Наполеон (Napoleon), 2023 — рецензия (обзор)

Любовь императора, или А Бонапарт выйдет?

1793 год. Амбициозный артиллерийский капитан Наполеон Бонапарт берется завершить осаду Тулона, что с успехом и делает.

Впереди у него два десятилетия сражений и славы, императорская корона, смерть в изгнании и долгая память потомков. Когда лицеприятная, когда не очень.

А еще любовь к женщине, ставшей ему сперва не слишком верной женой, а потом искренним другом.

 

Опасений по поводу свежего исторического проекта Ридли Скотта («Чёрный дождь», «Черный ястреб», «Хороший год», «Прометей», «Исход: Цари и боги», «Марсианин», «Чужой: Завет», «Последняя дуэль») хватало. Ридли вольно обращается с вотчиной Клио, хотя способен выдать неплохое зрелище.

С Napoleon ситуация следующая: вольности в наличии, зрелище оказалось на тройку с плюсом. Но главное – лично я не увидел в картине Наполеона. Как в детстве: ждешь-ждешь товарища под окнами, зовешь выйти погулять, у родителей его, в окне мелькнувших спрашиваешь, а он подлец, таки не появится.

Подход постановщиков понятен: показать человечность одной из известнейших личностей в истории, его романтическую грань, сделав жирнющий акцент на отношениях с Жозефиной. Проблема в том, что за кадром осталось все остальное. Противостояние великих держав в начале 19 века, открывающее подоплеку действий героя. Харизма, лидерские качества и тактический гений Бонапарта, его политическая деятельность, его работа с законами, его фанатичная борьба с Британией, его маршалы, его трансформация из гениального голодного капитана в зажравшегося повелителя Европы. Посмотрев фильм Скотта непонятно, как из обычного артиллериста выросло то, что выросло. И что это вообще был за человек. Зато о любви к Жозефине мы узнаем больше, чем хотелось бы (стоит учесть: даже это чувство показано пунктирно).

Ридли «галопом по Европам» попытался осветить всю жизнь своего героя, и естественно, у него не получилось. Калейдоскопом мелькают перед глазами вырванные из контекста события, лица и даты, а для перипетий, определявших судьбы сотен тысяч людей, выделяется время на одну минутную сцену.

Зато очеловечивание Наполеона вышло на славу.

Феникс («Команда 49: Огненная лестница», «Джокер») создает образ своего героя с минимумом эмоций, очень сдержанно, даже скупо. Когда дело не касается Жозефины. В присутствии Этой женщины он меняется. То превращаясь в одержимое сексом животное, готовое взять супругу под обеденным столом, на глазах слуг. То устраивая баталии посудой, прямо во время трапезы с придворными. То раскрывая душу, заявляя о неуверенности в себе, и о том, что без своей Жозефины он ничто. И его удача, по мнению Скотта, связана именно с этой дамой. Особенно мило смотрятся действия, произведенные, по мнению режиссера, под влиянием супруги. Оказывается, египетский поход Бонапарт прекратил не потому, что зашел в тупик и удачного завершения быть просто не могло, а потому, что вернулся в Париж, прослышав о измене жены. Да и «Сто дней» были вдохновлены в первую очередь жаждой увидеться с Жозефиной. Судьба Франции на втором месте.

Слава богу, имеются хорошие сцены и без участия жены. За эпизод с мумией, зацепивший низкий рост Бонапарта – постановщикам с полсотни вистов. Как и за «проголосуем», после бурной дискуссии с депутатами парламента. Или за виртуальное общение с Александром.  Однако они как бы остаются в тени романтической страсти Наполеона.

Позабавило также частое рассуждение протагониста о мире. Прям такой миролюбивый парень, мочи нет.

Образ Феникс сотворил, если присмотреться, неплохой. Замкнутый человек, любящий поесть, не обремененный манерами. Способный как на трусливые, так и на героические поступки, личное участие в битвах с саблей наголо. Растерянный и честолюбивый. Жаждущий власти и славы. Образ хороший, но где Наполеон? Где все те нюансы (о которых я писал выше), с которыми ассоциируется эта неординарная личность?

Жозефина (Кирби («Эверест», «Восхождение Юпитер») оставила двойственное впечатление. Симпатичная, с короткими волосами, бросающими вызов обществу. Эгоистичная, поначалу не испытывающая никаких чувств к будущему супругу. Полностью завладевшая его вниманием. Кокетничающая с посторонними прямо на свадьбе, вскоре изменяющая Бонапарту с пустоголовым красавчиком. Не способная обеспечить императора наследником. Постепенно осознающая масштаб личности мужа и становящаяся для него опорой и верным адресатом. Письма Наполеона к жене и наоборот звучат в ленте частенько.

Отвращения героиня не вызывает, но до феми фаталь, звезды очей и объекта ночных грез, здешняя Жозефина не дотягивает (даже Дюбарри была поинтереснее). Впрочем, любовь зла.

Атмосфера эпохи показана в картине на уровне, хотя слишком уж широкими мазками. Антуанетта, Робеспьер, Талейран, Александр. Каждый на экране по паре минут (плюс-минус). Наряды ничего, дык 200 лимонов бюджета все-таки. Имеются кровавые моменты, как то гильотинирование, или судьба лошади Бонапарта.

Полноценных сражений по большому счету две с половиной штуки. Тулон, Аустерлиц, Ватерлоо. Подавление роялистского мятежа удостоилось одного артиллерийского залпа. Бородино очерчено одной атакой в полминуты экранного времени. Битве у пирамид посвящено и того меньше. Остальные сражения и кампании Наполеона не показаны вовсе.

Тулон выглядит недурно – ночной штурм форта, бессмысленный и беспощадный, когда не разберешь кто, кого и по какому месту.

Аустерлиц сконцентрирован на тонущих австрияках и русских. Тонут они действительно эстетски, щедро сдабривая воду кровью, при этом оператор активно применяет взгляд снизу, из-под воды. Еще один любопытный момент – частое использование кадра в окуляре подзорной трубы, что дает нам картину, увиденную непосредственно Бонапартом.

Ватерлоо (сражению распиаренному, с изрядным количеством ключевых альтернатив, но у которого в тех условиях было минимум шансов изменить общую ситуацию для Наполеона) выделено наибольшее количество времени. Показано оно впечатляюще, с огнем орудий, атакой кавалерии и перестройками в каре. Но несет в себе вечную и вряд ли решаемую проблему киношных баталий. Ватерлоо в фильме происходит на одном единственном поле, которое находится перед глазами полководца. На само деле, так сражения происходили в совсем глубокой древности, когда ратились сотни, максимум тысяча-другая-третья бойцов. Битвы в которых участвуют десятки и сотни тысяч людей, физически не могут так выглядеть. Все солдаты на одном участке поля, видимом военачальнику, банально не поместятся. Не зря армии делились на центр, правый, левый фланги (плюс резерв), со своими командующими, которые частенько вели свои обособленные битвы, вне поля зрения товарищей. Битвы, лишь после победы в них одной из сторон способные повлиять на рубку, идущую по соседству.

Да, вольностей Скотт по обыкновению позволили себе от души,  знатоки истории могут активно плеваться на тему того, что французы не стреляли по пирамидам, а Бонапарт не мог присутствовать при казни Антуанетты. Но на фоне проблемы с фигурой Наполеона, это мелочи.

Эрго. Спорный байопик, уделивший чересчур много внимания любовным отношениям своего героя.

Режиссер: Ридли Скотт 

В ролях: Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Руперт Эверетт, Марк Боннар, Пол Рис, Бен Майлз, Риана Дьюс, Людивин Санье, Эдуар Филиппонна

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.