В поисках правды, или Таинственная антиутопия
10 тысяч человек живущих в гигантском подземном бункере на полутора сотнях уровней. Мертвый мир за пределами бункера. Социальное неравенство внутри. Долгие годы за спиной. Будущее в тумане.
Но что если с миром снаружи не все так просто, как кажется на первый взгляд? И кто-то из стоящих у руля знает больше, чем говорит своим подданным?
Цикл Хью Хауи («Бункер. Иллюзия») был смесью постапа с классической антиутопией, радующей читателя некислой интригой.
Постановщики сериала постарались бережно перенести на экран социсследования Хауи, достаточно корректно воссоздав перед нашими глазами его общество – натуральную мини-модель большого людского социума.
Антиутопия у Хью действительно как по учебнику. Все живут и работают ради общества. Все действия и устремления ориентированы на благо Бункера. Личностное по боку. Чтобы попробовать завести ребенка, нужно получить одобрение свыше, и даже это дает лишь ограниченное время на зачатие. Прошлое под запретом (да и информации с гулькин нос – клятые повстанцы полтора века назад постарались). Вся жизнь ограничена и зажата в рамки массой правил, за соблюдением которых следит всеобщее пугало, аналог жандармов — «Законники», ребята, при одном виде которых душа уходит в пятки. Большинство технологий в загоне (в частности подъемные механизмы). Масса знаний утеряны (что за огоньки в небе?). Процветают слежка и доносительство. Теория заговора цветет и пахнет. «Реликвии» прошлого (фактически любые предметы, оставшиеся от минувших дней) могут подвести под монастырь, вплоть до Очистки. За недовольными пристально следят Друзья бункера – Стукачи (пардон, Слухачи). В наличии серьезное расслоение общества – от парий-уборщиков (но комната отдыха у них знатная) к технарям со Дна и управленцам с Верхушки (средний класс, тех, кто у Хауи выращивал еду, постановщики практически оставили за скобками). Редкие праздники с массовыми гуляниями, активным одобрением Основателей и не менее активным порицанием террористов-повстанцев, 140 лет назад устроивших некислую заварушку. И как вершина отдохновения – наблюдение за смертельной Очисткой. Пакт — свод законов, созданных Основателями вместо Библии. Жутко дорогая бумага, единственный «покоцаный» огромный генератор, обеспечивающий энергией все без малого 150 уровней.
В общем, несладко тут в подземном царстве.
Зато, понятное дело, налицо отличная возможность поговорить с читателем на различные социальные и психологические темы. Отследить механизмы управления толпой, использование кнута и пряника, слежки, силовиков и пропаганды, манипуляций и лжи, игр с историей, пренебрежения высших к низшим, глухого недоверия, переходящего в ненависть, идущего в противоположном направлении. Что любопытно, далеко не все из начальства показаны козлами. Имеются адекватные, здравомыслящие люди, хорошо исполняющие свои мэрские или шерифские обязанности. Но есть и другие.
Все как полагается но, будем честными, подобных антиутопий мы перевидали и перечитали не один десяток.
Основной фишкой «Бункера», позволяющего при всей шаблонности получить от книги (и сериала) немалое удовольствие, стала жирнющая интрига. Что, собственно говоря, творится с миром наверху? Как и при каких обстоятельствах возник Бункер? Почему именно в таком виде? К чему все запреты и правила, окружающие его жителей? Отчего происходит то, что происходит, с теми, кто выходит наружу? Какие цели преследуют Законники? Что такого суперважного хранится на пресловутом жестком диске? Добавляют паприки в бограч регулярные нежданчики (с героями тут не церемонятся) и нестандартный подход к антагонистам (главные из них открывают себя далеко не сразу).
Вместе с героями пытаться отыскать ответы на эти вопросы становится чертовски увлекательной задачей.
Второй любопытной фишкой проекта стала смена главного протагониста по ходу пьесы. Не успеваешь принюхаться к одному персонажу, будьте готовы привыкать к другой ведущей личности.
Начинается сериал плавно и неторопливо, в первых сериях частенько прерываясь обширными флеш-беками, демонстрирующими происходящее с разных точек зрения. Временные скачки не могут, конечно, сравниться с хроногорками первого Ведьмака, но хронометража тоже занимают немало. Дальше без погружений в прошлое тоже не обойдется, но вскоре, будто опомнившись, постановщики ускоряют темп, подбрасывая зрителю редкие, но напряженные экшен-сцены. От получасовой производственной драмы по починке генератора до адреналиновой погони во время забега или драк между жителями.
Не забывают тревожить героев все новыми и новыми перипетиями, озадачивая зрителя неожиданными поворотами сюжета, увесистыми клиффхэнегерами, злодеями, активно влияющими на ситуацию («кто виноват – Они!»). Частенько забредая на территорию детектива, пытаясь разобраться в таинственных смертях, проводя расследование происхождения некоторых реликвий. К сожалению, бодрый темп создатели выдерживают не все время, частенько срываясь в медитативные воспоминания и обильные рефлексии персонажей.
Пару слов о героях.
Джульетта (Фергюсон («Геракл», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Живое», «Снеговик», «Доктор Сон»). Инженер-механик от бога, способная с помощью гаечного ключа и такой-то матери починить самые привередливые механизмы. Появившаяся на свет в благополучной семье наверху, но еще в детстве выбравшая вматывающую работу на самом Дне. Замкнутая, суровая, неулыбчивая, частенько не отрывающая взгляда от пола, преображающаяся лишь во время работы. Тогда перед нами резкая, властная, умелая девица, чувствующая себя как рыба в воде. Потерявшая любимого, того рядом с которым она могла открыться, почувствовать себя в безопасности. Решившая изменить жизнь, чтобы докопаться до правды в отношении его кончины. Правды, которая может Джулз не понравиться во многих отношениях.
Лишь ей и шерифу достанутся в постановке персональные флеш-беки.
Фергюсон недурно эмоционирует, качественно переключает режимы «погруженный в себя/рабочий», в целом – недурна.
Шериф Холстон (Ойелоуо («Восстание планеты обезьян», «Линкольн», «Джер Ричер», «Интерстеллар», «Парадокс Кловерфилда» , «Опасный бизнес»). Один из лучших шерифов за всю историю Бункера. Спокойный, целеустремленный, напористый. Не сумевший вовремя поверить самому близкому человеку.
Его зам Марнс (Пэттон («Западня», «Внешние сферы»). Пожилой резкий мужик, перед пенсией нашедший и потерявший неожиданную любовь.
Компьютерщик Джордж (Кингсли («Пуаро», «Песочный человек», «Джек Ричер») – мечтатель, грезящий о мире за пределами Бункера, поведенный на прошлом, ради реликвий которого готовый на что угодно. Спусковой крючок многих сюжетообразующих событий.
Начальник IT отдела Бернард (Роббинс («Касл-Рок»). Любитель разорять уникальные коллекции, прожженный политик, презрительно использующий всех и каждого направо и налево.
Законник Симс (Линн / Common («Козырные тузы», «Короли улиц», «Особо опасен», «Отряд самоубийц», «8 подруг Оушена»). Долгое время банальное главное воплощение коварных жандармов, скрывающих от народа правду. Со временем даже у этого «функционала» проявятся людские черты и недурной шлейф роли.
Эрго. Постаповская антиутопия, радующая интригой и социальными исследованиями. Ничего нового, но загадка с лихвой искупает шаблонность.
P. S.В книжном цикле Silo три книги. Вторая, приквел (обзор тут), частью сюжета переносит нас в прошлое во времена основания Бункера, навевая отдаленные фондовские ассоциации, а третья, пока оставшаяся без перевода, заканчивает историю Джулс и остальных. Сериал также останавливаться не намерен, второй сезон уже в работе.
Режиссер: Мортен Тильдум, Дэвид Семел
В ролях: Ребекка Фергюсон (II), Рашида Джонс, Дэвид Ойелоуо, Коммон, Тим Роббинс, Иэн Глен, Харриет Уолтер, Чиназа Уче, Эви Нэш, Фердинанд Кингсли, Шэйн МакРей, Мэтт Гомез Хидака, Рик Гомес, Ли Драдж, Генри Гаррет