Львиный пикник, или Сопротивляющийся континент
1898. Европейские державы семимильными шагами осваивают Африку. Среди первых Британия. Именно магнат с Туманного Альбиона нанимает известного молодого инженера Джона Паттерсона для строительства моста через одну из рек. Сделать надо все быстро и четко, ведь конкуренты не дремлют.
Джон принимается за дело, однако вскоре обнаруживается один неприятный нюанс. Неуловимый лев-людоед, отобедавший уже не одним работником со стройки. Народ начинает паниковать, и Джону надо кровь из носу устранить зубастую проблему, иначе его репутации несдобровать.
Лента, поставленная по реальным событиям, произошедшим в свое время в Кении, и получившим кодовое название «Львы из Цаво» (реальные хищники, кстати, будучи самцами, не имели грив). Паттерсон в 1907 даже книгу про эту кровавую охоту выпустил.
Хопкинс с командой постарались одарить нас напряженным приключенческим триллером, кое- что даже удалось. К сожалению, далеко не все.
Сперва о приятном.
Фильм откладывается в памяти: первый раз смотрел в глубокой молодости и за годы не забыл о его существовании (как о большей части давно увиденного кино), решив пересмотреть, когда выдалась минутка.
Оператор с монтажером трудятся в поте лица – передавая ощущения человека в пасти льва, меняя ракурсы и планы.
Имеются напряженные моменты, нагнетание саспенса, попытки сыграть на поле хоррора. Вот герои ожидают нападения хищников в замкнутом помещении, а вот на открытом воздухе. И в том и ином случае угроза долго остается невидимой. Ожидание неминуемого нападения. Ощущение того, что ты, даже с ружьем в руках выглядишь бледно на фоне настоящего царя зверей. А что если это сам Черный континент зубами и когтями своих детей противится вторжению белого человека и его железным дорогам? Сюда же примыкает частое использование силуэтов и теней, особенно в дебютной части. Хотя до полноценного хоррор-триллера картина не дотягивает (не дотягивают постановщики, к сожалению, не только в этом моменте).
Часто и довольно уместно применяется прием: «вид из глаз льва», что добавляет перчику в блюдо нагнетания обстановки. Цари животного мира выглядят недурно, если использовалась компьютерная графика – респект. Но, скорее всего, помня о годе выход фильма, рулила комбинированная съемка и антиматроника. А нет, не только! Оказывается, к съемкам активно привлекали самых настоящих львов – целых пять штук!
Хороши масаи, которых играли представители родственного племени сумбуру, с их колоритными танцами, боевой раскраской и прочими перьями.
Теперь о спорных моментах.
Странная демонстрация африканских красот. Кроме закатов и «травы по пояс», их тут практически нет. Натуральный выстрел себе в ногу: не использовать по полной африканские природные чудеса.
Животное многообразие еще не испорченного западным человеком Черного континента имеется, но очевидно, что используются «левые» документальные кадры. Все силы творцов монтажных склеек ушли на создание львов, на вступительную экскурсию для Джона их явно не хватило. Хотя нужное настроение это звериный Эдем все равно задает.
Приключенческий «майнридовский» дух удерживается не всегда. То буквально повеет жарким самумом, щелкнет ружейный затвор, заскрипят сапоги, шагающие по палящим камням, и послышиться чертыхание продирающихся сквозь стены кустарника «погоди немного». То весь охотничий антураж развеется, как роса поутру, и вернется далеко не сразу.
Позабавила групповая охота: целой ротой загонять зверюгу – неспортивно, знаете ли. Неудивительно, что «групповух» больше нам не покажут.
Частенько хочется заявить, как и во время просмотра «акульих» ужастиков, что львы себя так не ведут. Но стоит помнить, что «Львы из Цаво» существовали в реальности.
Хватает неловких логических дыр, типа смены направления прыжка хищника прямо в воздухе. Или напрашивающегося на час раньше отправления травы в Валгаллу.
Также озадачило бестолковое «сливание» Махино, чью карту можно было разыграть гораздо ярче. Да и с логовом откровенный перебор: так себя могло вести натуральное «дьявольское воплощение», а эту линией создатели ленты опять же «не дожали».
Фильм жутко затянут, а при условии того, что природных панорам минимум, непонятно куда утекают драгоценные киношные минуты.
Претензии к Килмеру («Охотники за разумом», «Дежа вю», «Снеговик», «Топ Ган: Мэверик») и номинация на малину — чрезмерны. Вэл никогда не был суперталантливым лицедеем, беря свое фактурой, а именно с фактурой в ленте все в ажуре. Бравый полковник, искренне влюбленный в Африку, обладающий энциклопедическими знаниями об этом континенте. Мечтающий сюда попасть настолько, что оставляет на родине жену на сносях. Не чуждый охоте, сталкивался с крупными хищниками в Индии. Бесстрашно (за одним исключением) встречающий смертельную опасность. Готовый сражаться за людей, находящихся под его командованием.
Но при всех этих достоинствах образа напарник, которому досталось вдвое меньше времени, затмевает Килмера, не особо вспотев.
Дуглас («Черный дождь», «Игра», «Идеальное убийство», «Охранник», «Человек-муравей», «Мстители. Финал», «Человек-муравей 3») и его знаменитый охотник Чарльз Ремингтон (говорящая фамилия), имеющий дар к убиению безголосых живых тварей, но не любящий лишать их жизни. Человек, искренне признательный изобретателю пороха, благодаря которому он объехал весь свет. Потерявший близких, нашедший новую семью среди масаев. Смельчак, отыскивающий отвагу каждый раз перед схваткой.
Дуглас не особо напрягается, но даже на 50 процентах проектной мощности выдает пару недурных сцен, отлично раскрывающих персонаж и заставляющий следить за ним, затаив дыхание.
Дополняет ансамбль рассказчик истории — Сэмюэль (Кани («Черная пантера», «Загадочное убийство»), негр, которому все доверяют. Всем сердцем боящийся львов, но находящий силы сдерживать свой страх.
Эрго. В сумме мы имеем хорошую идею с недотянутым воплощением. Хотя даже то, что получилось, может произвести впечатление на неокрепшую юношескую психику.
Режиссер: Стивен Хопкинс
В ролях: Майкл Дуглас, Вэл Килмер, Том Уилкинсон, Джон Кэни, Бернард Хилл, Брайан МакКарди, Эмили Мортимер, Ом Пури, Генри Кэл, Курт Эгельхоф, Тедди Редди, Рэхим Кхан, Джек Денварейн, Глен Габела, Ричард Нуамба