Вонка (Wonka), 2023 — рецензия (обзор)

«Под шляпою — мечты», или Шоколадные страсти

У Вилли Вонки есть мечта. Мечта, ради которой он готов претерпевать любые лишения и работать не покладая рук — накормить мир своим шоколадом. Ведь его мать, умирая, пообещала в этом случае лично поздравить его с таким свершением.

Полный энтузиазма Вилли прибывает в город, где начинает делиться плодами своего мастерства с жителями. Однако не все так просто. Конкуренты Вонки – шоколадный картель – готовы на все, чтобы убрать новичка с рынка лакомств. Вдобавок, из-за неумения читать, Вилли оказывается в долговом рабстве.

И только обретенные друзья, оптимизм да стремление к мечте, помогут Вонке достичь цели.

 

Роальд Даль, один из известнейших западных детских писателей, благодаря кинематографу, становится все ближе к нашим пенатам.

«Большой и добрый великан», «Ведьмы» недурно постояли за честь Даля. Но самой, пожалуй, известной его сказкой стала «Чарли и шоколадная фабрика», популярная у нас благодаря фильму Бертона (обзор творчества тут) с Деппом (обзор творчества тут). На родине не менее ценится экранизация 1971 года, изрядно отличающаяся по стилистике образов от работы Бертона. Именно к этой ленте подводит нас Wonka 2023 года, рассказывающий о становлении Вилли Вонки.

Перед нами комедийный сказочный мюзикл с нарочитыми, фарсовыми, но западающими в душу персонажами, шоколадным волшебством (или особо изощренными фокусами?), парочкой социальных и моральных вопросов, отличным послевкусием.

Фильм яркий, заводной, веселый, полный песен, запоминающихся даже в переводе, танцев. Дарящий веру в то, что благодаря мастерству, товарищам и мечтам можно достичь чего угодно. Мечты, по «Вонке», один из основополагающих побудительных мотивов, то, что дает силы противостоять невзгодам и оппонентам. Помогает не опускать руки, стремиться к свершениям и победам.

Картина удачно совмещает детско-подростковые приключения, сказочные элементы с до боли привычными картинами реального мира, серьезными взрослыми размышлениями. Вон протагонист, с бьющим фонтаном оптимизмом. Вон классическое приключение с жирафом. Вон забавные детские стихотворные игры со словами. Вон восхитительный шоколадный сундучок Вонки. Вон иная раса миниатюрных умпа-лумпов. А вон коррупция, полицейский произвол, аналог наркозависимости, всевластные богачи, «деньги, побеждающие бедняков». Убойный коктейль.

Кстати, по поводу побеждающих денег. Тут же нам дают один из методов борьбы с владельцами финансов – лишите их денег, или источника богатства и все станет намного проще. Понятно, что легче сказать, чем сделать – но метод интересный.

Лента тщательно следует заветам Митты, а точнее Эйзенштейна с его монтажом аттракционов. Героям (и зрителю) регулярно подбрасываются новые и новые перипетии, а когда кажется, что цели достигнуты – впереди открывается новая неувязка. Мы будто катаемся на гигантских американских горках – проблема, падение вниз; преодоление, подъем наверх. Чуть выдохнули и по новой.

Фильм не лишен удачных комедийных моментов. Шоколадка «Большая попойка». Монахи-шоколадоголики. Коварный шоколадный картель. Соблазнение шефа полиции. Таких сцен в ленте хватает.

Герои порадовали.

Вонка (Шаламе («Родина», «Интерстеллар», «Недруги», «Леди Бёрд», «Маленькие женщины», «Дюна», «Не смотрите наверх»). Прибывающий в город в стиле Джека Воробья. Переполненный энергией и планами юнец. Идущий за своей звездой. Харизматичный лидер, заводящий толпу с пол-оборота. Не умеющий читать, наивный, «верящий незнакомцам». Искусный шоколатье, выдающийся фокусник (или все же немножечко волшебник?) Мастер на все руки, способный из отходов и палок собрать что угодно, на коленке придумать и воплотить механизмы, упрощающие рабочий процесса. Заботящийся о друзьях. Ценящий свое слово, не склонный к откровенному криминалу.

Вонка Шаламе ни капли не похож на образ, созданный Деппом, но, по идее, близок к Вилли Уайлдера (пускай смотревшие ленту 71 года поправят). Никакой социопатии, отрешенности, одиночества, даже эксцентричности в меру. Из такого парня вырасти в Вонку Деппа было бы трудновато.

Работа Шаламе понравилась, причем впервые, предыдущие увиденные мной его роли вдохновляли слабо. Оказывается, его не зря записали в надежды американского актерского цеха. Парень не бездарь.

Нудл (Лейн). Прагматичная и чуток циничная девица-сирота, приземляющая оптимизм и мечтательность Вонки. Ставшая для него лучшим товарищем в городе. Вроде ничего особенного, но смотрится приятно.

Умпа-Лумпа Лофти (Грант («Облачный атлас», «Джентльмены», «Достать ножи 2», «Операция «Фортуна», «Подземелья и драконы»). Грант в виде 30- сантиметрового человечка, полного снобизма, уютного коварства и непреклонного желания получить свое – это «пять».

Оппоненты Вилли.

Слизерс (Патерсон («Контрмир»). Главный гад, с которым не стоит шутить. Основной производитель сладостей, глава шоколадного картеля. Образ создан в общем комедийном ключе, но у Патерсона получилось пройти по грани фарса, вместе с шутливыми нотками наградив своего героя нешуточной харизмой и ощущением исходящей от него опасности. Такого врага никому не пожелаешь.

Начальник полиции (Кей («Земля будущего» , «Фарго, 1-й сезон») Апогей шоколадной зависимости (наравне с монахами и настоятелем). Не самый плохой человек, не устоявший перед собственной слабостью.

Миссис Стиркит (Колман («Железная леди», «Ночной администратор», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фаворитка», «Отец», «Секретное вторжение»). Милая на первый взгляд дама, говорящая с забавным акцентом и таящая немало сюрпризов. Способная переключаться от отвратной тетки до обаятельной женщины за долю секунды.

Ее помощник Хлоркет (Дэвис). Неопрятный громила, безответно влюбленный в хозяйку.

Персонажи как я уже сказал, нарочито комедийны, порой творят глупости на грани идиотизма, что в общей стилистике фильма не вызывает негативных эмоций. И остаются в памяти, что не слишком частое дело в современном кинематографе.

Да и общее послевкусие на удивление недурно, что опять же случается далеко не каждый день.

Эрго. Милый комедийный мюзикл с качественными перипетиями, нарочито-фарсовыми, но запоминающимися героями.

Режиссер: Пол Кинг

В ролях: Тимоти Шаламе, Колин О`Брайэн, Кала Лэйн, Оливия Колман, Хью Грант, Салли Хокинс, Пэтерсон Джозеф, Кигэн-Майкл Ки, Роуэн Аткинсон, Саймон Фарнэби, Мэтью Бэйнтон, Мэтт Лукас 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.