Жанна Дюбарри (Jeanne du Barry), 2023

«Яйца короля!», или Властитель и его фаворитка

18 век. Франция. Юная чаровница Жанна Бекю прослыла в аристократических кругах одной из искуснейших и желаннейших куртизанок Страны франков. За ее прелестями выстраивались очереди из графьев и прочих герцогов.

Пока однажды она не удостоилась внимания самого короля. Людовик откровенно увлекся своей новой фавориткой. Но оказалось, что Версаль еще тот гадюшник, и не факт, что столь удачно начавшийся роман продолжится столь же счастливо.

 

Признаюсь честно, если бы не участие Деппа, похождения очередной фаворитки очередного Людовика вряд ли бы удостоились моего внимания. Однако имя Джонни сделало свое дело, и я, на удивление, не пожалел.

Перед нами романтичная костюмированная мелодрама, с не самым привычным для этого жанра финалом. Страдающая анахронизмами и вольным обращением с фактами, но на диво милая и с хорошим послевкусием.

Картинка фильма с первых минут буквально просится на обои рабочего стола, радуя тщательно вымеренным построением кадра и изысканной операторской работой. Французская природа перемежается многочисленными планами Версаля, как внешними, так и внутренними. Пышные наряды и богатая обстановка спорят друг с другом о том, кто произведет большее впечатление на зрителя.

К визуалу не придерешься.

Главные герои стараются изо всех сил соответствовать картинке.

Жанна (Майвенн («Пятый элемент»). Непосредственная, смешливая девица, для которой все вокруг будто игра. Добрая, полная веселья, жизни и народной простоты, столь редко встречающейся в жестко структурированных салонах аристократии. Не приемлющая условностей и закостеневших правил, по мере сил внедряющая новые веяния, порой даже ломающая дворцовые устои. На предложение раздеться (явно вдохновленная будущими феминистическими веяниями 21 века) заявляющая: «это мое тело» (правда, вскоре уже ударно торгующая этим самым телом направо и налево). Не лишенная остроты ума и образования.

Любопытно, чрезмерная непосредственность Жанны при дворе зиждется на свойствах характера, или тонком расчете? Или все вместе? Вот только суперкрасавицей, штабелями повергающей мужиков к ногам, Жанну в исполнении Майвенн назвать сложновато. Милая, но не более.

Жанна отвечает за раскрытие основной идейной подоплеки ленты. О нелегкой женской судьбине. В средние века для простолюдинок, по мнению постановщиков, было всего два пути: ступать по родительской стезе прислуги, либо идти на панель (о замужестве — самом распространенном шаге для юных девиц любых сословий создатели ленты подзабыли. Правда, как точно подметила Катерина, замужество без приданого слабореально, а приданое еще собрать надо, или получить от хозяев за безупречную службу ). Да и аристократки, показанные в фильме, лишены особых возможностей для самореализации, столь ценной в наше время. Вспомним хотя бы Марию-Антуанетту, или дочерей короля с повадками базарных торговок.

Людовик (Депп (обзор творчества тут ) ( «Сонная лощина», «Из ада», «Тайное окно», «Турист«, «Одинокий рейнджер», «Превосходство», «Черная месса», «Алиса в Зазеркалье», «Фантастические твари и где они обитают», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Ричард прощается»). Меланхоличный, вяловатый, полный тоски, невозмутимый как дерево, монументально-бестрепетный властитель. С равным спокойствием принимающий бесконечные дворцовые ритуалы (все ждал, раздастся ли бессмертное: «яйца короля!»), новых любовниц и козни дочек. Несущий себя любимого-статую по просторам Версаля. Сперва кажется, что Депп играет, не особо приходя в сознание. Ну что для человека с его опытом стоит изобразить безэмоционального венценосца (пускай и без любимого для Джонни рукомашества)?. Однако постепенно перед нами вырисовывается гармоничный образ человека, с младых ногтей вращающегося у самых вершин власти (отдельное спасибо за сцену испепеления взглядами провинившейся молодежи). Пресыщенного всевозможными удовольствиями. Не расположенного к реальному управлению страной (эта грань жизни Людовика и вовсе останется за кадром). Ищущего новизны и чего-нибудь отличного от привычных расфуфыренных и пустых дворцовых дам. Уставшего, постаревшего и до жути одинокого.

Тема одиночества короля, олицетворяющего Францию, становится одной из ключевых для картины. Мужчины, окруженного роскошью и почитанием. Того, кто на щелчок пальцев может получить любую вещь и женщину (а революция, тем временем, близко). Но напрочь лишенного дружбы или по-настоящему близкого человека (ближе всех к этой роли подобрался Делаборд). 

Как и история невозможной на первый взгляд любви. Отношений, должных продлиться недолго и остаться потребительскими с обеих сторон, но превратившихся в нечто гораздо большее.

Ну и как пройти мимо того факта, что Версаль 18 века в контексте эротических отношений до боли напоминает неформальные тусовки времен после сексуальной революции. Каждый с каждым, что дает в результате нехилое поле для интриг и обид.

Да, постановщики вольно подошли к некоторым фактам из политической жизни тех времен. Шуазель, основной оппонент Жанны в реальности, появляется в фильме ровно один раз, д’Эгильона нет вовсе, а главными злодейками показаны королевские дочери. Но то такое. А вот, то, что кроме Версаля мы ничего не увидим, и настроений страны, которой до кровавой революции оставалось пара-тройка десятилетий, не узнаем — уже посерьезнее. Хотя это тоже логично. Стоящие у руля мало обращают внимания на копошащихся у их ног подданных. Из-за чего время от времени и страдают (что нашей героине предстоит узнать на собственном опыте). Впрочем, не часто.

Эрго. Милая костюмированная историческая мелодрама с красивой картинкой и вменяемыми ролями.

Режиссер: Майвенн 

В ролях: Майвенн, Джонни Депп, Мельвиль Пупо, Пьер Ришар, Паскаль Греггори, Индия Хэйр, Ноэми Львовски, Бенжамен Лаверн, Марианн Басле, Луна Карпио 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.