Одержимость (Whiplash), 2013 — рецензия (обзор)

Барабаны в крови, или Мысли о создании Великих

Эндрю Ниман с младых ногтей мечтал о карьере великого барабанщика, сравнимого с  известнейшими музыкантами мира. Парень был готов пахать как вол ради своей мечты, и, казалось, судьба благосклонно взглянула на юного Нимана.

Поступление в лучшее музучилище Штатов — консерваторию Шеффер, а затем и внимание ведущего преподавателя и дирижера консерватории – Теренса Флетчера.

Однако Флетчер оказался еще тем фруктом. Человеком, жестко и непреклонно требующим от учеников шагнуть за грань своих возможностей. Жутко деспотичным и давящим типом. Манипулятором, высасывающим из парней все соки.

И чем закончится это «обучение», неведомо никому.

 

Сильная картина о достижении цели, отношениях преподавателя и ученика, разыгранная фактически на двоих, и опирающаяся на жизненный опыт режиссера.

Как появляются Великие – задается вопросом постановщик? В конкретном случае великие музыканты, но дело может касаться любой профессии. Как доносить до великовозрастных оглоедов знания, развивать их умения и способности? И речь не о учениках средней школе, где все совсем плохо, а об относительно вменяемых отроках, получивших среднее образование и избравших свой жизненный путь. Как «отделывать из щенка капитана»? Целовать в попу, поощряя каждое, пускай иллюзорное достижение? Лелеять каждую поделку, без брака выточенную деталь, правильно взятую ноту? Быть предельно вежливым, беспредельно понимающим, Наставником — способным заинтересовать и сподвигнуть, настоящим вожаком, натуральным: «Капитан, мой капитан» (все помнят, чем там дело закончилось?). Не рискуем ли мы получить на выходе усредненную посредственность? В лучшем случае ремесленника? Не способного творить по-настоящему, готового лишь идти проторенной тропой Гигантов?

Или стоит выжимать из них все до капли. Жестко давать задачи, лежащие за гранью воображения. Авторитарно расширять горизонты возможного. Грубостью и давлением заставлять преодолевать вершину за вершиной. Сталкивать лбами, поощрять соперничество. Раздавать волшебные пинки, стимулируя прорыв, выход на новый уровень мастерства. И в результате, если повезет, взрастить Великого Мастера своего дела?

Спорно? А в воспитании, тем паче создании гениев, все спорно.

Прямой перевод слова Whiplash — удар хлыстом; одно из переносных значений «работа из-под палки».

В Whiplash мы увидим образцово-показательного апологета второго подхода.

Симмонс («Крутые времена», «Железная хватка»,  «Контрабанда», «Терминатор: Генезис», «Ла-Ла Ленд», «Снеговик», «Контрмир»,  «Человек-паук: Нет пути домой») не зря получил Оскар за Лучшую мужскую роль второго плана, выиграв у Нортона и Руффало. Его Флетчер натуральный диктатор с самомнением уровня «Бог» («вытрите кровь с моих барабанов»). Жесточайший манипулятор, не знающий что такое уважение и вежливость. Способный на скользкие шутки, дикий крик, легкое рукоприкладство и иссушивающее психологическое давление. Порой изрядно перегибающий палку (как на него раньше никто не настучал?).

Музыкант с идеальным слухом, способный уловить фальшь с полноты. Поставивший целью создать Исполнителя, способного спасти джаз от стагнации и увядания. Твердо уверенный, что потенциальный Великий не сломается под давлением, а станет лишь лучше и прочнее.

Симмонс в идеальной физической и актерской форме, как бульдозер черепаху раскатывает всех, кто попадается на пути. Пышет энергией, твердой убежденностью в своей непогрешимости и уверенностью в собственной правоте.

Эндрю Ниман (Теллер («Дивергент», «Дело храбрых», «Топ Ган: Мэверик»). Амбициозный, талантливый, замкнутый вьюнош, с детства наслушавшись выдающихся барабанщиков, жаждущий стать ударником. Слабо социализированный, не имеющий друзей, кроме отца. Всеми силами, до одержимости, стремящийся к своей цели. Четко определивший приоритеты. Готовый оставить за бортом близких и обычную жизнь, вплоть до расставания с девушкой, которая может (не будет, а всего лишь может!!!) отвлекать его от занятий.

Забавный нюанс — Ниман и сам по себе, безо всяких дирижеров, работал над собой как проклятый, стремясь к величию. Возможно к таким трудоголикам все же нужен иной подход, чем у Флетчера?

Отдельное спасибо операторам, и особенно монтажерам, буквально погружающим нас внутрь Музыки (еще один законный Оскар, добытый в борьбе с монтажерами «Снайпера», «Игры» и «Отеля»). Каждую репетицию (из которых фильм состоит процентов на 80), а уже тем более концерт, мы видим со всех сторон, причем не извне, а фактически изнутри. Крупные и сверхкрупные планы инструментов, лиц музыкантов, демонического Флетчера, то погруженного в звучание, то прессующего своих подопечных, капли и ручьи пота, стертые ладони и брызги крови, и, безусловно, сама Музыка, создают завораживающую картину быта служителей Эвтерпы.

Триллер ли перед нами (именно так позиционировал свою работу режиссер)? Отнюдь не в привычном смысле, но напряжение музыкальной стези в ленте воссоздано мастерски.

Что касается финала, самими постановщиками обозначенного «не слишком счастливым». Да опустошенность, подавленность и обман имеют место быть. Но также в наличии и самый натуральный прорыв, вполне вероятно дающий столь необходимый толчок для исполнения мечтаний, как протагониста, так и антагониста «Одержимости».

Эрго. Достойное размышление о воспитании и создании гениев, с отличной работой Симмонса и впечатляющим монтажом.

Режиссер: Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд», «Человек на Луне»)

В ролях: Майлз Теллер, Дж.К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки, Дэймон Гаптон, Макс Кэш, Сюанн Споук, Чарли Йен, Джэйсон Блэр, Кофи Сирибо, Кавита Патил, С.Дж. Вана 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.