Оби-Ван Кеноби (Obi-Wan Kenobi), сериал, 2022

«Последний уголь отгоревшего века», или Старик и принцесса

Оби-Ван уже не тот. Носит имя Бен, живет одиноко, не высовывается, трудится на поденной работе, мучается кошмарами, сомнениями и виной.

Перед нами человек, у которого осталась одна цель – присматривать за 10-летним Люком Скайвокером, ожидая времени, когда можно будет обучить его джедайским штучкам.

Однако человек предполагает, а Сила располагает.

Лея попадает в беду, и Оби-Вану приходится оставить Татуин, чтобы взяться за спасение сестры Люка.

 

За перипетиями новых Звёздные войн (Пробуждение силы», Последние джедаи», «Скайуокер. Восход»), Историй («Изгой-один», «Хан Соло») и Мандалорца, мы несколько позабыли о человеке, показавшем далекой галактике мастер-класс: как надежно и с гарантией создавать из светлых падованов темных владык. Мы позабыли, а Лукас-фильм – нет.

Оби-Ван (Макгрегор («Чёрный ястреб»,«Невозможное», «Джек – покоритель великанов», «Фарго, 3-й сезон», «Кристофер Робин», «Доктор Сон», «Хищные птицы») действительно уже не торт. Уставший, разочарованный старик, ставший натуральным затворником. Уверившийся в проигрыше Светлой стороны, не имеющий никакого желания вновь ввязываться в безнадежную драку.

Выматывающая работа за гроши, верный верблюд и продуваемая пещера в качестве жилья – все, что у него есть. И надежда на то, что его услуги учителя поскорее понадобятся подрастающему Люку.

Перед нами натуральный бенефис Макгрегора с отличным развитием образа. Раздавленный Бен, утративший смысл жизни. Человек, нехотя ввязывающийся в авантюру. Получающий ошеломляющее известие. Впервые за долгие годы берущий в руки шашки (пардон, меч). Вспоминающий былые навыки. Искренне привязывающийся к пигалице-принцессе. Обретающий новых друзей. Терпящий очередное поражение. Переосмысливающий многие моменты своей жизни. Мы видим своеобразный квест-путь-восстановление отчаявшегося человека, придавленного потерями и чувством вины. Апатия, вялое согласие на действия, преодоление препятствий хитростью, без применения способностей, неудачная попытка силового воздействия — как водораздел. Возрождение эдаким Гэндальфом Белым, способным принять свою новую планиду.

Эван не демонстрирует особых перевоплощений, находясь в образе доброго, человечного, мягкого, но сильного мужчины (его любимый типаж). Смотрясь в этих рамках на диво органично.

Бенефис Макгрегора и одной маленькой принцессы.

Леи (Блэр). Непоседливая егоза, влюбленная в летательные аппараты, не выносящая дворцовых условностей. Временами хитрая умница, упрямая озорница, демонстрирующая недюжинную выдержку, силу духа и смелость. Порой ведущая себя как нормальный ребенок: наивно, спонтанно, глупо, эмоционально. Отличная работа юной лицедейки.

И хорошая парная работа мэтра и юной звездочки.

Из положительных героев стоит упомянуть Талу (Варма («Рим», «Лютер», «Исход: Цари и боги», «Карнивал Роу»). Имперский офицер, разочаровавшаяся в тирании, посвятившая свою жизнь спасению джедаев. Ставшая одной из организаторов Тропы (явная аллюзия на The Underground Railroad) – пути спасения уцелевших носителей светлой стороны Силы. Возможно, перед нами один из зародышей Сопротивления. Сюда же примыкает линия о потерях и жертвах в духе «Изгоя один».

Хитреца и мошенника с большим сердцем Хажа (Нанджиани («Секретные материалы», «Вечные»). Способного удивить и врагов и друзей.

Да дядю Люка Оуэна (Эдгертон («Козырные тузы», «Воин», «Цель номер один», «Великий Гэтсби», «Исход: Цари и боги», «Черная Месса», «Красный воробей», «Яркость», «Опасный бизнес»), демонстрирующего холодное отношение простого народа к потерпевшим поражение джедаям.

Из антагонистов перед нами Верховный инквизитор (Френд («Родина», «Бесконечность»). Самонадеянный и самоуверенный тип.

Да инквизиторша Рева (Ингрэм). Главный противник героев и самый слабо сотворенный образ проекта. Подход понятен – сильная дама (это модного тренда в сериале с лихвой), психологически искалеченная в детстве, всеми силами стремящаяся к вершинам. Амбициозная, импульсивная, жесткая, безжалостная, помешанная на поимке Оби-Вана. Ловко прыгающая любительница паркура (снято средне — тросы только что по глазам не лупят). Готовая для достижения цели положить гору трупов. Бог бы с ней, кто и когда ценил жизни пейзан и мещан? Беда в другом – выглядит персонаж искусственно, и сыграно Реву бездарно. Нарочитые эмоции, в которые поверить не удается при всем желании. Или полное их отсутствие. Странное поведение (это скорее к сценаристам). Инквизиторы в целом, как вид, постановщикам откровенно не удались. Да, со временем оказывается, что все не так просто как кажется, но это лишь отчасти исправляет первое негативное впечатление.

 Кстати, а куда протерялись эти бравые парни в дальнейшем? Отчего в оригинальной трилогии из владеющих силой перед нами лишь знаменитая троица? Непорядок.

Есть еще один хорошо знакомый мужчина, но его тут меньше, чем хотелось (стилистически ночная дуэль неплоха, логически и с точки зрения хореографии – сплошные дыры). Вот у кого процесс облачения занимает столько времени, что средневековые дамы обзавидуются.

Несмотря на все ухищрение создателей сериала, градус саспенса изрядно понижен. Ведь мы отлично знаем дальнейшую судьбу главных героев и уверены, что ничего смертельного с ними в Kenobi не произойдет.

В начале сериала нас ждет масса нарезок из первой трилогии ЗВ (тоже верно – зритель существо склеротическое). Дальше – пасхалки для фанатов и поток ностальгии. Включая воспоминания Вейдера о счастливой молодости.

Экшена негусто. Боевая хореография неубедительная. Перестрелки скучновато-банальны, разве что Бен, ловко управляясь со световым мечом, вносит приятную долю разнообразия в это болото. В очередной раз поражаешься джедаям, со всеми своими умениями давшим себя изничтожить на корню. А также вновь задумываешься об эффективности лазерного импульсного оружия (пулемет, особенно крупнокалиберный, против джедая был бы явно понадежнее. И не только против джедая).  Со стратегией и тактикой в ЗВ, правда, всегда были нелады. В наличии пара битв на мечах, первая из которых в стиле Новой надежды (это не комплимент). И на диво неубедительный штурм.

Сражений в вакууме нет вовсе. Видов космоса также пожалели.

Разве что планеты могут постоять за честь разработчиков спецэффектов. Мы сможем лицезреть не только поднадоевший Татуин (хотя даже тут появилась яркая деталь вроде мясного цеха прямо у туши неимоверных размеров зверя). А и место обитания Леи – классический оазис с лесом и полями.  Киберпанковскую Дайю с мегаполисом в стиле «стекло, неон», многолюдством, блокирующимися сигналами, криминальными районами, ми-мишными и пушистыми крысами. Шахтерское Мапузо с пейзажами в духе Лисьей бухты. Планету-океан – место обитания базы Инквизиториума с базой-обелиском.

Разнообразие это приятно.

В процессе постановщики пытаются хотя бы изредка отойти от антропоморфности алиенов, показав многообразие живых существ далекой-далекой галактики. А заодно новые виды роботов и дронов. За попытку спасибо.

А вот сценаристам хочется попенять за инфантильность и несерьезность поведения персонажей. То возникают непонятные проблемы с обнаружением маршрута автоматического корабля, хотя четко известен причал, откуда он стартовал. То штурмовики (и не только) нерешительно топчутся перед костерком, который переплюнуть можно. То, напротив, могут похвастать мифрильностью своих доспехов, которые и лазерный меч не сразу берет (вот это новость!) То диалоги заставляют хвататься за голову. «Признайся что ты шпионка!» — вопит одна. «Честное слово, я под прикрытием!» — отвечает ей обвиняемая. «Доберись до порта, где тебя встретит пилот» — само собой, в порту, конечно же, ровно  один пилот.

Детский сад, штаны на лямках.

Эрго. Ностальгический проект с двойным бенефисом аксакала и ребенка. Эта парочка в полном порядке. А вот к динамике и логике претензий хватает. Как и к жадности постановщиков, пожалевших нам картин космоса и боев в вакууме (фактически тех самых «звездных войн»).

Режиссер: Дебора Чоу («Джессика Джонс«, «Железный кулак«, «Американские боги«)

В ролях: Эван МакГрегор, Хейден Кристенсен, Руперт Френд, Джоэл Эдгертон, Майя Эрскин, Кумэйл Нанджиани, Моусес Ингрэм, Бонни Пессе, Бенни Сэфди, О`Ши Джексон мл.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.