Барби (Barbie), 2023 — рецензия (обзор)

Куклы и люди, или Гармония недостижима?

В розовом, полном солнца и улыбок Барбиленде живут сотни кукол.

Барби — различных лет выпуска и модификаций, Кены, Аллан и прочая продукция компании Маттел.

Каждый день стереотипной Барби идеален, полон девичников, счастья, веселья и абсолютно похож на предыдущий.

До той поры, пока в голове куклы не рождаются мысли о смерти. А в Барбиленде начинают происходить абсолютно невообразимые вещи.

Чтобы вернуть все на круги своя, Барби и увязавшемуся за ней Кену, придется отправиться в Реальный мир. В путешествие, которое изменит не только судьбу одной конкретно взятой куклы.

Но и всего Барбиленда. А может и кого-то в Реальности.

 

Барби, появившаяся на свет в затертом 1959 году, без преувеличения, культовый для Америки продукт.  Кукла, изображавшая взрослую женщину, после непременных и надоевших пупсов, действительно стала прорывом в индустрии игрушек. С ее помощью девочкам можно не только готовить себя к одной-единственной судьбине матери, но и разыгрывать множество других сценариев взрослой жизни. А с 1960-го Барби и вовсе ступила на рабочую стезю: в продаже появились куклы в нарядах практически всех возможных профессий: от модельера до космонавта.

И вот, наконец, на большие экраны выходит полнометражка, героинями которой стали те самые куклы. Лента, созданная одной из самых известных женщин-режиссеров Гретой Гервиг, на счету которой такие дамские ленты как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины».

Сатирическая комедия, недурно простебавшая мужчин, женщин, патриархат, матриархат, корпоративный капитализм, современное общество в целом, поднявшая ряд любопытных социальных тем.

Сперва мы знакомимся с женской феминистической утопией Барбиленда. Местом, насквозь пронизанным розовым цветом. Мирком, где правят дамы всех возможных расцветок и форм, мужчины живут лишь ними и для них, каждый день праздник, с лиц не сходят улыбки, не затихают приветственные возгласы и аплодисменты, а ноги сами пускаются в пляс. Причем, о том, что перед нами куклы, зрителю позабыть не дают. Раскрытые настежь домики без крыш и стен, способность левитировать, душ без воды, пакеты молока, откуда ничего не льется.

Картинка Барбиленда яркая и пластмассовая, подается в водевильном, мультяшном стиле, легко и беспечально. Отдельных пара десятков вистов за дорогу в реальный мир. И за оммажи Кубрику, Кингу, Матрице и прочим Стражам

Потом попадаем в реальность, где все происходит ровно наоборот. Мужланы — форевер, дамы — маздай. 

В процессе знакомства с Барбилендом и во время похода в реальный мир, персонажи раскрываются в полной мере, в лучших и худших проявлениях.

Стереотипная Барби — наивно-эгоистична. Кен – туповато-потерян. Саша – подростково-безапеляционна. Ее мать Глория – занырнула в себя и позабыла вернуться. Совет директоров Маттел (куча белых мужиков в костюмах, решающих, что лучше для маленьких девочек) – фарсово-пародийно-буржуазен (у парней из Маттел, недурно вложившихся в фильм, либо море самоиронии, либо тонкий психологический расчет). Женщины/Барби – самоуверенны, не замечают проблем окружающих, разрываются между феминизмом и желанием переложить ответственность на мужские плечи. Слишком легко соглашаются на возвращение привычных пивных домостроевских устоев (я помню про зомбирование, но его природу нам не потрудились объяснить). Мужики/Кены – пышут тестостероном (и неважно, что у кукол нет первичных половых признаков), ревнивы, легко управляемы, ведутся на малейшую манипуляцию, на щелчок пальцев начинают считать себя всезнающими пупами мира. Вместо действительно важных вещей занимаются сублимированием через спорт и прочие игрушки. Крепких профессионалов, занимающихся нужным делом – единицы. В реальности всем правят власть и деньги.

Достанется всем (кроме разве что Рут Хэндлер, создательницы Барби, она практически безгрешна. Кроме налогов, пожалуй, но кого этим удивишь).

Да, соглашаются постановщики, кое-что изменилось к лучшему. В 21 веке уже недостаточно погремушки в штанах, для уважения и работы нужны знания и квалификация. Да, мужикам приходится соблюдать некоторые приличия и у дам появилось больше возможностей для развития. Но этого мало.

Вопросы, поднимаемые в фильме, действительно интересны. Правда, они остаются без ответов. Патриархат плох. Матриархат не лучше (все тоже, что при власти мужчин, только с обратным половым знаком). Люди не могут жить, не унижая окружающих по какому-либо признаку, и половой один из основных. Не самоутверждаясь за счет других. Не пытаясь получить привилегии по праву рождения. Что же делать? А бог его знает. Максимум, что могут предложить создатели ленты – будьте самими собой. Не гонитесь за марой навязанных обществом стереотипов, ищете свой путь в жизни.

Тоже вариант, но после такой пляски на костях патриархата с матриархатом хотелось бы более внятной версии того, как все же людям достичь гармонии в отношениях полов (хотя бы вдумчиво показанного партнерства). Впрочем, постановщики кино не пророки.

Актеры порадовали.

Барби (Робби («Волк с Уолл-стрит», «Игра на понижение», «Тарзан. Легенда», «Отряд самоубийц», «Тоня против всех», «Конченая», «Однажды в… Голливуде», «Хищные птицы», «Отряд самоубийц 2«). Гиперпозитивная девица, наслаждающаяся каждой минутой бытия и не мыслящая, что может быть иначе. Открывающая несправедливость мироустройства, вынужденная отправиться в путешествие-квест, хотя абсолютно этого не хочет. Столкнувшаяся со срывом жизненного шаблона, крушением представлений о собственной роли в жизни. Выслушавшая безжалостно-жесткие слова недоросля о себе. Вынужденная сражаться за привычный карамельный мирок Барбиленда. Делающая сложнейший выбор и кардинально меняющая жизнь. Образ недурен, и Робби, как в большинстве своих работ, на высоте.

Кен (Гослинг («Перелом», «Драйв», «Охотники на гангстеров», «Игра на понижение», «Ла-Ла Ленд», «Бегущий по лезвию 2049», «Человек на Луне», «Серый человек») тоже не подкачал. Глуповатое приложение к Барби, живущее лишь ее вниманием. Решившийся на нетривиальный ход, распахнувший перед ним прелести патриархата. Открывший в себе лидерские способности, пускай они и показались ему нелегкой ношей. Нашедший кумира и настоящую страсть к лошадям. Не один раз кардинально меняющийся в процессе сюжета. Гослинг, далеко не везде производящий хорошее впечатление, тут молодцом.

Ну и как не упомянуть Глорию (Феррера («Патруль») с ее сюжетообразующим монологом об ожиданиях и требованиях к женщинам.

Эрго. Неожиданно глубокая и острая (к сожалению, изрядно прямолинейная) сатирическая комедия, совместившая рекламу продукции Маттел, критику всего, до чего можно дотянуться с приятными актерскими работами, яркой картинкой и важными вопросами (правда, без ответов).

Режиссер: Грета Гервиг («Леди Бёрд», «Маленькие женщины»)

В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Ариана Гринблатт, Кингсли Бен-Адир, Эмма Маки, Хари Неф, Уилл Феррелл, Никола Кохлан, Джон Сина, Дуа Липа 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.