллен был натуральной легендой американской политики. Президентом, стабильно заручавшимся поддержкой обеих партий. Человеком, которому по-настоящему доверяли.
Но это давно в прошлом. Теперь Джордж пенсионер, вяло работающий над мемуарами в тиши загородного особняка.
Так продолжалось до ужасного дня, когда Колыбель демократии подверглась кибератаке, на долгую минуту вырубившей все компьютерные системы страны. Повлекшую аварии, смерти, панику. Атаке, которую обещают вскоре повторить.
Власти не имеют ни малейшего понятия, кто стал виновниками теракта. Но прилагают все силы, чтобы отыскать злодеев.
Организуется комиссия, наделяемая невообразимыми полномочиями, которым позавидовали бы самые кровавые диктаторы древности. Комиссия, главой которой становится Маллен.
Но что если Джордж уже не совсем в форме? И ему придется иметь дело с заговором такого уровня, о коем и помыслить ранее было сложновато?
Очередной конспирологический триллер («Рай», «Числа»), которые в последнее время пошли буквально косяками («спокойное» время, видать, располагает). Поглядим, чем порадует Zero.
Одной из центральных мыслей проекта становится «свежая» мысль о том, что опасность может исходить не только от внешнего, но и от внутреннего врага (а это может быть похуже грубого вторжения). И какова будет реакция властей и граждан на такую внутреннюю опасность.
Реакция, прямо скажем, аховая. Раскол социума, охота на ведьм, закручивание гаек. «Мы уже не в свободной стране». В общем, 11 сентября кажутся по сравнению с событиями «Дня» детскими играми на лужайке.
Постановщики показывают, как легко «сыпется» цифровая система современного западного общества под атакой неведомых киберпротивников. Как бессильны оказываются все силовые государственные структуры с их тысячными штатами и миллионными бюджетами. Как легко поддаются внушению и панике «пересични» американцы. А уж если ударить по самому больному месту жителей Цитадели демократии – по карману – дело и вовсе пахнет керосином.
Также поговорят создатели сериала о кризисе, накрывающем нашу цивилизацию, и возможных методах его решения. О воздействии на народ. О правде и ее необходимости (или нет?). Зацепят пугалки о нейрооружии.
Еще одной значимой аркой сериала становится анализ влияния власти на человека. Неограниченной, абсолютной власти, которая, как известно, развращает абсолютно. И уже трещит барьер прививок от высшей власти, принимаемых ГГ на протяжении президентских четырех лет. Ведь президент подотчетен, а глава Комиссии – нет (по крайней мере, какое-то время).
Но особый цимес образа Маллена (Де Ниро («Славные парни», «Спящие», «Звездная пыль», «Области тьмы», «Профессионал» , «Красные огни», «Афера по-американски», «Забойный реванш», «Джокер», «Ирландец», «Убийцы цветочной луны») в том, что перед нами аж никак не тиран, не маньяк, прущийся по власти, не психопат, наслаждающийся безнаказанностью и ролью Бога. Перед нами достаточно честный, противоречивый, разнообразный и наполненный человек (как и мы все). Джордж – авторитарный, давящий тип, публичный политик, любящий похвалу и пребывать в центре внимания. Посему так тяжело дается ему однообразная пенсионерская жизнь. Отличный оратор, способный парой фраз вдохновить павших духом и остановить зарождающуюся бучу. Самоуверенный альфа-самец с комплексом спасителя. Хреновый семьянин, так себе отец и не очень убедительный муж. Ценящий правду. Настоящий патриот, искренне заботящийся о стране. Эффективный менеджер, классно подбирающий команду, упорно добивающийся своих целей (можно воспринять героя эдаким аналогом «диктатора» в римском духе – позвали, оторвался от работы на грядках, переоделся в тогу, пошел — спас отечество и вернулся к своей капусте). Мужчина, допускавший ошибки, почти сломленный ужасной потерей. Поставленный перед выбором, которого врагу не пожелаешь.
Роберт, на моей памяти впервые заглянувший в короткий метр – хорош. Его Маллен застегнут на все пуговицы. Броня, наращенная по максимуму после смерти сына, не выпускает эмоций наружу и не впускает никого вовнутрь. Но если придется – способен выдать сцену наполненную энергией по винця (вспомните допрос Жнеца). В качестве вишенки на торте – фантасмагорический монтаж и галлюциногенные воспоминания, периодически накрывающие героя.
Из второстепенных персонажей стоит упомянуть помощника Джорджа Роберта (критично похудевший Племонс («Морской бой», «Во все тяжкие», «Черная месса», «Шпионский мост», «Недруги», «Фарго, 2-й сезон», «Секретное досье», «Власть», «Ирландец», «Власть пса», «Убийцы цветочной луны»). Пронырливый пацанчик, пригретый Малленом после смерти сына. Играющийся с огнем, человек с рисковыми связями. По собственной вине попавший в сложную ситуацию. Не сумевший просчитать расклад до конца.
Недурно поддерживается интрига с виновниками Нулевого дня, сдабриваемая поджимающим временем, которого у протагониста остается все меньше, и висящая до последней серии. И пускай финальное решение постановщиков кажется довольно спорным, оно обеспечит нам парочку шокирующих нежданчиков.
Интересно наблюдать особенности американского социума. Мантры по поводу свободы и демократии, произносящиеся на полном серьезе, и действия, порой напрочь опровергающие постулаты отцов-основателей. Стремление соблюдать покер-фейс и «облико морале». Постоянная видимость заботы о соблюдении законности – но если дело доходит до жаренного, а конкретно сакральной безопасности американцев, видимости приходится отодвинуться в сторону. Правда для домохозяек и истина для облеченных властью. Непременное «господин президент» при обращении к отставному главе государства. Наглые блогеры, позволяющие себе самую огульную критику людей, занимающих высокие посты.
Дополняют картину красоты городских джунглей. Пейзажи Вашингтона и Нью-Йорка в разное время дня и ночи. Правительственные кортежи и слоноподобные внедорожники на узких улочках. Святая святых властных кабинетов Президента и Конгресса.
Да, саспенса как для триллера маловато, об экшене и вовсе можно позабыть. Многие моменты смотрятся приветами от антиутопической фантастики. Мотивация злодеев слабенькая, а некоторые действия героев туповаты. Но любители политических триллеров и Де Ниро получат свою долю удовольствия.
Эрго. Конспирологическое размышление о вариантах выхода из кризиса с хорошей работой Роберта и американским колоритом.
Режиссер: Лесли Линка Глаттер
В ролях: Роберт Де Ниро, Джесси Племонс, Лиззи Каплан, Конни Бриттон, Анджела Бассетт, Мэттью Модайн, Джоан Аллен, Можан Марно, МакКинли Белчер III, Майкл Бонини, Кайл Кервин, Дэн Стивенс, Билл Кэмп, Джей Клэйц