Бэтмен (The Batman), 2022 — рецензия (обзор)

Возмездие — не выход, или Мышь печального образа

В Готэме неладно. Впрочем, как всегда. Наркотики, коррупция, мафия, бедность, неравенство. И даже линчеватель в костюме Летучей мыши не в силах исправить ситуацию.

Но все это как оказалось, были лишь цветочки. Ягодки вызрели вместе с убийством мэра, совершенным таинственным Загадочником.

Он не собирается останавливаться, затеяв игру в шарады с копами, обещая поднять на воздух пороховую бочку Готэма.

И никому не под силу разгадать головоломки и остановить злодея.

Кроме олицетворения Возмездия Готэма — Бэтмена.

 

Киновоплощений мстителя Готэма мы видели немало. Последним про счету был Аффлек, появившийся в двух лентах расширенной вселенной DC .

Однако с 2017 утекло немало воды, и Голливуд решил в очередной раз ребутнуть Человека-летучую мышь.

Свежий «Бэтмен» оставляет крайне противоречивые впечатления. 

У Роберта Паттинсона («Маяк», «Довод») вышел весьма своеобразный Бэтмен. Да, режиссерская задумка читается. Мэтт Ривз захотел показать Летучую мышь «в начале славных дел», дав акцент не на экшене и гаджетах, а на детективе и психологическом перерождении. Бэтмен Паттинсона действительно молод и неглуп, демонстрирует интеллект и дедуктивные способности. Наблюдателен, нетороплив, легко разгадывает ребусы оппонента. Отшельник, лелеющий детскую психотравму. Мелахолично-печален, наивен, лопоух, искренне старается разобраться в тайнах семьи. Переживает за жителей города, считает своим священным долгом выступать на их защиту. А вот с эмоциями у парня туго. Фактически одна «Грусть-тоска» либо отрешенность (эдакий Рыцарь печального образа). Это то, что читается на открытом лице, а ведь большую часть времени актер проводит в маске. Играть одним подбородком и глазами у Роберта выходит слабо (дело без балды нелегкое). Вдобавок внешне, гламурной челкой и опущенными уголками рта, чертовски напоминает вечно огорченного и пессимистичного бассет хаунда.

Постановщики добавили в блюдо перчика, напрочь позабыв о шлейфе роли, кроме всем известной безвременной кончины родителей. Чем парниша занимался два десятилетия? Обучался сражаться у Альфреда? Допустим. Тогда откуда шрамы? Как он провел два года своей бэтменской карьеры? Откуда знает Гордона? Почему тот ему столько сильно доверяет, рискуя карьерой, таскает на места преступления? Нет ответа.

Бэтмен вновь, как в лентах 80-х, никого не убивает (рейтинг, чтоб он был здоров), и даже не наносит серьезных увечий, оставляя у противников максимум синяки и разбитые лица. Отношения с властями и горожанами у него ровные и рабочие. Да, копы, конечно же, в какой-то момент попробуют изловить «линчевателя», но возьмутся за дело вяло, и быстро позабудут о своих намерениях. Не до них. Жители Готэма и вовсе будто игнорируют мужика в странном прикиде: бродит тут какой-то фрик, и бог с ним. Максимум слухи пошли.

Обязательные моменты, связанные у зрителя с Летучей мышью, на месте – его друзья и враги, непременный конфликт с властями, гаджеты, полеты на тросах и бэтмобиль. Все чин по чину.

Зато режиссер по полной программе отработает арку осознания бесполезности возмездия и силовых решений. Проведя героя от классического линчевателя (ну как классического, в рамках рейтинга, каким должен быть настоящий – спросите у Фрэнка Касла) до волонтера и внештатного сотрудника МЧС. Ведь самосуд, творимый человеком, стоящим над Законом, вызывает у маргиналов искренний интерес, формируя подражателей и следующую волну насилия.

Скажу сразу – не убедил.  

А вот тот момент, что как Уэйн парень может сделать для города больше чем Бэтмен – любопытен. Хотя тоже не бесспорен (см. пример папани).

Не пожалели создатели ленты тяжеловесного пафоса, льющегося с экрана с первых минут. Из закадрового голоса протагониста. Предвыборных дебатов. Речей власть имущих на камеру. Роликов Загадочника.

И открытий для белошвеек (точнее американских обывателей): «думаете, на выборах что-то решается?». Оказывается, настоящей властью в городах являются не избранные мэры или полиция, а вовсе даже натуральный криминалитет, а точнее крепкая спайка «преступного города с властной деревней». Кто бы мог подумать.

Экшена в ленте не сады. То вспыхнет драка с гопотой. То заруба с охраной клуба. То беготня от полиции. То полет на костюме-крыле (над посадкой стоит поработать). То погоня за Пингвином – ну хоть она хороша. А тут уже и финальное столкновение подоспело. Негусто.

Бэтмен регулярно пропускает удары, порой даже от уличных разболбаев (слабенько тебя, малец, Альфред учил). Допускает ошибки. Поддается страху перед полетом. Позволяет расстреливать себя в упор (благо, хоть костюм не подводит). Постановщики максимально стараются приблизить супергероя к народу.

Придумали создатели впечатляющий финальный твист, переводящий картину в ранг лент типа 2012. Жаль, показать его на высшем уровне не смогли. Странно, бюджет вроде позволял.

Динамика развития сюжета нетороплива, лента кажется плавной и затянутой.

Изрядная часть привычных гаджетов, как я уже сказал, на месте. Нора Бэтмена в шахте, где вьются сотни летучих мышей (и это после ковида!!!). Тяжелобронированный костюм (держит винтовочную пулю в упор, и не одну). Прыжки в пустоту с крыши и подъем наверх с помощью тросов. Костюм-крыло. Мотоцикл с широченными колесами. Бэтмобиль, которого нам почему-то толком не покажут. Линза на глазу, способная передавать, записывать видео и опознавать личности.

Атмосфера нуара понравилась. Вечная темнота и непременный дождь. Внушающие страх тени. Обреченность, скользящая в словах ГГ. Молодежные банды и бессилие копов. Повальная коррупция и всевластие мафии. Готэм по праву держит одно из первых мест в рейтинге самых отвратных мест для жизни.

Не обошлось без социальных линий в духе Джокера. Тоже правда, до боли банальных. Оказывается, неравенство – не «гуд», быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. А сирота-миллиардер живет круче, чем безбатченки в приюте. Хэлло, Кэп!

Христианских аллюзий, подкрепленных церковным саундом и финальными кадрами в стиле Данко («печинка згасає!»).

Детективная линия подается в духе Se7en, а может «НД». И вообще у ленты 2022 множество отсылок к фильму Финчера (как, впрочем, и к трилогии Нолана). Напарники, столкнувшиеся с загадками, подбрасываемыми сбрендившим маньяком. Мрачнейшая атмосфера окружающей действительности. Обрыдлый дождь. Реализм окружающей нас серой действительности с людскими грехами и проблемами психики. Супердетективом Брюс себя не показал, но мячи, подаваемые оппонентом, отражал уверенно. Не сумев разобраться, правда, в общей картине.

Соратники Бэтмена на уровне.

Женщина-Кошка (Кравиц («После нашей эры», «Дивергент», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Большая маленькая ложь», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»). Криминальная девица, одинаково вольготно чувствующая себя в образе бой-бабы, раскидывающей здоровых мужиков, ловкой воровки и симпатичной фемины, заставляющей оглашенных самцов истекать слюной.

Лейтенант Гордон (Райт («Манчжурский кандидат», «Исходный код», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», «Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Мир Дикого запада», «Придержи тьму«, «Не время умирать»). Старый служака, единственным достоинством которого, по всей видимости, является честность. Поскольку как детектив он гроша ломанного не стоит. Зато знает к кому обратиться, что тоже немало.

Дворецкий Альфред (Серкис («Престиж», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Планета обезьян: Война», «Мстители: Эра Альтрона», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Чёрная пантера», «Письмо королю»). Бывший сотрудник разведки, ставший для Брюса вторым отцом. Обстоятельный, заботливый, не забывающий о том, чтобы главная сверхспособность Бэтмена – деньги — пребывала в надлежащем состоянии. Но изюминки образу все же не хватает.

Оппоненты тоже стараются не ударить в грязь лицом.

Пингвин, в исполнении кардинально загримированного Фаррелла («Особое мнение», «Телефонная будка», «Залечь на дно в Брюгге», «Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив», «Утешение/Экстрасенсы», «Фантастические твари и где они обитают», «Вдовы», «Джентльмены», «Артемис Фаул», «Поколение Вояджер», «Северные воды») – я его реально не узнал, пока список актеров не посмотрел. Отвратно-наглый, с лицом, покрытым шрамами. Скользкий, комичный, самодовольный, вызывающий одновременно жалость и брезгливость.

Некоронованный король Готэма Фальконе (Туртурро («Перекрёсток Миллера», «Тайное окно»,  «Исход: Цари и боги») – вальяжен, опасен, самоуверен, снисходителен.

Загадочник (Дано («Клан Сопрано», «Рыцарь дня», «Ковбои против пришельцев», «Петля времени», «12 лет рабства», «Виновный»). Двинутый психопат-революционер с социальной программой и тяжелым прошлым. Неплохо, хотя чересчур буффонадно, показал себя, будучи в маске. С открытым лицом не впечатлил. Не хватило безуминки.

А вот врагов, способных на равных противостоять протагонисту в бою, не нашлось. Лишь бездарная массовка, берущая числом.

Эрго. Спорная перезагрузка Бэтмена с неплохой нуарной атмосферой, любимыми гаджетами и вменяемым расследованием. Недобор экшена, банальную идейную подоплеку и главную актерскую работу к достоинствам отнести сложно.

Режиссер: Мэтт Ривз («Планета обезьян: Революция», «Планета обезьян: Война»)

В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Колин Фаррелл, Джеффри Райт, Пол Дано, Джейми Лоусон, Энди Серкис, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Кон О’Нилл, Макс Карвер, Чарли Карвер, Марк Киллин 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.