Властелины воздуха (Masters of the Air), сериал, 2024

Атакующие Крепости, или «На честном слове и на одном крыле»/В шкуре «бомбера»

1943 год. Вторая мировая. В Англию прибывает 100-я бомбардировочная группа 8-й воздушной армии США, вооруженная Летающими крепостями B-17.

В отличие от опытных британцев, американские самолеты бомбят врага при свете дня и без истребительного прикрытия.

Пилоты «Крепостей» молоды, неопытны, не нюхали пороха. Полны жизни, наслаждаются каждым ее мгновением. Впереди у них долгий и кровавый военный путь. До конца которого доживут далеко не все.

 

Третья часть условной американской военной трилогии (первые две: «Братья по оружию», «Тихий океан») вышла в меру пафосной, подробно рисующей быт бомбардировочной авиации, и поначалу несколько однообразной.

Структура первых серий стандартна (ближе к финалу начинаются изменения): в каждой из них нас ждет подготовка к полету, сам вылет, возвращение, отдых.

Такой формат позволяет постановщикам досконально поведать зрителю о военных и мирных буднях «бомберов». Выходит отлично.

Нам расскажут (и покажут) о сложнейшем организме бомбардировочной группы, состоящей не только (и не столько) из пилотов.

Работа планировщиков, составляющих план вылета, готовящих маршрут, отбирающих цели. Выматывающий труд наземных бригад, ремонтирующий «Крепости», прилетающие из боя избитыми в клочья, напоминающими дуршлаг. Тренировочные полеты, порой заканчивающиеся трагедией. Погода, кардинально влияющая на боевую работу. Ранний подъем экипажей, особый завтрак в день вылета, брифинг с рассказом о том, куда летим, длительная предполетная проверка, молитва-напутствие от капеллана. Талисманы, типа счастливой банкноты или шарика со снегом, должные принести удачу. Жуткая холодина на высоте, от которой руки примерзают к металлу. Летные куртки, позднее ставшие одним из модных предметов одежды для мирных времен. Кислородные маски, позволяющие не задохнуться там, где парят лишь ангелы. Жуткое напряжение во время подлета к цели. Постоянная тряска, звучащие обращения к Господу. Красивейшие картины десятков самолетов, рисующих ровные полосы на разной высоте небес. И как апогей апофеоза – бой.

Непрекращающийся (правда, зачастую не слишком эффективный) огонь зениток, черные облачка разрывов, усеивающих все перед тобой. Напряженное ожидание появления самолетов врага. Мелькающие вокруг неповоротливых Крепостей немецкие истребители. Осколки, пули и ракеты, вонзающиеся в обшивку, уносящие жизни товарищей. Кровь и рвота. Бомбардир, берущий управление «птичкой» над целью.

Прыжки из подбитых Крепостей, лихорадочно дожевываемые документы, не должные достаться врагу. Медленно падающие обломки, горящие и рушащиеся вниз самолеты, десятки парашютов, трассы пулеметных очередей, инверсионные следы, пролетающий мимо коллега с нераскрывшимся парашютом. Парение под белым куполом между небом и землей. Эпично.

Плутание при возвращении на базу. Избитые Б-17, теряющие в воздухе куски обшивки, тянущие домой буквально «на честном слове и на одном крыле». Истории выпрыгнувших пилотов, оказавшихся на оккупированной территории. Разбор полетов и допрос экипажей о ходе сражения.

Немудреные развлечения вернувшихся из ада экипажей: бухло, дартс, флирт с немногочисленными дамами. Пикировки с бриташками, порой доходящие до мордобоя. Культурная программа в виде киношки, выступления оркестра, танцев, и хит сезона: велосипедные гонки по столовой (!). Отдыхаем, как можем.

А тех, кто не справляется с жуткими психологическими травмами от потерь товарищей и постоянного кровавого ада – ждут короткие визиты в санатории с участливыми английскими докторами.

Добро пожаловать в шкуру летчиков-бомберов!

Сценарий сериала опирается на документальный роман Дональда Миллера.

По мере сил создатели «Властелинов» стараются разнообразить происходящее, перепрыгивая через месяцы, варьируя соотношение боевой и мирной жизни (чем ближе к финалу, тем чаще бой остается за кадром), нагнетая саспенс, вставляя кусочки личных историй. То мы увидим воздействие гренландского ветра на «Крепости». То посадку на брюхо, при нераскрывшихся шасси. То долгий полет израненных Б-17 в Африку. То вечеринку в честь первого экипажа, пережившего 25-й миссий, что позволяет наведаться домой в тур по сбору средств. То новичков, рвущихся в бой. То пилотов сбитых самолетов, попавших в отряды бельгийского сопротивления, ищущих путь домой. Узнавших «прелести» плена (лагерной жизни уделено немало времени). Столкнувшихся с немцами, которые на себе испытали прелести союзных бомбардировок.

За попытки зачет.

Добавляет сопереживания закадровый голос одного из героев, описывающего свои чувства, акцентирующего внимание зрителя на некоторых моментах.

А вот и он – поначалу допускающий многовато косяков штурман Кросби (Бойл («Электрические сны Филипа К. Дика», «Толкин»). Слабый желудком парень, сильно страдающий от укачивания. Скромный, списывающий успехи на везение, не слишком верящий в свои силы, постепенно набирающийся опыта.

Героев в сериале много, даже очень, но запоминающихся образов единицы. Нам пытаются представить множество американцев: пилотов, радистов, штурманов, стрелков, членов наземной команды. Имена упорно не запоминаются, внимание активно рассеивается. К счастью, со временем выкристаллизовывается с полдесятка ведущих персонажей. Скажу сразу, не все из полюбившихся героев дотянут даже до экватора сериала.

Кроме Кросби выделяются двое.

Майор Джон Иган (Тернер («Кредо убийцы», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»). Отправившийся в армию еще до Перл-Харбора. Нагловатый, душа компании, бескрышный, любящий драматизировать по пьяни, под градусом откровенно «роняющий планку».

Его лучший друг майор Гейл Кливен (Батлер («Стрела», «Однажды в… Голливуде»). Красавчик-стиляга, не пьющий алкоголь, не играющий в карты, не переносящий спорт (папаня-игрок расстарался).

Можно вспомнить еще чересчур самоуверенного Курта (Кеоган («Дюнкерк», «Чернобыль», «Вечные», «Банши Инишерина»), спеца по дракам, дающего форму английским боксерам.

Товарища Кросби штурмана Джо Баблза (Гриторекс («Безопасность»).  Да лучшего пилота Б-17 усача Роберта Розенталя (Манн).

Пожалуй, все, остальные сливаются в общую массу.

Не обойдется без:

-На диво патетичной музыки.

-Размышлений на тему совести, убийств во время войны, баланса смертей/возмездия. Пройдутся постановщики по английским ВВС, бомбящим ночью по площадям и мирным жителям. В отличие от честных американцев, вываливающих свой смертоносный груз на конкретные военные и экономические цели. И тех, кто обитает рядом, само собой. Насчет честности американцев вопрос спорный.

-Кислородных масок на лицах экипажей в бою – масок, напрочь мешающих различать героев, еще больше сливающих парней в однородную армейскую массу.

-Неясно, отчего так мало внимания уделяется главному оборонительному оружию бомбардировщиков того времени – согласованному пулеметному заградительному огню из нескольких машин. Строй «боевая коробка» упоминается, но и только, лихорадочная пальба стрелков идет как бог на душу положит, нередко в направлении других Крепостей в строю.

Ход мысли постановщиков можно понять: мы видим сражение изнутри самолетов (мы всегда смотрим на происходящее глазами экипажей Крепостей), а не снаружи, от лица стороннего наблюдателя, но судя по результату, согласования огня в сериале таки нет.

-Истребители союзников впервые появляются в 5-й серии, и тут же исчезают за кадром с фразой «они израсходовали топливо, хорошо хоть через канал провели». С условно небольшой дальностью действия истребительной авиации не поспоришь. И только после появления на арене Мустанга…

Эрго. Военный проект, дающий с головой погрузиться в военные и мирные аспекты жизни летчиков-бомбардировщиков второй мировой.

Режиссер: Кэри Дзёдзи Фукунага, Анна Боден, Райан Флек 

В ролях: Остин Батлер, Каллум Тёрнер, Энтони Бойл, Барри Кеоган, Рафф Лоу, Эллиот Уоррен, Дэвид Шилдс, Мэтт Гэвэн, Бен Рэдклифф, Дарра Коули 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.