Филиал Ада на американской земле, или Кровавая борьба за Юту
1857 год. Территория Юта – американский фронтир, полный переселенцев, жаждущих новой жизни. Среди них Сара Роуэлл с сыном, стремящиеся добраться до отдаленного поселения, где обосновался отец мальчика.
Дело непростое, ведь между женщиной и местом назначения лежат не только обледенелые горы, бандиты и прочие маргиналы, индейцы, ставшие на тропу войны и дикие животные. Но и мормонская милиция – настоящая армия, фанатично защищающая свою территорию и готовая уничтожить любого, кто нарушит их правила.
Дело усложняется охотниками за головами, преследующими женщину за прошлые грехи. Сложностями с поиском провожатого через дикие земли.
И доберется ли в таких условиях Сара до цели, или станет еще одним трупом, удобряющим благодатную американскую землю, неведомо никому, кроме Всевышнего.
Вестерн – благодатный жанр, после небольшого упадка вновь взлетевший в седло. Постановщики Primeval выбрали практически безотказный путь, подарив зрителю напряженный квест-путешествие (вспомним хотя бы Хватку, Недругов, Новости) через полную опасностей Первобытную (прямой перевод слова Primeval) землю с постоянно увеличивающимся количеством типов, жаждущих крови полюбившихся зрителю героев.
Вышло брутально, грубо, грязно и живописно-пугающе. Однако есть нюанс: постановщики пытаются изобразить правду жизни. Персонажи грязны, нечесаны, в рваной, засаленной одежде (эдакий оммаж оскароносному Иньяррите). Крупным планом со смаком режут и свежуют скотину. Предают, обманывают, насилуют, убивают не за понюшку табаку. Третьестепенные персонажи гибнут на наших глазах в промышленных масштабах, да и с более важными есть нюансы. Порой с мрачняком постановщики откровенно перебирают – такое ощущение, что в тех краях соорудили филиал Преисподней: жизнь – ломаный цент, все люди друг-другу – волки (исключений немного, о них позднее), светлые качества из гомо сапиенсов вытравлены каленым железом, и уцелеть в здешних краях абсолютно невозможно. С другой – все жуткие убиения происходят без особой крови (которой, к примеру, после ударов камнем или томагавком по голове должно быть море), целомудренно, серьезно не дотягивая по натуралистичности не то что до слэшеров, но и до большей части современных «психологических» триллеров. Когнитивный диссонанс возникает, право слово.
Но если не придираться, боевые сцены на уровне. Причем тут вам и поединки, один против нескольких, с использованием огнестрела, ножей, томагавков и рукопашки, и внезапные массовые нападения исподтишка (одно из которых сдобрено вездесущей пылью, добавляющей сцене инфернального антуража (вдохновленное реальной резней в Маунтин-Медоуз), и партизанские действия краснокожих, и крупное сражение бледнолицых с индейцами.
Атмосфера фронтира с его беззаконием, опасностью и постоянным ожиданием «когда сельва спросит» — хороша.
Также стоит отметить адекватное изображение индейцев. Их не покроют сплошь белой или черной краской, а нарисуют живым, противоречивым социумом, в котором хватает и хороших, и нейтральных, и плохих парней. И приспособленцев, идущих на службу к правительству, и бескрышных воителей, готовых драться до конца, и бандюков, насилующих, убивающих женщин, и архетипичных мудрых «детей земли». Такое разнообразие дорогого стоит.
А вот мормоны показаны в сериале сущими исчадиями ада. Беспринципные и безжалостные фанатики-убийцы, не моргнув глазом уничтожающие женщин и детей. Мстящие всему миру за притеснения, которым подвергали верных Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Озабоченные лишь тем, чтобы скрыть следы своих преступлений, да загарбастать побольше земли, где будет строиться их вожделенный Сион. Наивные юны падованы тоже в наличии, но заканчивают они, как мы видим по сериалу, не лучшим образом.
Не уступает людям и колоритная природа. Могучие грозы, живописные рассветы и закаты, колоссальные горные хребты на горизонте, бескрайние равнины. Отлично передана разница между погодой высокогорья и низин. Когда на относительно небольшом расстоянии в одно и то же время нам показывают и суровую зиму, с пургой, покрытыми снегом лесами, заснеженными горами, и осенне/весеннюю, полную жизни прерию, поросшую высокой, пускай пожелтевшей травой.
Мы увидим несколько линий со своими протагонистами, которые то сходятся, то на напротив надолго разделяются.
Первая – Сара с ребенком и примкнувший к ним одинокий и битый жизнью Айзек Рид (Китч («Морской бой», «Джон Картер», «Уцелевший», «Настоящий детектив2», «Дело храбрых», «Список смертников»), чертовски напоминающий незабвенного Натаниэля Бампо. Ребенком попавший к индейцам, воспитанный шошонами. Переживший трагедию, практически сломавшую его. Давно расставшийся с племенем, уставший, постаревший, с кучей шрамов, как на теле, так и на душе. Не подпускающий близко ни одного человека, расставивший во все стороны иголки недоверия. Замкнутый, долго не желающий брать на себя ответственность за незнакомую женщину. Зато уж когда согласившийся… Плоть от плоти и кровь от крови этой дикой земли.
Сара (Гилпин («Американские боги», «Охота»). Цивилизованная дама, долго не способная принять правила фронтира, где каждый сам за себя и жалость наказуема. Страдающая из-за своих поступков. Претерпевающая изменение под гнетом обстоятельств и собственных ошибок, ставшая на один миг натуральной фурией мести, но не утратившая человечности.
Вторая — мормонская пара, едущая к единоверцам.
Джейкоб Пратт (Дехаан («Линкольн», «Самый пьяный округ в мире», «Хроника», «Валериан и город тысячи планет», «История Лизи», «Оппенгеймер»). Тот самый молодой и наивный последователь мормонского учения. Искренне стремящийся к братьям и сестрам по вере. Не менее преданно любящий свою супругу. Дехаан продемонстрирует недурную трансформацию образа, превратившись к завершению сериала абсолютно в другого человека.
Его жена Эбиш (Лайтфут-Леон («Властелины воздуха»). Эдакая поклонница феминизма, до того как это стало мейнстримом. Сомневающаяся, ищущая свое место в мире и цель в жизни, не удовлетворенная перспективой посвятить свое бытие мужу и семье, как полагается приличной женщине. Открывшая для себе новый, неизведанные ранее мир.
Ну и как не упомянуть пару-тройку отличных второстепенных работ.
Джек Бриджер (Уигем / Уигхэм («Подпольная империя», «Линкольн для адвоката», «Афера по-американски», «Волк с Уолл-стрит», «Настоящий детектив», «Конг: Остров черепа», «Человек на Луне», «Власть», «Джокер»). Создатель форта, названного его именем, парень, чье главное оружие – лопата. Обстоятельный, ироничный до глубины души мужик, не первый десяток лет колесящий по Дикому Западу. Переживший столько, что вам и не снилось. Отличный организатор, умный лидер, способный и переговоры провести и буяна укротить. А Шей то недурной актер, доложу я вам!
Губернатор Бригам Янг (Коутс («Черный ястреб»). Вдохновитель зла, натуральный змей-искуситель. Фанатик высшей пробы, совмещающий религиозное рвение и коварство политика. Ну и 20 жен, куда ж без них.
Охотник за головами (Кортни («Джек Ричер», «Я, Франкенштейн», «Дивергент», «Терминатор: Генезис», «Отряд самоубийц», «Алита: Боевой ангел», «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Список смертников»). Еще один из антагонистов, вкрадчивый убийца, идущий по следу с упорством породистого охотничьего пса. Абсолютно безжалостный тип, имеющий единственное слабое место в виде чрезмерно мечтательного напарника. Кортни, в большинстве своих предыдущих работ слабо впечатлявший, тут на диво на своем месте.
Мораль в сериале имеется, а как же. Нам предлагается поразмыслить над концепцией греховности (или отсутствия греха) в убийстве человека для своей защиты. Выслушать усталый призыв создатели «Америки»: «давайте жить дружно. Ну чего вам неймется? Земли то навалом, всех прокормит – и индейцев и белых и даже прости Господи, мормонов».
Фанатизм это «не гуд» – вопиют постановщики. Каким бы он ни был: религиозным, государственным, национальным, расовым. Плохо и все. И ведет прямиком на адскую сковороду.
Вот только единственный, кто может навести порядок в этом бардаке – правительство Соединенных Штатов, аж никак не стремится воздать всем по справедливости. Точнее с позиции державного уицраора эта самая справедливость видится несколько иначе, чем с колокольни обычного гражданина. С белой, а уж тем более с красной кожей. И пока решать будут не сами люди, осознавшие необходимость мира и гармоничного сосуществования, а держава – не бысть царству божьему на Земле.
Эрго. Атмосферное путешествие на Дикий Запад.
Режиссер: Питер Берг («Хэнкок», «Глубоководный горизонт», «22 мили», «Правосудие Спенсера»)
В ролях: Тейлор Китч, Бетти Гилпин, Ким Коутс, Джай Кортни, Ши Уигхэм, Дэйн ДеХаан, Саура Лайтфут-Леон, Кайл Дэвис, Престон Мота, Ник Харгроув, Дерек Хинки, Микэндрю Пердарис, Шоуни Пурье, Джо Типпетт, Кевин Скотт Аллен