Смотрите, как они бегут (See How They Run), 2022 — рецензия (обзор)

Английский детектив с американским финалом, или Ироничное расследование

1953 год. На сцене лондонского театра с громадным успехом идет пьеса Агаты Кристи «Мышеловка». Дело даже доходит до продажи прав на постановку фильма и приглашения голливудского постановщика Лео Коперника.

И только громкое убийство может помешать этим далеко идущим планам.

За расследование преступления берутся умудренный инспектор лондонской полиции Стоппард и неопытный констебль Сталкер. Выясняя, что на убитого был зуб практически у каждого, кто связан с «Мышеловкой».

 

Иронические детективы в последнее время приобретают все больше популярности, доказано Ножами.

See How They Run достойно поддерживает реноме предшественников, даря нам полное юмора и отсылок действо.

Создатели ленты здорово прошлись по театральной и киношной тусовке, штампам английского детектива, отвесили оммаж старушке Агате («Пуаро», «Зло под солнцем», «Убийство в Восточном экспрессе», «Скрюченный домишко», «Смерть на Ниле»), сделав это озорно и весело.

Люди искусства в лице владельцев театра, продюсеров, режиссеров и актеров – еще тот клоповник, что снова подтверждается в картине. Хотя лента аж никак не является социальной сатирой на бомонд, некоторые моменты отношений подмечены весьма здорово. Причем изнутри, что добавляет в блюдо остроты.

Еще больше досталось жанру английского детектива, с его тысячи раз испробованными ходами, привычными, предугадываемыми поворотами, непременными и частыми: «комиссар», «инспектор». Особенно мило смотрелся подход бравого американца, решившего внести в детективное болото свежую струю голливудского кино. Разница американской и британской культур налицо.

Частенько используется полиэкран, одновременно показывающий в одном кадре происходящее в нескольких местах, или с нескольких точек зрения (как напоминает Катерина — у истоков этого приема стоял Жорж Мельес — режиссер, впервые применивший массу постановочных находок, без которых нынче сложно представить кинематограф). Осмеянные одним из персонажей флеш-беки, затрагивающие практически всех персонажей.

Актеры справились «на ура».

Инспектор Стоппард (Рокуэлл («Луна 2112»,«Ковбои против пришельцев», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури«, «Власть«). Старый волк, хромающий на одну ногу ветеран войны, одинокий, преданный женой, закладывающий за воротник. В холостяцкой квартире по ночам вырезающий части головоломки. Опытный коп, не претендующий на лавры яркого детектива, щелкающего преступления как орешки, а просто выполняющий свою работу. Эдакая робочая лошадка лондонской полиции. Инспектор молчаливо-саркастичен, несуетлив, бит жизнью, напоминает старого потрепанного бассет-хаунда.

Юная констебль Сталкер (Ронан («Гостья», «Отель «Гранд Будапешт», «Леди Берд», «Маленькие женщины») явно из породы щенят-сеттеров. Порывистая, восторженная, скорая в выводах, не расстающаяся с блокнотом, куда записывает все происходящее. Фанатка кино и киноактеров. Недурной образ получился у Сирши. Ее констебль полна жизненной энергии, наивна, простодушна, часто ошибается, но с энтузиазмом юности тут же готова набивать новые шишки.

Отличные напарники вышли, между прочим, из наших копов.

See How They Run — строчка из детского стишка «Три слепых мышки», название которого стало заголовком радиоспектакля, позднее переделанного в пьесу «Мышеловка».

Стоит упомянуть так же крутого режиссера Лео Коперника (Броуди (обзор творчества тут  Пиджак», «Острые козырьки», «Отель «Гранд Будапешт», «Чепелуэйт»), которого тут не слишком много, но Эдриан даже за отведенное небольшое время успевает создать запоминающегося персонажа. Бабник, алкаш и задира, высокомерный, язвительный сноб и эгоист, неприятный тип, меж тем радеющий за свое ремесло и способный к неординарным подходам. Обратите внимание, что преступление в  See How They Run будто опирается на так и не созданный фильм Лео.

Сценариста Кокер-Норриса (Ойелоуо («Восстание планеты обезьян», «Линкольн», «Джек Ричер», «Интерстеллар», «Парадокс Кловерфилда», «Опасный бизнес») – явного гея с ранимой душой и мощными амбициями.

Владелицу театра Петулу Спенсер (Уилсон («Лютер», «Одинокий рейнджер», «Лок», «Тёмные начала»)  – стервозную, пробивную и хитрую бизнесвумен, лишенную моральных принципов.

Продюсера Вульфа (Шерсмит («Благие знамения», «Основание») – не слишком умного и любвеобильного мужчину.

В наличии вполне реальные и довольно известные люди типа

Ричарда Аттенборо (Дикинсон («Малефисента») – красавчика-актера в самом соку, любящего внимание и длинные речи.

Или Агаты Кристи (Хендерсон). Одна из икон жанра тут получила свою минуту славы, а заодно возможность закрыть гештальт с отравой.

По некоторым версиям, именно ядам, точнее опасению молодой Агаты-медсестры, собственноручно смешивающей лекарства, ненароком притравить пациента, мы обязаны частому и профессиональному описанию отравлений в ее романах, а во многом и появлению Кристи – автора детективных книг. Сублимация – великая сила.

Иронией, сарказмом, юмором, фильм буквально искрится. Забавных моментов масса. Очевидно, что постановщики снимают комедийный детектив, но им удается почти всегда обойтись без скатывания в фарс и откровенного комикования.

А что у нас собственно с расследованием? Ситуация двоякая. Катерина предсказала злодея в первые полчаса, не имея на это почти никаких логических обоснований, кроме помощи подсознания, неплохо знакомого с английским детективом. И, естественно, знания законов кино.  

Постфакум становятся видны подсказки и намеки, щедро разбросанные создателями, однако во время первого просмотра отследить их непросто. И как прикажете оценить детективную линию? Вроде все по классике – мотивы имеются у всех, но на самом деле все сложнее, чем кажется. Но зритель, хорошо разбирающийся в кино и детективах, имеет все шансы достаточно рано понять кто злодей.

Не позабудут постановщики поднять любопытный моральный вопрос на тему фильмов и книг «по реальным событиям». Перекручивание, извращение, использование историй людей и без того подвергшихся тяжким испытаниям. Живых людей, фигурирующих в таких произведениях искусства, их реакций на произведения. Хоть деньгами бы с ними делились, киноделы хреновы.

Эрго. Ироничный детектив с хорошими актерскими работами, приятным юмором, подшучиванием над жанром.

Режиссер: Том Джордж 

В ролях: Сэм Рокуэлл, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Рут Уилсон, Рис Шерсмит, Харрис Дикинсон, Дэвид Ойелоуо, Чарли Купер, Ширли Хендерсон, Пиппа Беннетт-Уорнер 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.