Исходный код (Source Code), 2011 — рецензия (обзор)

Многоцикловый детектив, или Капитан-создатель реальностей

Капитан армии США Колтер Стивенс (Джилленхол) приходит в себя в теле некоего Шона – пассажира пригородного экспресса на Чикаго. Через 8 минут происходит взрыв, уничтожающий поезд. Оказывается, капитан стал участником программы «Исходный код» — позволяющей моделировать прошлое, на 8 минут переселяя Колтера в тело умершего человека. Теперь ему предстоит отыскать террориста, взорвавшего экспресс и угрожающего взорвать вторую бомбу уже в центре Чикаго.

Но что если все не так просто, и создатели программы утаивают от Колтера некую важную информацию?

 

Теория о параллельных реальностях, и о том, что любое действие человека создает новый мир и другие варианты будущего, имеет множество поклонников во всем мире. Приятно, черт возьми, знать, что хоть где-то у вас, возможно, получилось охмурить таки на выпускном первую красавицу школы. Написать книгу, которую с руками оторвут издатели. Выбрать профессию, в которой достигнешь огромных высот. Совершишь открытие. Спасешь жизни. Получишь признание. Есть, правда, и негативные стороны. Каково знать, что где-то существуют сотни тебя – более удачливых, состоявшихся, известных. Но позитивные особенности такой теории все равно перевешивают.

Именно эта теория легла в основу Source Code. Причем подали ее постановщики живенько, хотя не без провисов.

С самого начала нас швыряют в пространство фильма, как детишек в воду: либо научатся плавать, либо приобретут стойкое отвращение к воде. Первая треть картины построена как детектив, когда Колтер, без малейшей подготовки брошенный в прошлое, пытается отыскать злодея среди пассажиров поезда.

Да, будем честными, для зрителя главгад вычисляется довольно быстро: согласно киношным законам его нам обязательно покажут, и, применив элементарные логические построения, мы  выкупаем его «на раз» (либо «хасид», каковых среди пассажиров не видно, тем более, что для их обнаружения существуют целые методички спецслужб, либо… ). Но не забываем, что протагонист действует в экстремальных условиях, а не сидит в удобном кресле, что несколько извиняет его «тормознутось».

Вторая часть ленты превращается в натуральную мелодраму, давая нам передохнуть от мельтешения циклов и повтора одного и того же события. Плюс нам глубже раскрывают личность Колтера и обстоятельства его судьбы. К сожалению, «розовых соплей с сахаром» становится как-то слишком много, и в середине фильм откровенно провисает.

Затем дело, наконец, доходит до триариев, и последняя треть «Кода» возвращает утерянную было динамику.

Что приятно, в целом фильм оптимистичен, невзирая на тяжелые обстоятельства жизни героя, вот только с беднягой Шоном как-то неаккуратненько получилось.

Джейк Джилленхол («Патруль», «Эверест», «Левша», «Под покровом ночи», «Живое») – хорош. Он далеко не во всех своих фильмах показывает высший класс, и в «Коде» у него есть как более сильные, так и менее сильные сцены. Но в целом его Стивенсу веришь.

Мишель Монаган («Настоящие детектив», «Мистер и миссис Смит») – крайне мила, и работает классическим мотиватором для главного героя.

Вера Фармига («Маньчжурский кандидат», «Беги без оглядки», «Код доступа «Кейптаун», «Электрические сны Филипа К. Дика») и ее Гудвин – профессиональна, при этом человечна. Такие вояки нам нужны.

Джеффри Райт («Маньчжурский кандидат», «Голодные игры», «Подпольная империя», «Мир Дикого запада», «Придержи тьму») со своим гениальным, но циничным доктором Ратледжем отвечает за неэтичных ученых, готовых на все ради своего детища. Самый противоречивый персонаж. С одной стороны все, что он делает – для спасения жизней. С другой – он без проблем может пройтись по трупам, и отдельные людские судьбы для него абсолютно не важны. Вроде как и кто его осудит, но это лишь в том случае, если вы сами не попали в число тех самых отдельных судеб. А вот почему он скрывает информацию от исполнителей – непонятно. Расскажи все с начала, надави на гражданскую сознательность и возможность спасать людей, и многие пойдут на такую работу надолго и по своей воле.

В целом лента дарит нам приличный саспенс, за исключением середины. Наблюдать за действиями главгероя волнительно. Особых эффектов и фантастических элементов, кроме взрывов и перемещений, не ждите, фильм берет другим: довольно долго поддерживаемой интригой, напряжением, сопереживанием протагонисту. Да и хронометраж вполне корректен: скромные для нынешнего кино полтора часа.

Эрго. Приятный триллеро-детектив с одной фантастической предпосылкой, качественной работой Джилленхола и неплохим саспенсом. Да, середина «висит» и спецэффектов особых вам не подгонят, но смотрится лента приятно. Даже по второму разу.

Режиссер: Дункан Джонс

В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт, Расселл Питерс, Джеймс А. Вудс, Майкл Арден, Кас Анвар, Джо Кобден, Брент Скэгфорд, Крэйг Томас

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.