Хроники хищных городов (Mortal Engines), 2018 — рецензия (обзор)

Постапокалипсис на колесах, или Запад против Востока: схватка в рамках муниципального дарвинизма

Будущее. После 60-минутной войны привычной людской цивилизации настал конец. Отныне, по безграничным равнинам носятся друг за другом поставленные на колеса города, отлавливая и переплавляя друг друга.

Том Нэтсоурти (Шиэн) – юный подмастерье в Лондонском музее, давным-давно мечтал о карьере авиатора, но позабыл о детских грезах, истово трудясь на благо гильдии историков и всего Лондона.

Ровно до того момента, пока на борту города не очутилась некая Эстер Шоу (Хилмарсдоттир) попытавшаяся убить главу Гильдии историков — Таддеуса Валентайна (Уивинг). Том спасает своего начальника,  в результате оказавшись вместе с Эстер за пределами города – в Мертвых землях.

Теперь парочке предстоит не только узнать много нового об окружающем мире и самих себе, но и, возможно, изменить расклад сил на планете.

 

Фильм поставлен по циклу Филипа Рива «Смертельные машины» (http://perekat.kiev.ua/смертные-машины-рив-mortal-engines/ ) – циклу, насчитывающему уже семь книг. Циклу, представляющему собой стандартную подростковую антиутопию, интересную в первую и главную очередь местом действия.

Лента Риверса попыталась в полной мере передать оригинальную картину будущего. У постановщиков и художников это получилось – спецэффекты тут обильны и разнообразны. В остальном перед нами осталась простенькая подростковая история, местами милая, местами тупенькая, местами эмоциональная. Но впрочем, глупо было ожидать от фильма, снятого по подростковой книге, вершин «взрослой» фантастики. Не находите?

Итак – перед нами классический спецэффектный блокбастер, который желательно смотреть на большом экране, наслаждаясь картинкой.

Циклопические города на колесах, несущие на своих спинах тысячи людей и сотни зданий. Тот же Лондон можно рассматривать на стоп-кадрах долгими минутами, отыскивая новые особенности города. Вон промелькнул Биг-Бен. А вот собор святого Павла. Зеленые лужайки парка на верхних ярусах. Огромные статуи львов. Террасы домов, пронзающие небеса. Лондонский музей со статуями американских богов – миньонов. Гигантские траки, несущие эту махину по безжизненным пустошам. Гарпуны, вонзающиеся в добычу. Челюсти, заглатывающие пойманные поселения. Городской транспорт, переносящий героев с яруса на ярус. Недра Лондона, где разрезают на куски «наохоченные» города. Земная твердь с многометровой глубины колеями от колес хищных городов. Футуристические летательные аппараты. Морские города. Механические сороконожки. Зеленоглазый Сталкер по имени Шрайк, между прочим гораздо душевнее чем оригинал у Симмонса. Прекрасная Воздушная гавань. Высоченная стена, защищающая города Лиги противников движения, обросшая жилищами сверху донизу. Плюс богатые декорации, костюмы, механизмы, смешивающие постапокалипсис с дизель и стимпанком. Картинка и визуал в фильме практически безупречны — художникам-компьютерщикам респект и уважуха.

Динамика также на уровне. Погони больших городов за маленькими. Охотников за головами за человеками. Беготня друг за другом в крайне непростых условиях, типа горячего цеха по переработке металла, или разваливающегося на куски летающего поселения. Рукопашные схватки с применением подручных средств в духе «Безумного Макса». Воздушные налеты на наземный объект в стиле «Звездных войн».

Порадовал пацифистический посыл ленты. Мол, хватит жрать друг друга, наслаждаясь бедой других. Достаточно войн, агрессии и убийств. Становитесь на путь гармонии и мира. Как, например, полностью восточная Лига противников движения, осевшая на землю, возрождающая цивилизацию, ценящая жизнь, занимающаяся сельским хозяйством и мирным созидательным трудом.

Герои не шедевральны, но в целом каши не испортили.

Том (Шиэн («Орудия смерти: Город костей», «Геошторм») в отличие от книжного прототипа не столь наивен, и восприятие мира у него не полностью черно-белое. Вот только как для подмастерья — младшего ученика — холеный он чересчур, скорее такой типаж на верхних ярусах обитать обязан. К сожалению, его образ нам раскрыли слабовато. Как и предысторию с внутренним миром. Он тут персонаж действия – и мотиватор для главной героини. Ведь по сравнению с книгой гендерные акценты в фильме смещены в сторону феминизма и Эстер.

Эстер Шоу (Хилмарсдоттир). Вот ей внимания уделено предостаточно. Тут вам и шлейф роли, и флешбеки, и мотивация, и раскрытый характер. Шрамик, правда, выглядит далеко не так страшно, как в книге у Риза, да и реакции ей смягчили, но в целом образ понравился.

Таддеус Валентайн (Уивинг («Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Облачный атлас», «По соображениям совести») работает неоднозначным злецом. Правда, опять же, образ прописан слабо, неоднозначности у него тут поменьше, чем в романе, слишком уже власть ценит, но все равно забота о городе просматривается. Ну а как мистер Уивинг умеет делать злодеев, вам рассказывать не нужно.

И, конечно, надо отметить товарища Шрайка, одного из самых трогательных и эмоционально насыщенных персонажей картины.

Да, периодически вылазят затянутые сцены, как та же одиссея нашей парочки по Мертвым землям.

Да, в книге Лондон аж никак не самая большая жаба на этих болотах, что добавляло происходящему дополнительной перчинки.

Да, почему-то очень мало приколов, связанных с артефактами прошлого (кроме Миньонов, разве что еда древних — которая не портится).

Да, герои, кроме Эстер, почти не прописаны.

Да, диалоги, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Да, ничего нового в конфликте и интриге постановщики не придумали, все стандартненько, по шаблонным лекалам средней подростковой фантастики.

Да, постановщики оставили за кадром все негативные аспекты антиутопической лондонской жизни, типа угнетения бедноты, работы с утра до вечера, или зеков, кушающих пишу из переработанных фекалий. По фильму жизнь Лондона довольно благостна и никаких социальных проблем тут нет как класс. Это, пожалуй, основная претензия к создателям ленты.

Да, разделение на Восток и Запад выглядит слишком утрированно. Мудрый Восток, ценящий каждую людскую жизнь, и никогда не выступающий агрессором. И злобный Запад, рукоплещущий смертям, стремящийся отобрать у других все до нитки, нападающий первым, использующий жуткое оружие. Как-то даже обидно за Запад стало. Товарищи постановщики, мягче надо быть. Мелькнула даже мысль: неужто западный зритель из-за этого момента сборы «Машинам» не сделал? Хотя тогда наоборот Китай должен был дать сотню-другую миллиончиков. Но не дал.

Эрго. Подростковая антиутопия с отличными спецэффектами, хорошей динамикой и простенькой шаблонной историей. Вполне ожидаемо и приятно для глаза. Кассовый провал объяснить отказываюсь (80 лимонов сборов при 100 бюджета). Неужели зрители ждали от блокбастерной экранизации средней юношеской книги жуткой оригинальности, а также заоблачных идейных, актерских и драматических высот? А с какого перепугу?

Режиссер: Кристиан Риверс

В ролях: Гера Хилмарсдоттир, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг, Джихе, Ронан Рафтери, Лейла Джордж, Патрик Мэлахайд, Стивен Лэнг, Колин Сэлмон, Марк Митчинсон, Меник Гунератне, Реге Пейдж, Фрэнки Адамс, Лейфур Сигурдарсон, Кан Уэст, Эндрю Лииз, Ки Чан, Сара Пирс, Марк Хэдлоу, Карен Писториус, Поппи Маклеод, Джоэл Тобек, Йосон Ан

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.