Чёрный клановец (BlacKkKlansman), 2018 — рецензия (обзор)

Двойной коп против ККК, или Старые песни о главном

Рон Столлуорт (Джон Дэвид Вашингтон) всю жизнь мечтал работать копом. Вот только на дворе бурлили 70-е, а сам Рон принадлежал к негроидной расе. Однако Столлуорт оказался упрямым парнем, став первым чернокожим полицейским Колорадо-Спрингс. Но и этого ему показалось мало. Рон начинает расследование деятельности Ку-клукс-клана. Столлуорт связывается по телефону с его местным отделением и подает заявку на вступление в Организацию.

По понятным причинам самому Рону встречаться с клановцами нельзя. Вместо него на контакт идет коллега Столлуорта – детектив-еврей  Флип Циммерман (Драйвер). Так и продолжили – Рон общался с членами Клана по телефону, Флип – лично. Внедрение прошло успешно, и вскоре напарники узнают, что Ку-клукс-клан готовит большую кровавую акцию. И лишь Рон с Флипом могут предотвратить гибель людей.

 

Тема сегрегации и расизма все никак не дает покоя американским кинематографистам. Уж с каких только сторон не обсасывали этот вопрос. И с исторической: «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ) или «Свободный штат Джонса» (http://perekat.kiev.ua/свободный-штат-джонса-free-state-of-jones-макконахи/ ). И с супергеройской: «Черная пантера» (http://perekat.kiev.ua/чёрная-пантера-black-panther-2018-marvel/ ), «Люк Кейдж» (http://perekat.kiev.ua/люк-кейдж-luke-cage-сериал-2016/ ). И как вестерн: «Джанго освобожденный» (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/ ). И в женском ключе: «Скрытые фигуры» (http://perekat.kiev.ua/скрытые-фигуры-hidden-figures-2016-рецензия-обзор/ ). И как ужастик: «Прочь» (http://perekat.kiev.ua/прочь-get-out-2017/ ). И без Ку-клукс-клана, понятное дело не обходились: «Время убивать» (http://perekat.kiev.ua/vremja-ubivat-a-time-to-kill-1996/ ). Но, несмотря на то, что в наше время уже скорее белый человек в Америке чувствует себя угнетенным, чем черный, каждый год на экранах появляется новая картина о расовых отношениях и сегрегации. Привычно собирающая немало (в данном случае – 6) номинаций на Оскар. Эдакие Старые песни о главном по-американски, только привязанные не к Новому году, а к вручению статуэтки.

Никто не спорит, расизм и сегрегация — явления болезненные и показывающие представителей гомо сапиенс аж никак не с лучшей стороны. Вдобавок это натуральная палка о двух концах, приводящая к еще более худшему явлению – ненависти. Ненависти и фанатизму. Любой фанатизм в свою очередь не ведет ни к чему хорошему. А уж ненависть и вовсе способна разрушать все на своем пути. И Черная это Сила, или Белая уже абсолютно неважно. С одной стороны постановщики вроде как осознают эти моменты, ближе к финалу намекая на то, что фанатизм и ненависть приведут лишь к дракам и смертям. Хотя опять же, виноватыми в Шарлотсвилле выглядят исключительно «правые» радикалы с белой кожей. Все же безапелляционность и безоглядная уверенность в собственной правоте это зло. Ну не бывает виноватых лишь с одной стороны. Как минимум – чем вам памятник помешал-то?

С другой – создатели BlacKkKlansman четко очерчивают свои симпатии, и беззастенчиво манипулируют материалом. Все черные у них красивы, а при удачно выставленном свете и вовсе прекрасны. Белые в лучшем случае обычны. А в большинстве своем страдают от ожирения и не обезображены интеллектом. Черные ратуют за свободу и перемены, белые за удержание статус-кво и застой. Черные плачут о безневинно убиенных. Белые – наслаждаются картинами насилия на экране и пыжатся от гордости за своих предков в колпаках. Черные – если и проповедуют экстремизм, то лишь по молодости афроамериканской расы (давно уже пора выделить американских негров в отдельную расу). Белые — потеют и переживают, понимая, что их время уходит. Черные – однозначно хорошие (да ладно!). Белые – плохие, комичные или на крайняк нейтрально-пофигистичные.

Все это конечно благородно, как говорил незабвенный барон, но как тут насчет будущего? Чего предлагают Спайк Ли со товарищи? Вы нам Шарлотсвилл 2017-го показали? Это ваше будущее? Драки, митинги, злоба и смерти? А чего же вы ждали, любезные, после такой массированной атаки «черной» идеи, бурлящей последние десятилетия, на неокрепшие и неразвитые мозги белых американцев?  Вот и дождались. Реванша.

В общем, с идейной точки зрения картина, мягко говоря, неоднозначная.

Плюс ко всему фильм еще и на злобу дня. Режиму Трампа досталось. Какой-то он расистский. Опять же, а чего вы хотели? Продолжения массового покаяния всех белых американцев поголовно? Биения себя пятками в грудь и облизывания черных братьев? «Соединенные Штаты Америки были построены на геноциде коренного народа и на рабстве» — Спайк Ли. Да, построены. Уже, похоже, все кто мог, признали и осознали. Остальным — по боку. Может, хватит уже эту тему муссировать? Блэксплотейшном, прости господи, заниматься? Не пора ли дальше двигаться?

Фильм снят по книге полицейского в отставке Рона Столлуорта. Причем по носящимся в сети слухам в реальности в эскападе Рона было все далеко не так однозначно, как нам показывает Ли.

Ладно, поглядим как оно с кинематографической точки зрения.

Есть любопытные киношные приемы. Как то перебивка и одновременный показ событий происходящих на «черной» и «белой» сторонах. Длинные сцены, идущие минутами без перерыва, как та же речь Кваме Туре в начале. Проскальзывают сцены с негритянским колоритом, как то, к примеру, танец, совместивший в себе и длинноты и красоты. Одновременно с этим полно манипулятивных кадров, как те же фотографии, или мишени в виде бегущих негров.

Идея двойного Столлуорта, стоящего из негра и еврея, водившего за нос членов пресловутого Клана, хороша, чего скрывать. Порой она работает как надо, когда ребята дурят противников. Или буквально ходят на волосок от больших проблем, как в тех же ситуациях с голосом по телефону и в реальности, или когда начинает активничать безбашенный Феликс. Порой провисает, исчезая за риторикой длинных речей, изливающихся на зрителя что с той, что с другой стороны.

Стилистика картины, при всей важности рассматриваемых проблем, скорее комедийная, чем трагедийная. Напряжение проглядывает крайне редко, проблемы по большей части решаются легко, с улыбкой, и даже финальная перипетия обещала гораздо больше, чем дала в результате.    

Джон Дэвид Вашингтон, сын шикарного актера Дензела Вашингтона  («Рикошет», «Багровый прилив», «Маньчжурский кандидат», «Код доступа «Кейптаун», «Два ствола» , «Экипаж», «Великий уравнитель») в общем неплох, но не более. Буквально пара полумоментов, которые можно припомнить после некоторого напряжения памяти. Внутреннее раздвоение между американцем и чернокожим? Имеется, но как то не сильно внятно.

Адам Драйвер («Дж. Эдгар», «Линкольн», «Молчание», «Звёздные войны: Пробуждение силы«, «Звездные войны 8: Последние джедаи») получше. Хотя тоже далеко не самая выдающаяся его работа.

А вот жирненький Пол Уолтер Хаузер порадовал. Я его вижу уже во второй картине, первая «Тоня против всех» и хотя типаж практически одинаков, смотрится он колоритно.

Да еще Яспера Пяаккёнена с его психованным Феликсом можно отметить.

Эрго. Очередной манифест на тему расизма в -надцатый раз утверждающий что расизм это плохо. Манифест безапелляционный и односторонний. Что самое обидное, средний с кинематографической точки зрения.

Режиссер: Спайк Ли

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Исайя Уитлок мл., Роберт Джон Бёрк, Брайан Тарантина, Артур Дж. Наскарелла, Кен Гарито, Фред Уэллер, Майкл Бушеми, Эшли Эткинсон, Алек Болдуин

P. S. В Америке картина прокатилась неоднозначно (мощные все же терки сейчас в цитадели демократии). 48 лимонов сборов (бюджет скромные 15). Что удивительно, еще 40 добавил мир. Болеем мы за американских негров, что уж тут поделать.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.