Телефонная будка (Phone Booth), 2002 — рецензия (обзор)

Заочная дуэль с маньяком, или Откровение поневоле

Стюарт Шепард (Фаррелл) был классным рекламным агентом, работающим с миром американской поп-культуры. Актеры, певцы, звездочки и молодые таланты, стремящиеся к признанию. Стю устраивал судьбы своих протеже, организовывал выступления и статьи в прессе.

А еще Стю был женат и любил свою супругу. Но как нормальный мужик периодически заглядывался на красивых девушек. Особенно запала ему в душу некая Пем – одна из его подопечных. Пем, которой он названивал каждый день из телефонной будки, стоящей на одной из нью-йоркских улиц.

Именно после такого звонка телефонный автомат вдруг затрезвонил вновь. Можно было не поднимать трубку, Стю не ждал звонка, но любопытство… На другом конце провода оказался некий явно нездоровый мужчина, угрожавший рассказать жене об интрижке Стю. Сперва Шепард не придал угрозе особого значения. Однако убегали минуты разговора, и Стю понял, что на самом деле все серьезней некуда. Опасность грозит не только его семейным отношениям, но и самой жизни. Причем не только Стю, но и другим нью-йоркцам, на свою беду оказавшимся около роковой телефонной будки.

 

Относительно недорогие постановки (бюджет Phone Booth $ 13 млн), ориентированные на актерскую игру и атмосферу, эдакие вариации на тему моноспекталя (вспомним хотя бы «Коллектор», «Виновный»), зачастую могут конкретно посрамить своих многомиллионных собратьев , показав что в кино далеко не все строится на спецэффектах.

И пускай «Телефонная будка» не стала идеальным триллером, смотреть ее действительно интересно.

Снята лента в режиме реального времени (никаких прыжков по хронологической шкале), и радует в первую очередь напряжением, буквально не отпускающим вас от экрана. Идет она всего час двадцать, и постановщикам удалось снять фильм практически без провисов и слабых мест с точки зрения темпоритма. Знакомство с персонажем, за 5-10 минут позволяющее нам узнать героя Фаррелла почти до донышка. Завязка, сцепляющая его с человеком на другом конце провода. Психологические игры вражины с ошалелым Сью. Возрастание угрозы и кульминация противостояния. Развязка. Неожиданный поворот в финале. Все по возрастанию, очень профессионально и классно. 

Саспенс на высочайшем уровне, зритель вместе с персонажем переходит от хорошего настроения по поводу удачной работы, легкого юморного утра в состояние недоверия, неприятия, понимания, трагедии, ужаса, раскаяния, откровения, катарсиса.

Так как местом действия у нас почти весь фильм остается одна единственная телефонная будка, постановщики активно стараются разнообразить сеттинг всеми доступными им средствами. Частая смены ракурсов съемки: сбоку сверху, от лица маньяка, от лица копов, от лица героя. Кадры внутри кадров, когда нам в отдельном окошке демонстрируют телефонных собеседников Стю и происходящее вокруг.

В результате ты настолько увлечен происходящим, что ни капли не скучаешь из-за однообразия локации.

Немало этому способствует хорошая актерская работа Колина Фаррелла («Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив», «Утешение/Экстрасенсы», «Фантастические твари и где они обитают», «Вдовы«, «Джентльмены«). Нагловатый, уверенный в себе рекламщик в начале. Ловелас, всерьез подумывающий об измене жене. Человек, которому за час ломают его устоявшуюся, уютную жизнь. Мужик, осознавший смертельную опасность и лихорадочно пытающийся отыскать выход из ситуации. Смирившийся со смертью и пытающийся спасти близких. Поневоле вывернувшийся наизнанку передо всем миром. Да, есть моменты послабее, есть сыгранные на очень хорошем уровне, общее впечатление весьма и весьма сильное. Фаррелл вообще качественный лицедей, и когда постановщик и звездная болезнь не загоняют его в странноватые рамки, как в «Александре», Колин почти всегда создает запоминающийся образ. Причем Стюарт Шепард получился вполне нормальным мужиком, при своей спорной профессии не совершившим на самом деле ни одного серьезного греха. Что по религиозным, что по криминальным канонам. Ложь, точнее в случае Стю передергивание фактов и опережение событий? Да ну ладно, вся цивилизация на ней стоит, как на своем, хотя это больно и обидно. И не собирается прекращать. Разве что он виновен в прелюбодеянии в мыслях, которое по церковным законам равно прелюбодеянию в действии. И об этом во весь голос заявляет наш маньячина. Но тут уж простите, я с трудом представляю себе человека, хоть раз в жизни мысленно не возжелавшего «жены ближнего своего». Слаб человек, что поделать.

А вот остальные актеры почин лидера не поддержали.

Даже обычно мощный Форест Уитакер («Возвращение героя», «Левша», «Точка обстрела«, «Прибытие», «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», «Чёрная пантера») не впечатлил. Шаблонный образ честного, но изрядно тормознутого офицера полиции, сказавшего «А» («убил и пошел говорить по телефону»?), но очень долго соображающего какая буква должна следовать за этим.

Что уж говорить об остальных второстепенных персонажах. Особенно «порадовали» нью-йоркские путаны, образы, созданные почти на грани фарса. Переиграно, утрированно, нарочито. Я конечно не в курсе, какие в Большом Яблоке проститутки и сутенеры, но это как-то уже чересчур.

Также в минусы ленте нужно отнести слабость первых крючков, на которые злодей зацепил главгероя. Во-первых строках Стю просто мог не брать трубку (текст о том, что любопытство губит кошку и никто не удержится от такого, не очень убеждает). Но главным проколом постановщиков стала слабая вступительная речь главгада. Он не сказал ничего такого, что могло заставить Стю пять минут ждать второго звонка. «Я позвоню Пем и скажу, что ты женат и врешь ей». Рекламный агент, строящий свою карьеру на лжи, недомолвках, искажении информации, только поморщился бы в ответ на такую «бессильную угрозу». Да звони хоть в рельсу: «завистники балуют, милая Пем, коварные негодяи, знаешь сколько их в Нью-Йорке». Дальше: «Я позвоню твоей жене». Аналогично, «милая нас хотят разлучить враги, не верь им, я люблю только тебя». А к последнему доводу королей на тот момент злодей явно прибегать не спешил. Это бы было невесело.

Вот когда стало понятно, что у маньяка есть нечто посерьезнее пустых угроз, тогда да, стало жарко. Но в начале откровенно недодумано.

Также позабавил тупизм полиции. Никто не догадался проверить Лео и посмотреть из чего и куда был произведен выстрел. Пуля разрушится? А с чего бы это? Но даже если так, входное отверстие скажет о многом. Нет, полиция талантливо тормозит почти все время. 

Да и дамы Стю, особенно супруга, упорно маячащие все время на виду, несколько утомили. Вас еще не хватает, ото у мужика проблем мало.

Зато идейная основа «Будки» вполне адекватна. От беззащитности практически любого индивидуума перед необоснованным насилием. Через исследование маньяков, вариантов их возникновения и побудительных мотивов (потому что весело, все остальное отмазки). До осуждения толпы, всячески желающей зрелища и шоу, и покровавее. Да и о том, что внешний образ любого человека частенько сильно отличается от его истинной сути, подумать лишний раз не помешает.

В общем, невзирая на некоторые проколы, такое кино нам однозначно нужно.

Эрго. Камерный (точнее будочный) триллер, все действие которого происходит в одной телефонной будке. Напряженный, атмосферный, переполненный саспенсом и тревогой. Радующий нас работой Фаррелла и играми со способами съемки. А вот второстепенные актерские работы можно было сделать поприличнее. Да и начальные крючки от маньяка продумать получше.

Режиссер: Джоэл Шумахер («Время убивать«)

В ролях: Колин Фаррелл, Кифер Сазерленд, Форест Уитакер, Рада Митчелл, Кэти Холмс, Пола Джей Паркер, Ариан Варинг Эш, Тиа Тексада, Джон Инос III, Ричард Т. Джонс, Кит Ноббс, Делл Йонт,

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.