Застава на окраине Империи. Командория 54, Гузек М.

Марцин А. Гузек «Застава на окраине Империи. Командория 54». —  М.: Эксмо: Fanzon, 2020. Серия: Fanzon. Польская фантастика (Первый роман цикла «Орден Серых Плащей»).

Хроники приграничья, или Юные плащи на страже цивилизации

После жуткой эпидемии чумы Великая Империя находится не в лучшем состоянии. Тысячи подданных умерли или покинули отчий дом. Сотни городов и селений заброшены. Непобедимые легионы ушли ближе к сердцу государства.

Но есть те, кто не бросил оставшихся людей на произвол судьбы.

Орден Серых Плащей.

В отдаленную командорию ордена, на границе с Чащей, прибывает пополнение рекрутов. Им надо выжить и доказать, что они достойны носить плащи полноправных членов Ордена. Вот только удастся это далеко не всем.

Тем более, в такое время, когда в этих краях становится совсем неспокойно.

И дело не только в убийствах среди местных, обнаглевших разбойниках или племенах дикарей, издавна населяющих Чащу. Кандидатам в Стражи придется столкнуться с потусторонними тварями, справиться с которыми ой как непросто!

 

Ясновельможные паны не перестают радовать нас все новыми и новыми именами польских демиургов.

Дукай (http://perekat.kiev.ua/иные-песни-дукай-я/), Вегнер (http://perekat.kiev.ua/сказания-меекханского-пограничья-се/), Гжендович (http://perekat.kiev.ua/гжендович-ночной-странник-владыка/), Пискорский (http://perekat.kiev.ua/тенеграф-пискорский-фентези/), Збешховский (http://perekat.kiev.ua/zbierzchowski-holocaust-всесожжение-збешховский/), Майка (http://perekat.kiev.ua/majka-pokoi-swiatow-мир-миров-майка-фентези/ ).

И вот новый автор, местами напоминающий эдакую лайт-версию Вегнера . Облегченную не по причине детского/семейного рейтинга или отсутствия неаппетитных моментов, а по уровню мастерства, масштаба, описания и проработки своего мира.

Итак, перед нами классическое темное фентези с убийствами, гибелью героев, мрачноватой атмосферой (см. того же Аберкромби). А также главами, каждая из которых рассказывает законченную историю из жизни рекрутов Командории 54. К структуре романа претензий минимум. С каждой главой автор раскрывает чуть больше нюансов мира и характеров героев. Практически сразу появляется мощный таинственный антагонист, не факт что самый главный, но способный причинить юнцам и жителям Жопы Мира немало неприятностей. Перед нами промелькнут Видящие, демоны, вселения, мы увидим убийство, и не одно, побываем на сельских празднованиях, послушаем рассказы о цивилизованной империи и о дикарях Чащи.

Все вроде и неплохо, но есть нюансы.

Мир у Гузека стандартный и не может похвастать практически ни одной оригинальной задумкой.

Большая Империя с единым Господом и непобедимыми легионами. Огромное количество дикарей-язычников, живущих в лесу и за ним, точащих зуб на цивилизованную державу. Жуткая чума, выкосившая население империи. Отвод войск из дальних регионов и вялые попытки обозначит там свое присутствие. Х-м, пан Марцин, вы в читателе ностальгию за Западной и Восточной Римской (или может Священной Римской) империями решили пробудить?

Единственный более-менее свеженький ход — Орден Серых Плащей (хотя тоже, будем честными, не открытие века, мало ли духовно-рыцарских орденов, чаще всех  в контексте «Заставы» вспоминается Тевтонский, было в нашей истории?). Структура, сосредоточившая в своих руках контроль и борьбу со сверхъестественным (кто сказал инквизиция?). Функции государственного архива, святое воинство, отряды асассинов-спецназовцев, а заодно (чтоб два раза не вставать) судебный контроль в приграничных территориях, где на данный момент отсутствуют имперские чиновники.

А не сильно ли, господа Стражники, вы роток на чужой вершок раззявили? Несчастных тамплиеров, которые если с вами сравнить, поскромнее были, и тех извели ни за чих собачий. А тут такая силища на бедную кризисную империю. Чавой-то тамошний властелин совершенно мух не ловит.

Но если оставить логику за дверью, выискивать нюансы структуры Серой Стражи с ее братствами, героями, обычаями, легендами, страшными историями, любопытственно.

Идею Серых Плащей вполне можно занести в актив Гузеку.

А вот дальше начинаются обещанные нюансы.

Особенно они лезут в глаза в первой трети книги, дальше, похоже, автор чуток расписывается, да и привыкаешь к его обалдуям постепенно.

Герои в дебюте очень уж смахивают на типажи-функции. Юный командир, аристократ, большой шкаф, бард, монах, викинг. И трое девиц – бой-баба, ведьма и еще одна типа-аристократка с секретами (на дамах фантазия автора откровенно дала сбой). Там даже в именах поначалу путаешься, как в трех соснах, очень уж ребята и девчата блеклые в дебюте книги. Понятно, что со временем персонажи раскрываются, развиваются, теряют товарищей, делают сложные выборы, и даже начинают вызывать сопереживание (последняя треть романа в некоторой степени позволяет примириться с «багами» дебюта).

Но происходит эволюция образов слишком уж медленно и далеко не сразу. Есть у меня подозрение, что далеко не все читатели будут столь терпеливы, чтобы дождаться этих волшебных изменений. 

Язык также не шедеврален. Даже всплыл основательно подзабытый вопрос: кто же в этом больше виноват: автор или  переводчик? Слог рваный, сильного отвращения не вызывает, но и удовольствия от певучей речи писателя вы не получите.

Чрезмерное количество анахронизмов и слов из другой сказки. «Викинг», «мажор», «революция», имена богов, среди которых Хорс и Дагон, etc (откуда в фентезийном мире, не связанном с нашим, норвежские «викинги», а также неологизмы 20 века, как-то мажор»?). Позабавил частый акцент на том, что в этом обществе в широком употребления трусы. Причем не только у братьев ордена, но и у пейзан. Не панталоны, не кальсоны, не подштанники, а именно трусы (или это поклон мэтру с его «батистовыми трусиками Ренфри»?). Средневековье говорите? Ну-ну. Такие моменты достаточно сильно мешают погружению в текст.

 Особенно «доставляют» фразы типа: «Чувак трахается с другим чуваком». По видимому, решив написать дарк-фентези, Марцин поставил себе за цель как можно чаще употреблять корявые словесные обороты, связанные с физиологическими и сексуальными отправлениями. Если так, с задачей автор справился. Причем никакой особой пошлятины мы не увидим, но внимание сексу уделяется большое. Впрочем, с третьей стороны, если вспомнить что герои Гузека относятся к young adult (им годков по 16-17), такой интерес к противоположному полу становится понятен.

Все происходящее выглядит слишком уж местечково и провинциально. Десяток рекрутов возятся в Жопе Мира, решая местечковые вопросы. Шесть деревень, пару сотен крестьян, еще пару сотен врагов. Даже самопожертвование обыгрывается странноватым образом: вскользь и не акцентировано. При этом из героев до финала доживут далеко не все (ставки на очередность принимаются) – ну это как бы уже давно стало модным трендом, спасибо дядьке Мартину.

Информации о мире в обрез. Есть ли у империи цивилизованные соседи? Как случилась Чума? Что происходит на других границах и в центре? Каковы нюансы политического и социального устройства?  Кто на престоле и около него? Нет ответа.

Действия также не густо. Пару стычек, одна короткая поездка вовне, и финальная битва. И даже в ней, как вы уже поняли, на столкновении многотысячных армий рассчитывать не приходится. Мы тут по скромному, по домашнему: сотенка человеков туда, сотенка сюда.

Магия разумеется в наличии (фентези все таки), но не очень внятная. Нам показали ритуал, позволяющий разорвать человека как тузик грелку, ведьм-травниц, некоторое количество видящих — эдаких пророков-сновидцев, одержимость демоном. Видящие также могут служить воротами, через которые в этот мир приходят потусторонние существа (подвид одержимости). Имеются духи погибших, не закончивших свои земные дела.   

Искренне порадовали дикари-«Склавяне». Такой милый детский прием коверкать имена и названия, вроде как скрываясь от взрослых и зашифровывая термины от непосвященных в свои игры. На самом деле осознанно стремясь вызвать нужные тебе ассоциации. А что, очень удобно! Ведь уже не нужно полностью продумывать и описывать новый народ — вскользь зацепил, остальное читатель сам по изуродованному имени народности дорисует в воображении.

Пожалуй, эту претензию можно снять. Спасибо народу с Фантлаба, обратившему мое внимание на существование этнонима Склавины (лат. Sclaueni) — «общего названия всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских авторов».

Эрго. Среднее темное фентези, радующее орденом Серых плащей. А вот долгое начало, местечковость, анахронизмы, не самый яркий язык, в актив книге не занесешь.

P. S. Отдельно позабавила разница оформления русской и польской обложек. У поляков серый, невзрачный рыцарь в побитом шлеме без украшений, растекающийся брызгами крови. В русском – ухоженный гордый воитель в красивенном шлемаке с рогами и развевающемся чистеньком плащике. Хоть сейчас на агитплакат «Ты записался в Серые плащи?!»

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.