Не смотрите наверх (Don’t Look Up), 2021 — рецензия (обзор)

Сатиричный апокалипсис, или Люди! Вспомните, что вы Цари!

Во время осмотра космического пространства двое ученых из Мичиганского университета обнаруживают огромную комету, летящую к Земле. Шанс столкновения составляет практически сто процентов. Если ничего не предпринять, через шесть месяцев жизни на нашей планете придет конец.  

Ученые начинают бить в колокола, обращаясь к властям и СМИ, благо есть идея скорректировать курс нежданной гостьи мимо матушки Терры.

Однако выясняется, что не все так просто. Часть людей просто не желают верить в угрозу. А у тех, кто стоит у руля, по поводу кометы другие планы.

 

Американский кинематограф время от времени достаточно зло высмеивает собственное правительство и недостатки социума. Don’t Look Up как раз из этой оперы, вдобавок может похвастать убойным кастом.

Постебались постановщики над современным обществом изрядно.

Неприятие угроз («Только давайте не драматизировать»). Отказ в финансировании науке. Большие чины, заставляющие ждать просителей часами, будто кроме начальства ни у кого нет никаких дел. Жуткая бюрократия. Политики, озабоченные только рейтингами и выборами. Делающие что-либо только лишь тогда, когда выгодно лично им. Не настолько умные чтобы быть злодеями. Презрительно относящиеся к обычным работягам («есть три класса»). Охотно начинающими травлю «не таких как все». Крупные бизнесмены-спонсоры, вертящие политиками как куклами и преследующие исключительно интересы своих структур. Соцсети, заполненные ми-мишными картинками и скандалами, связанными с поп-знаменитостями. Набитые фейками, разными бредовыми теориями и мнением «британских ученых». Отучивающие адекватно относится даже к людям, говорящим серьезные вещи. Капиталистические молебны золотому тельцу (пока-пока, лети далеко-далеко). Стремление богатых стать еще богаче. Завязшая в зубах толерантность. Неискренние улыбки и обманчивая приветливость. Железобетонные аллюзии на «корону». Масса апокалиптических сценариев конца цивилизации (напоминает историю с мальчиком и его криками «Волк!»). Раздолье силовиков, способных легче легкого создать вам кучу проблем «за разглашение». Влияние СМИ, бесконечных телешоу, буквально владеющих умами американцев. Люди, чересчур верящие своим лидерам. Фетиши «глобальных проблем», о которых шутить не дозволено никому и никогда (кто сказал озоновый слой?). Больно умные гаджеты, следящие за вами, покупающие нечто без вашего ведома. И как апогей – «считывающие ваши чувства и желания. Если вам одиноко — не надо говорить ни слова, приложение запишет вас к психотерапевту».

И самое главное – полнейшее отсутствие понимания между гомо сапиенсами. Людьми, в упор не слышащими друг друга. Отказывающимися принимать точку зрения другого, разучившимися беседовать, договариваться, работать вместе, несмотря на разные взгляды. Не помнящими о такой «свежей» идее, как «мы должны ладить, а не спорить».

Сюда же примыкают короткие включения природных красот и живых существ. Тонко намекающее на то, что «Цари природы» напрочь позабыли свой долг, ответственность перед Землей и населяющими ее братьями нашими меньшими. И вполне могут угробить матушку в погоне за наживой.

Злой иронией и сарказмом фильм пронизан до печенок.

Стоит отметить и пародийную сторону ленты, направленную на фильмы катастроф, типа «Столкновения с бездной» или пресловутого Армагеддона.

Актерский состав как я уже сказал мощный.

Доктор Минди (ДиКаприо («Кровавый алмаз»,  «Остров проклятых», «Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде»). Астроном, профессор средних лет. Вариант поглощенного наукой, растерянного ученого. Нервный, неуверенный, подверженный депрессиям и паническим атакам, глотающий кучу успокоительных таблеток. Чуток тормозящий, сложно становящийся публичной личностью. Зато уж когда стал! На примере Минди постановщики демонстрируют нам неправильный выбор слабого духом человека. Поддавшегося соблазнам известности, причастности к сильным мира сего, пожелавшего врасти в систему. Что характерно, в отличие от политиков никто из нормальных людей настоящими козлами не окажется. Лео как обычно хорош. Пестрит эмоциями, выдает пару сцен на пределе, показывает отличную трансформацию образа.

Его аспирантка Кейт (Лоуренс («Голодные игры», «Люди Икс», «Афера по-американски», «Пассажиры», «Красный воробей») обнаружившая злосчастную комету. Обстоятельная девица, не позабывшая собственную молодость. Не прочь курнуть, затусить с парнями. Искренне пытающаяся донести до человечества возникшую проблему. Не понимающая, как можно настолько тупить? Так и не разобравшаяся в целях обманщика-генерала, сшибающего полсотни баксов за бесплатную еду (ваша теория?). На фоне ДиКаприо Лоуренс (как на меня несколько переоцененная лицедейка), смотрится бледнее, но кашу, в целом, портит не сильно.

Эванти (Бланшетт («Талантливый мистер Рипли», «Корабельные новости», «Охотники за сокровищами», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Тор: Рагнарёк», «8 подруг Оушена», «Тайна дома с часами»). Красотка телеведущая. Богатенькая леди-вамп, помешанная на ресторанах, имеющая в охотничьей суме двух бывших президентов. Ловящая адреналин от страха смерти. Несмотря на разные восприятия ее внешности, Кейт чертовски яркая и полная энергии женщина.

Даже Шаламе («Родина», «Интерстеллар», «Недруги», «Леди Бёрд», «Маленькие женщины», «Дюна») засветился. В образе юного маргинала, меж тем искренне верящего в Господа нашего. Ни о чем, просто шоб було.

За темную сторону силы у нас играют два субъекта.

Ишервел (Райлэнс («Ганмен», «Большой и добрый великан», «Шпионский мост», «Дюнкерк», «Первому игроку приготовиться»). Тот самый олигарх, третий самый богатый человек в мире. Заходящий в Овальный кабинет как в собственную спальню. Истинный альфа-самец. Марк создал любопытный образ. Спокойного, отстраненного, погруженного в себя мужчину, не напрягаясь ворочающего целыми США.  Тем ценнее стал единственный всплеск эмоций Ишервела («бизнес это эволюция человеческого вида»), будто приоткрывший завесу над глубоким омутом человека, уверенного в своей исключительности, избранности и вседозволенности.

Президент Орлин (Стрип (обзор творчества тут ) «Маньчжурский кандидат», «Железная леди», «Посвящённый», «Секретное досье», «Маленькие женщины»). Мерил решила на склоне лет хорошенько поглумиться над политиками, сотворив классическую пустышку в красивой обертке. Яркую, харизматичную, самовлюбленную, тупую как пробка. Похоже, отношение американцев к собственным лидерам меняется не в лучшую сторону.

Не чураются постановщики слома «четвертой стены», редких и не слишком далеких временных переключений, использования элементов соцсетей. И даже лирических, берущих за душу сцен, на некоторое время переводящих Don’t Look Up в сферу серьезной трагедии.

Можно попенять создателям этой трагикомедии за некоторую затянутость. Чрезмерные манипуляции, пару раз выдавливающие зрительские эмоции. Не всегда уместные прыжки между жанрами и перебор с фарсовостью. Да за вторую сцену после титров, изрядно нивелирующую трогательный ужин в доме Минди. К чему такой фатализм, если оказывается можно было по-другому?

Эрго. Злая сатира на современный социум в обертке пародийного фильма-катастрофы.

Режиссер: Адам МакКей («Игра на понижение», «Власть»)

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт, Роб Морган, Джона Хилл, Марк Райлэнс, Тайлер Перри, Тимоти Шаламе, Рон Перлман, Ариана Гранде, Скотт Мескади, Химеш Патель, Мелани Лински, Майкл Чиклис, Томер Сислей, Пол Гилфойл (II), Роберт Джой, Коннор Суини, Росс Патридж, Лив Шрайбер, Сара Силверман, Джон Глейсер, Крис Эванс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Не смотрите наверх (Don’t Look Up), 2021 — рецензия (обзор)

  1. Сергей говорит:

    Посмотрел фильм в 2 захода. Честно скажу, это не развлекательный жанр, смотрится нелегко. Я обычно посмотрю фильм и забуду его название на следующий день. Это другой случай. Он требует неторопливого проживания, переваривания, осмысления, возможно обсуждения.

    Фильм действительно неординарный. Невероятно честный. Неприятный от осознания, в каком мире мы живем. Пожалуй, я согласен с посылом этого фильма: люди, если и умели когда-либо принимать решения, исходя из общего блага, то окончательно разучились это делать. Это особенно неприятно осознавать на фоне бесконечных разговоров об этом. «Мы все на хер умрем!», — вот голос вопиющего в пустыне. А в ответ – тишина. Никто из власть предержащих, либо способных на власть повлиять, не слышит этот крик отчаяния. И от этого уже даже не грустно, это такая безнадёга.

    Как я понял, фильм задумывался до пандемии (в 2019м), поэтому, как мне кажется, сравнение тех, кто «не хочет смотреть вверх» с антипрививочниками не верны. Ну то есть изображенный идиотизм вселенского масштаба игнорирует любую неприятную новость, включая коронавирус, но это лишь очередное подтверждение послания фильма. Очередное следствие и не самое страшное.

    Я не видел пока интервью создателей, но судя даже по публикации Ди Каприо на его экологической страничке, где все озабоченные судьбой планеты Земля люди регулярно охают и вздыхают по поводу очередного человеческого варварства в отношении природы, прилетевший на Землю астероид и последующий апокалипсис – это метафора экологического конца света.

    Ну то есть вот про него точно ученые нам талдычат уже лет 40-50, наверное, а толку? Никто не хочет туда смотреть. А если можно еще за счет этого обогатиться, то почему бы и нет. Это делают корпорации и государства. Торгуют воздухом и предпринимают в основном популистские меры, не адекватные происходящему.

    Получилась невероятно жесткая и неприятная сатира, такая обратная связь миру, я бы сказал отрезвляющая пощечина политикам и бизнес-лидерам, планирующим свои полеты к другим планетам за хреналлионы вместо того, чтобы направить их на очистку океанов или посадки леса.

    Беснующиеся массы, ведущие себя как ничего не понимающие, ведомые на убой животные, изображены максимально неприглядно, хотя все эти последние BLM показали, что массы такие и есть. Без иллюзий. Большинство людей идиоты. Им врут в глаза, и им это нравится. Это страшная правда, но, видимо, авторы надеялись, что от этого дна таки удастся оттолкнуться.

    Вменяемых лидеров, озабоченных общечеловеческими интересами просто нет. Правда есть ученые, но ученые лидерами не выглядят точно. Они выполняют роль нашей совести, они вопиют и толку то? Люди смеются над ними или умиляются им. Заставляют их выступать амбассадорами идеи апокалипсиса в ТВ-шоу. И в итоге гонят их вместе с их пророчествами подальше, чтобы не огорчали и не раздражали. Нам нужны позитивные мысли и идеи!

    Для меня один из лучших моментов фильма это когда Др.Минди выходит из себя на телевидении и кричит «Мы все на хер умрем!»… И что? И тишина… Нельзя быть такими вежливыми, когда всё гибнет… неудобная ситуация… сорри… По существу его собеседникам нечего сказать… Упс… Вот это, конечно, пощечина всей западноевропейской этике! Но мы настолько погрязли в шоу и твитах, что это предупреждение уже смысла не имеет. Ученых выпускают с их пророчествами перед эстрадным концертом, но на людей это производит не больше впечатления, чем спецэффекты.

    После самого фильма я пошел почитать рецензии и отзывы на фильм. И что я увидел? Собственно продолжение самого фильма! Подавляющее большинство комментаторов считает месседж годным, а сам фильм слабым! Люди обсуждают художественные качества фильма. Ну типа фильм выезжает только на игре актеров. А так сюжет слабый! Да, сюжет, бл@ть слабый, канон жанров нарушается, что-то затянуто, а что-то не раскрыто! Мы настолько привыкли, что «все будет хорошо», что разучились получать какую-либо другую обратную связь. Нужен happy end и спасение мира супер-героем, а его почему-то нет! Вот и всё! Теперь осталось наградить авторов и актеров престижной премией и продолжить «смотреть вниз».

    После своего «выхода с цыганочкой» на ТВ, Минди говорит что-то типа: «я устал, я хочу домой». Я вспоминаю те же слова Форреста Гампа, сказанные им после того, как он пару лет бегал по Америке и собрал за собой толпу последователей. Те же слова. А нам что делать, Форрест? – Я не знаю, я иду домой.

    Да, и Др.Минди с близкими людьми действительно идет домой, мирится с женой (это очень человечно) и встречает конец света среди близких людей и соратников с бокалом красного. Вот такая правда жизни. Что тут еще сказать? Если весь фильм полон абсурдных, нелогичных и нелепых действий людей, от кого требуется разум, решимость и лидерские качества – что нам ждать?

    P.S. Идея эпизода про генерала со снеками в Белом доме – просто великолепна и достойна Мела Брукса или другого абсурдистского режиссера. Я сам знаю таких генералов, мы все их знаем. Короче, полная безнадега. Идем домой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.