Настоящий детектив (True Detective), Ночная страна, сериал, 4 сезон, 2024

Под знаком спирали, или Сверхъестественное расследование/Перевал террора

Аляска. Приходит время полярной ночи. В один из первых темных дней на научной станции Тсалал близ поселка Эннис происходит ЧП. Приехавший на станцию развозчик еды обнаруживает, что все ее сотрудники — восемь ученых — бесследно исчезли.

За расследование берутся шеф полиции Энниса Элизабет Денверс и патрульная Эванджелин Наварро. Пропажа людей выглядит крайне странно и сразу же оказывается окутана густым мистическим флером.

Вдобавок, находка, сделанная на станции, прямо указывает на связь нового дела с убийством активистки, произошедшим шесть лет назад.

И это далеко не последний сюрприз, ждущий полицейских во время долгой ночи.

 

Настоящий детектив (обзор 1-го сезона, 2-го сезона, 3-го сезона) стал одной из первых ласточек (наравне с Фарго), предвещающих расцвет малого экрана.

Четвертого сезона ждали с нетерпением. Оправдались ли ожидания? Отчасти, хотя нюансов хватает.

НД 2024 года до краев переполнен мистикой. В предыдущих сезонах потустороннее гостило, когда меньше, когда больше, но всегда без фанатизма. Четвертый сезон временами напоминает натуральный хоррор, сплетая приветы от Нечто и Перевала с ледяным ужасом Террора. Делая мистические арки одними из сюжетообразующих. Направляя, побуждая героев, порой прямо приводя их к ключевым находкам. Фонтанируя галлюцинациями, ошарашивая видениями, наполняя голову потусторонними голосами.

Поражает свежий сезон студеной полярной атмосферой (в духе уже упомянутого Симмонса). Бескрайнее темное пространство, небольшое озеро света в виде тусклых огоньков поселка. Долгая ночь, не позволяющая увидеть солнце неделями, а то и месяцами. Пустые улицы с редкими прохожими. Массивные машины, типа внедорожников или пикапов, никаких изящных пижонистых легковушек. Постоянно падающий с неба снег, заносящий дома. То медленно кружащий в свете фонарей, то несущийся с дикой скоростью. Ветер, свистящий поземкой и ревущий бураном, останавливающий жизнь вне домов. Остов вмерзшего в лед судна. Укрытый снежными сугробами до половины трейлер. Огромные пушистые псы. Слой инея на любом металле. Передвижная хижина на льду, с лункой внутри, где рыбаки часами ждут крупную рыбу. Арктические цены на еду в магазине. Коренные жители этих мест инупиаты (о них позднее).

Добро пожаловать на Аляску!

Актерские работы стараются не уступать антуражу.

Элизабет Денверс (Фостер («Контакт», «Не пойман — не вор», «Элизиум: Рай не на Земле», «Мавританец»). Уставшая, немолодая дама с кучей морщин и проблемами со зрением, пережившая трагедию, сильно изменившаяся после утраты, не до конца пришедшая в себя. Трудоголик, не оставляющий мысли о деле ни днем ни ночью, требующий того же от помощника. Хороший полицейский, не умеющий уживаться с людьми, сосланный с повышением на Аляску. Сексуальная террористка, переспавшая со всеми мужиками, которые «не успели убежать». Умная, циничная, саркастичная дама, умеющая ставить нужные вопросы и учащая этому умению окружающих. Умению, помогающему думать, вместе искать нестандартные подходы к делу. После детской психотравмы не верящая в бога. Рационалистка, иронизирующая над мистикой. Не любящая Битлз. Сражающаяся с приемной дочерью-подростком.

Отличный образ, несколько напоминающий персонаж Уинслет из «Мейр». Фостер еще могет.

Патрульная Эванджелин Наварро (Рейс). Наполовину инупиатка, родившаяся в Бостоне, вернувшаяся на Аляску уже взрослой. Служившая в армии, побывавшая в горячих точках. Экс-полицейская, чрезмерно близко к сердцу принявшая убийство 6 лет назад. Переведенная в патрульные (аналог внутренних войск, похоже, именно они приводят граждан в чувство в случае беспорядков). Крутой боец, способный в мгновение скрутить буяна. Забравшая в Эннис психически неуравновешенную младшую сестру, которой ставили самые разные диагнозы от биполоряки до шизофрении. Считающая, что на их семье лежит проклятье. Молящаяся богу, когда одиночество становится нестерпимым.

Рейс, которая аж никак не является профессиональной актрисой, выглядит в кадре вполне терпимо (Лопес могла бы взять у нее пару уроков), за редкими исключениями, играет на твердую четверку.

Обе главные героини свободные (кто сказал одинокие?) женщины, без нормальных семей, максимум с любовниками/любовницами без обязательств. Познавшие непростые жизненные обстоятельства. Погруженные в работу и воспоминания. Восприимчивые к потустороннему.

Второстепенные образы также на уровне.

Помощник Денверс, коп-«новичок» Пит (Беннетт). Восхищенный «юный падован» своей шефини, старающийся угнаться за трудоголизмом Лиз. Поимевший из-за этого проблемы с молодой женой.

Его отец Хэнк (Хоукс («Секретные материалы», «Линкольн», «Эверест», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), скептический бывший шеф полиции до приезда Денверс. Забросивший занятия музыкой, ждущий в гости невесту по переписке.

Одна их жительниц Энниса Роуз (Шоу («Перелом», «Убивая Еву», «Андор»). Решительная женщина, не так давно похоронившая мужа. Отличающаяся способностью видеть мертвецов.

Капитан полиции Тед (Экклстон («Тор-2», «Легенда»). Нынешний любовник Денверс с политическими планами. Лямур не мешает Теду вставлять Элизабет палки в колеса, и опасаться ее профессиональных качеств. 

У каждого своя небольшая (или большая) фишка, персонажи запоминаются, влияют на события, создают недурной фон для происходящей истории.

Теперь о нюансах.

-Сериал «по винця» переполнен чрезмерными и нарочитыми социальными акцентами. Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, влияющее на здоровье, а также генетику людей и животных. Коварные богачи, эксплуатирующие недра, портящие воду, уничтожающие рыбу и прочую живность. Научные забавы с вещами, которые мы до конца не можем понять, способные привести к непредсказуемым последствиям. Беды коренных народов, на этот раз не привычных нам североамериканских индейцев («Убийцы», «Эхо»), а изначальных жителей Аляски – инупиатов. Теряющих национальную идентичность, отравленных шахтами белого человека, рожающих мертвых детей. Сражающихся с корпорациями под лозунгом: «Мы были здесь раньше вас, и будем после».

-Без непременной повестки, понятное дело, не обойдется. Акцент на прекрасном поле, сильные, независимые дамы, девушки-лесбиянки, бисексуальные отношения, домашнее насилие, женское сестринство, которое не стоит дразнить никому из оглашенных самцов.

-Откровенно не хватает привычных для НД временных прыжков. «Ночная страна» ведет одну генеральную линию партии, отвлекаясь лишь на краткие врезки воспоминаний, мистические глюки, и один более-менее обширный флеш-бек. Маловато.

-Перебор с мистикой не дает развернуться нормальному детективному расследованию, отвлекая героев и зрителя сверхъестественным вмешательством. Да, к финалу часть вопросов получат вполне земные ответы, однако ряд потусторонних элементов, причем напрямую влияющие на сюжет, так и останутся в подвисшем состоянии (например, как все же появилась языковая находка, позволившая связать преступления?). Общий мистический ход мысли постановщиков понятен: прошлое, тянущее нас назад, влияющие на настоящее и будущее, усталость от потерь, желание окунуться в покой, давящее все сильнее с каждым прожитым годом, каждым похороненным близким человеком. Но градус мистики все же стоило понизить.

Эрго. Четвертый сезон НД оказался до дрожи антуражным, с недурными актерскими работами. А вот с мистикой и социальными темами вышел перебор.

Режиссер: Исса Лопес

В ролях: Джоди Фостер, Кали Рейс, Кристофер Экклстон, Джон Хоукс, Фиона Шоу, Финн Беннетт, Анна Ламбе 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.