Эхопраксия, Уоттс П.

Питер Уоттс «Эхопраксия». —  М.: АСТ, 2016 г. Серия: Звёзды научной фантастики (Второй роман цикла «Огнепад»)

Интригующий полет, или Беседа о постлюдях (и не только)

Ученый Дэниэл Брюкс знал, как проведет ближайшее время. В бесполезном сборе биологических образцов посреди пустынного ландшафта.

Но в результате стечения обстоятельства Дэни оказывается на борту космолета «Терновый венец». В компании старого полковника, синтета, пилотши-социопатши, пары десятков постлюдей, способных к гениальным озарениям и вампирши.

На хвосте у корабля погоня, и кто-то хочет смерти всем его обитателям.

Но не менее важна цель полета. «Венец» отправляется к станции, на которую поступали данные с «Тезея». Лучшего корабля, созданного в 21 веке. 14 лет назад, после Огнепада, отправленного для контакта с внеземным разумом. Корабля, напрочь исчезнувшего из виду.

И очень похоже, что вместе с данными на станцию проникло что-то еще.

 

Канадца Питера Уоттса («Морские звезды», «Водоворот»  , «Бетагемот», «Революция в стоп-кадрах») после публикации «Ложной слепоты» окрестили последней надеждой научной фантастики. Не зря. Несмотря на кучу терминов и не слишком дружелюбный текст, романы Питера поднимают чертовски важные для мыслящего хомо вопросы, позволяя хорошенько подумать и поспорить над вариантами развития человечества.

Продолжение романа, принесшего Уоттсу мировую славу, говорит с читателем на те же темы.

-О том, что придет на смену обычным людям – «исходникам», или «тараканам», по терминологии продвинутых гомо сапиенсов. В Эхопраксии Уоттс пристально рассматривает идею роевого разума. На примере единого организма — ордена Двухпалатников. Монахов, выглядящих воплощением ритуалов, запатентовавших кучу передовых открытий, получающих откровения свыше, управляющих самим торнадо. Эдакие вариации на тему люденов (а может и мокрецов — как напомнили мне в комментариях). Существ, далеко шагнувших от обычного человека. Наносящих повреждения собственному мозгу, используя раковые опухоли. Объединившихся в коллективный разум, получающий предвидения, способный на точные предсказания. Видящих ситуацию на десятки ходов вперед, всегда имеющих планы внутри планов. При гибели отдельных индивидуумов-монахов, теряющих лишь части тела общего организма. Оставивших за спиной как рваную ветошь некоторые ископаемые чувства и даже личность. Парни, «которые знают что делают». Отчего они не управляют обычными хомо? Неинтересно? Или это только кажется, что не управляют. И что в них осталось от человека?

Да, они сделали шаг ближе к реальности, увидели чуть больше того что на самом деле есть во Вселенной, а не ее преломление через людской мозг. Но не слишком ли высока цена?

-Что такое трансцендентность – трансформация или самоубийство (измененный мозг перестанет быть твоим). Или ценность личности преувеличена, а к ее концепции стоит относиться легче? Ведь со временем, получая, обрабатывая, воспринимая новые мысли, идеи, любой человек кардинально меняется. Становится другим. И это постоянный процесс.

-Об Интуиции, способной на великие озарения, уверенно идущей на смену науке, которая уперлась в границу, решив «заставить кота Шредингера поиграть с мотками невидимых струн». Интуиции, тесно связанной с  чувством религиозного экстаза.

-Об ископаемых чувствах, понятиях каменного века, типа любви, ценности детей, семейного отбора. О том, не стали ли они гирями на ногах человечества, которому пора делать следующий шаг в развитии.

-О том, кем становятся для постлюдей обычные хомо – детьми? Паразитами? Домашними питомцами? Другим видом?

-И о самом Боге с точки зрения ученых. Что Он такое? Существо? Химическая реакция? Процесс? Главный алгоритм, определяющий законы Вселенной? Вирус?

Также спасибо за напоминание, что на свете не существует ничего кроме математики, а числа не просто описывают реальность, а сами являются реальностью.

Эти вопросы волнуют не только автора, но и главного героя, а их обсуждение щедро рассыпано по тексту в  виде споров «таракана» с «продвинутыми» людьми.

Центральный протагонист хорош. Доктор-паразитолог Дэниэл Брюкс. Таящий в прошлом ужасную ошибку, ставшую одной из составляющих гибели тысяч людей. Старомодный тип, вследствие аллергии к нейроинтерфейсам не использующий имплантаты (кроме разве что обычных мозгоусилителей, без которых не удержишься на работе). Потерявший супругу, отправившуюся на Небеса, устав убивать Облака Искусственного интеллекта. Активный атеист, ничего не принимающий на веру, не допускающий наличия Бога,  пытающийся убедить в своей точке зрения собеседников. Не готовый принять никакие доказательства обратного (мистификация или галлюцинация – и точка!). Он единственный (не считая полковника, у которого свои фишки) «таракан» на борту в окружении ископаемого хищника, роевого разума, людей с разогнанными мозгами и кучей имплантатов. Что накладывает мощный отпечаток на его восприятие. Дэн работает своеобразным трансформатором для читателя, понижая для нас трансцендентный подход тех же постсингулярных монахов, помогая осмыслить непривычные, смелые идеи и теории. Через его диалоги и споры с усовершенствованными людьми автор доносит львиную долю идейного пласта книги. А еще нас ждет весьма неожиданное развитие персонажа.

Второстепенные персы чуток послабее таковых из первого тома, но каши не портят, радуя особенностями, запоминающимися чертами характера.

Лианна Латтеродт – синтет, плотно работающая с Двухпалатниками, переводящая озарения монахов неосознанно, на уровне рефлексов. Восхищающаяся их способностями, искренне верящая в то, что все происходит по воле Божьей. Демонстрирующая веру ученого – рациональную, способную к размышлениям, анализу, построению теорий. Основной оппонент в споре и романтический интерес Дэна.

Джим Мур – двухметровый полковник, явно шпионящий за Двухпалатниками. Ветеран-вояка, несмотря на кучу имплантатов, и выдающиеся боевые способности, наиболее близкий к исходникам. Открывающий глаза протагонисту на новый подход к формированию армии. Плотно связан с одним из членов экипажа «Тезея», что накладывает отпечаток на все его действия.

Ракши Сенгупта – пилот-математик, «проапгрейдженная» асоциальная девица с гениальными мозгами и дружескими отношениями с цифрами. Не стесняясь называющая Брюкса тараканом и, похоже, считающая это комплиментом (восхитительная выживаемость у этих исходников). Относящаяся к нему как к домашнему питомцу, но порой не гнушающаяся объяснить некоторые важные вещи. Перенесшая ужасную утрату, вдумчиво готовящая холодное блюдо. Не воспринимающая следующего члена экипажа (впрочем, кто ее воспринимает?).

А вот и она – вампирша Валери. Дочеловек и постчеловек одновременно. Совершенный хищник, пугающий на уровне подсознания. Держащий всех, кроме монахов, в серьезном напряжении. Существо с неизвестными целями, непонятно как поимевшее в подчинение отряд армейских зомби. Способное на недетские сюрпризы в стиле дзюдо.

Перед нами не прямое и непосредственное продолжение «Слепоты». Действие происходит через полтора десятка лет после первого романа цикла. С другими людьми и в другом месте. Но Питер не забывает перебросить ниточки к экипажу «Тезея» и событиям, произошедшим на его борту.

А также напомнить некоторые старые элементы своего варианта будущего и ввести новые. В общем, дела тут хуже некуда, но любопытные особенности у этой ветки развития имеются. «Небеса», куда «возносятся» уставшие от жизни гомо сапиенсы. Некролог последнему коралловому рифу (все помнят о профессии Уоттса?). Проблемы с ИИ обладающими сознанием, и теми, кто выходит за пределы сознания. Индустриальные смерчевые двигатели. Все существа на планете генно модифицированы, всюду имеется измененная, добавленная ДНК. Шикарно развитые технологии осознанных снов. Топливная технология, питающая Тезей, дающая кораблю неограниченные ресурсы. Тренировки по боевым искусствам в спящем состоянии. Армейские зомби — существа лишенные сознания, порой осознанно отказывающиеся от сознания (пардон за каламбур), потому что остальные варианты хуже. И не только армейские. С зомби просто беда.

Жаль вампирши меньше, чем хотелось бы.

Взамен Питер подарит нам чуток бодрого экшена и постапа. Расширенные эпиграфы с цитатами из научных работ, посвященных разным аспектам развития человека. Внушающее почтение описание космических кораблей и станций. Внезапные повороты, переворачивающие с ног на голову мотивацию и подоплеку действий персонажей. Постепенно открывающиеся хитрые интриги с неясными до самого финала целями. Интриг и хитрых планов, причем с нескольких сторон, автор не пожалеет.

Все это, кончено, блаародно, скажете вы, но что насчет внеземной жизни? Будьте покойны, о ней Питер помнит. Благодаря ей, болезной, роман на некоторое время даже приобретет черты космического хоррора типа Живого.

Теперь пару слов о грустном.

Дело не в том, что некоторые диалоги гуманитарию приходится перечитывать дважды – содержание того стоит. Смущает стиль Уоттса — он не слишком дружелюбен и гладким его не назовешь. Терминологии вроде поменьше, чем в Слепоте, но часть эпизодов воспринимается рвано и коряво. Автор не старается вдумчиво объяснять, делать текст легким и приятным для читателя. Сами, мол, справитесь. К этому стоит быть готовым.

Эрго. Приятное размышление о вариантах развития гомо сапиенсов, личности, сознании, разуме, свободе воли, реальности, Боге и Вселенной. Качественные персонажи, неожиданные повороты, коварные планы, чужой разум. Сильно, хотя воспринимается чуток похуже Слепоты. Ну и как полагается при чтении Уоттса – надо подготовиться к не слишком комфортному стилю.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.