Следи за горизонтом! или Львиная пасть искусства
Сэмми Фабельман с младых ногтей попал под очарование кино. Пацану хотелось не просто смотреть фильмы, а снимать их.
Родители не собирались мешать сыну, но если мать поддерживала чадо всей душой, то отец не считал его хобби чем-то серьезным.
Потом начались переезды и прочие семейные коллизии, далеко не всегда помогающие киноувлечению Сэмма.
Но с каждым шагом юный Фабельман оказывается все ближе к знаменитой Фабрике Грез.
Стивен Спилберг («Поймай меня, если сможешь», «Супер 8», «Боевой конь», «Особое мнение», «Линкольн», «Шпионский мост», «Большой и добрый великан», «Секретное досье», «Первому игроку приготовиться») – один из известнейших американских режиссеров, уже давно снимает кино в свое удовольствие. В этот раз Стивен решил поделиться со зрителем во многом автобиографичной историей парня, увлеченного кино (в 2011 Спилберг уже продюссировал ленту, чья завязка основывалась на детском увлечении съемками («Супер 8»). Историей личной, ностальгической, основанной на собственных воспоминаниях.
Причем рассказывает Стивен лишь о детстве и ранней юности своего альтер-эго, заканчивая первым визитом в Голливуд, соответственно рассвета карьеры героя мы не увидим.
Зато та самая юность показана очень искренне, тепло, романтично и с любовью. Хотя без невзгод она не обойдется.
Что такое кино, как не окно в чью-то жизнь? Взгляд той или иной продолжительности. Так вот с семейством Фабельманов/Спилбергов (за исключением разве что сестер), мы познакомимся глубоко и досконально.
С главным героем даже в двух ипостасях. И если к совсем юной версии претензий нет. Чуток аутичный, жутко впечатлительный отрок, с богатейшим воображением, попавший под влияние «важнейшего из искусств».
То Гэбриел ЛаБелл оставил двойственное впечатление. С одной стороны парень неплохо чувствует себя в кадре и корректно передает развитие Сэмми. В подростковом возрасте юный Фабельман все так же отстранен, не дружит с точными науками и спортом, среди одногодков берет свое флером повелителя камеры (одним движением изуродовать человека и это лишь о фотографе, что говорить о режиссере!). Но вот эмоциональные реакции типа испуга Гэбриелу в упор не удаются. Что несколько портит впечатление от образа. Впрочем, с этим можно смириться. В остальном ЛаБелл неплох, зрительское сопереживание притягивая «на раз». Ты с напряженным вниманием следишь за «профессиональными» свершениями юноши. За ростом в нелегком режиссерском ремесле, работой с актерами. За его метаниями между кинематографом и родней. Школьными неурядицами. Первой любовью.
И за семейными перипетиями. Именно им посвящена львиная доля ленты.
Их основными участниками будут взрослые Фабельманы.
Отец нашего протагониста Берт (Дано («Клан Сопрано», «Рыцарь дня», «Ковбои против пришельцев», «Петля времени», «12 лет рабства», «Пленницы», «Виновный», «Бэтмен»). Гениальный инженер, работающий в компьютерных фирмах. Редкий зануда, не умеющий объяснять. «Горящий» на работе, готовый пахать как проклятый. Добрый человек, искренне любящий родню, но четко расставляющий приоритеты.
Его лучший товарищ и коллега Бенни (Роген («Спайдервик: Хроники»). Верный оруженосец, друг семьи, фактически родственник, балагур, затейник, душа компании.
И главная звезда семейства (а, пожалуй, и всей ленты) – Митци, мать Сэмми (Уильямс («Остров проклятых», «Оз: Великий и Ужасный», «Манчестер у моря», «Веном»). Несостоявшаяся пианистка, променявшая музыкальную карьеру на дом и семью. Эмоциональная, частенько неуравновешенная женщина, готовая как на безумие, типа поездки в гости к торнадо, так и на классические эмоции типа безудержного горя, искренних слез. Разрывающаяся между желанием личного счастья и заботой о благе родни.
Семейный конфликт, будоражащий тихий оазис Фабельманов, станет основной движущей силой второй части картины. Спилберг делится со зрителем самыми сокровенными моментами их жизни, еще раз переживая детские и юношеские годы, с любовью и уважением вспоминая родителей. И прочих родственников, среди которых выделяется эксцентричный дядя Борис Подгорный (Херш («День независимости: Возрождение»).
Но семья семьей, а без оммажа своему любимому кино Спилберг зрителя не оставит. С первых кадров мы прикасаемся к магии кинематографа. С его влиянием на неискушенного зрителя, раскрыв рот вглядывающегося в происходящее на большом экране. С детскими попытками воссоздания запомнившихся хорроров или вестернов. Со «спецэффектами» тех не очень искушенных в этом деле времен.
Стивен без прикрас показывает нас съемочный процесс и то, что в результате увидит зритель. Конечный продукт, к которому приложил руку талантливый режиссер (он же монтажер и оператор). Продукт, вычленяющий нужное и главное для постановщика. Акцентирующий внимание зрителя. С помощью ракурсов, углов съемки, монтажа превращающий ученическую работу, снятую на коленке, в полноценный фильм.
Влияющий на зрителя, создающий легенду. Делающий из обычного оболтуса звезду. Подталкивающий к развитию, заставляющий задуматься и возможно, изменить что-то в жизни.
Заденет Спилберг тему воздействия образа на актера. Покажет, что взгляд через глазок камеры и «невооруженный» взгляд, серьезно друг от друга отличаются. Поговорит о выборе между искусством и нормальной жизнью. Закроет подростковый гештальт, связанный с шуточным обещанием-предупреждением.
Дополняет картину антураж 50-х и 60-х. Прыжки по Америке от Аризоны до Калифорнии. Приколы, типа бумажной посуды. Признаки эпохи, непременный антисемитизм, странноватое восприятие Христа американцами, особенно экзальтированными девочками.
Эрго. Теплый, «ламповый», лично-ностальгично-автобиографичным взгляд в жизнь семейства Спилб…, пардон Фабельманов. И немного о кино с точки зрения его создателей.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген, Гэбриел ЛаБелль, Матео Зорион Фрэнсис-ДеФорд, Кили Карстен, Алина Брэйс, Джулия Баттерз, Берди Борриа, Джадд Хёрш