Страна Лавкрафта (Lovecraft Country), сериал, 2020

Зеленая книга ужасов, или Чернокожее фентези

50-е годы. Америка. Чернокожий любитель фантастики и ветеран Корейской войны Аттикус Фримен (Мэйджерс) получает известие об исчезновении отца, решившего отыскать родину покойной жены.

Парень вместе с дядей Джорджем и подругой детства Лети отправляются в место, указанное в последнем письме родителя.

Давно пропавший с карты город Ардхэм округа Девон. Туда, где на путеводителе для чернокожих располагается фигура самой Смерти.

 

Тема расизма в американском кино обыгрывалась в самом различном антураже. Классическом, как-то «Время убивать» (http://perekat.kiev.ua/vremja-ubivat-a-time-to-kill-1996/ ), «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ), «Свободный штат Джонса» (http://perekat.kiev.ua/свободный-штат-джонса-free-state-of-jones-макконахи/ ), «Скрытые фигуры» (http://perekat.kiev.ua/скрытые-фигуры-hidden-figures-2016-рецензия-обзор/ ). Комиксоидном: «Черная пантера», «Люк Кейдж», «Хранители». В виде вестерна: «Джанго освобожденный». Без ужастиков тоже не обошлось: «Прочь», «Мы».

Однако писатель Мэтт Рафф в своем романе 2016 года Lovecraft Country шагнул еще дальше, объединив хоррор с магией, теорией заговора и махровой бытовой сегрегацией 50-х. Причем старина Лавкрафт интересовал автора не как один из основателей хоррора, а как яркий образчик махрового расизма.

Название книги опирается на термин, введенный писателем Китом Гербером. Работая над настольными играми, основанными на рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху», тот дал имя Страны Лавкрафта вымышленным городам, где происходит действие произведений Говарда.

В 2020 году HBO явил миру сериал, основанный на книге Раффа. Вышло любопытно, хотя и не без перегибов на местах.

В первую очередь обращает на себя внимание структура проекта. Каждая серия снята в своей стилистике и отдает должное одному из поджанров фильмов ужасов. История о чудищах в лесных чащобах сменяется рассказом о тайных магических сообществах. Дом с привидениями — музейными приключениями с ловушками и головоломками в духе Индианы Джонса. Затем тяжкой оборотнической судьбой и прочими переодеваниями, со сменами одежды и кожи (доброй ночи, мистер Хайд). Духами, поглощающими души, и жаждущими простого человеческого счастья. Параллельными мирами. 

Все в духе романа, состоящего из восьми частей-повестей.

Сквозной линией через весь сериал проходит история секретного общества, а также попытки отыскать и овладеть суперкрутой книгой заклинаний.

За счет того, что в каждой серии постановщики огорошивают зрителя новой стороной здешней хоррор-вселенной, смотрится «Страна» живо и задорно.

Глазастые лавкрафтовские чудища, близкие к идеальному ночному хищнику. Высокомерные маги, охотящиеся за бессмертием. Жаждущие крови призраки. Смертельные подземные прогулки – так и ждешь, что за углом мелькнет знакомая шляпа и раздастся свист кнута. Слазящая пластами кожа. Боль перевоплощения и ощущение свободы, появляющееся после смены ипостаси. Прекрасные пожирательницы душ (причем весьма болезненным образом). Похищение пришельцами. Прыжки во времени. С точки зрения фентези-ужасов «Страна» на уровне. Впрочем, учитывайте, что моментов классического хоррора в сериале не так много, как в привычных ужастиках.

Большая часть ужаса, по мнению постановщиков, кроется в банальнейшем расизме. Ведь кроме фантастической составляющей у Lovecraft Country имеется также историческая. И вот тут создатели сериала порой изрядно перегибают палку.

С одной стороны, показывая ужасы сегрегации, они не сильно грешат против реальности.

Отдельные места в автобусах, отдельные городские районы, туалеты, бары и библиотеки (библиотеки, Карл! Для жутко ущемленных негров возводили специальные библиотеки!!!). Пренебрежение, хамство и насилие со стороны копов и бледнолицых обывателей. Беззащитность перед законом. Невозможность работать в престижных местах. «Закатные города», где цветного могли попросту пристрелить. Даже астрономы и те расисты! В общем — почувствовать человеком может себя только белый. А лучшая американская валюта – белая кожа.

С другой стороны создатели «Страны», в своем обличении сегрегации попросту «потеряли берега». По мнению постановщиков в 50-е годы все белые жители Америки пребывали в полном и абсолютном шоколаде. Буквально обо всех (особенно дамах) заботились копы, дарили мороженное и переводили через дорогу. В сериале нет ни одного нищего или несчастного белого. Будем честными — людей с белым цветом кожи тут вообще минимум, и хороших среди них припомнить задача непростая.

Кто виноват в бедах негров? Белый на Луне! (Да-да, натуральный анахронизм, и далеко не единственный) Человек в космосе! Представитель гомо сапиенс, который высадился на спутнике Земли! Прорыв, огромный шаг для человечества, новые, непредставимые горизонты! Какова реакция черных братьев? Тупая злоба и сарказм (я в курсе ироничности песни, спасибо, но как говорится в каждой шутке…). А тут на стороне белых еще и магия!

В результате, несмотря на то, что главными героями выступают умные и образованные негры — фанаты фантастики, библиофилы и астрономы, сопроводительные песни и общий настрой сериала не позволяют поверить в то, что чернокожие интеллектуалы смогут как-то повернуть на позитив настрой своих сородичей.

Черным бэкграундом «Страны» звучит приземленность интересов, ненависть к «снежкам», постоянное обвинение других в своих бедах, любовь к гулянкам и танцам в барах. Добавляет в блюдо остроты линия чернокожих гомосексуалистов-трансвеститов (!). Нет не инвалидов, недоработали парни.

При этом проект создан с шикарным чернокожим акцентом и буквально погружает нас в афроамериканскую среду и культуру 50-х. Негритянские вечеринки, танцы, бары и похороны, улицы черных кварталов, быт, костюмы, работа, машины, отношения. Чернокожий порыв и экспрессия.

Не забывают постановщики и о тяжелой судьбине женщин. Даже наследнику Брейтвайта постановщики сменили пол, дабы показать, что богатые тоже плачут. Вместо книжного сына Калеба перед нами дочь Кристина. Что уж говорить об обычных чернокожих дамах, типа Руби. Ах эта Руби!

Женские образы в сериале вышли посильнее мужских.

Кристина (Эбби Ли («Безумный Макс: Дорога ярости», «Тёмная башня»), невзирая на свое модельное прошлое, создала довольно интересный персонаж. Женщина, рожденная от главы ложи в тайном обществе, которое не принимает в свои ряды представительниц прекрасного пола. Дочь, из-за отсутствия «погремушек» лишенная своего законного места. Холодная, расчетливая, роковая стерва – чуть ли не единственный представитель белой расы, долгое время участвующий в событиях. Активно играющая в Джекила с Хайдом, манипулирующая окружающими на щелчок пальцев. Способная замарать руки, принимая неординарные роды. Стремящаяся доказать мужскому миру, как он ошибался в отношении нее. 

Летиша (Смоллетт («Хищные птицы») – пробивная бабень, скрывающая тонкую и ранимую натуру. Способная на сильные поступки и смелые решения, порой спасающие шкуры всей компании. Противовес и сдерживающая сила для разрушительного мужского начала. Лети с нами на протяжении всего проекта, а в одной из серий и вовсе выходит на самый что ни на есть первый план.

Ее пышная сестрица Руби (Мосаку), также получившая свою «серию славы».

Как и «душевная» корейская девушка Тика Джи-Ах (Чон («Готэм»). А что, вы думали, «неординарные существа» встречаются лишь в Америке: Как бы не так!

И даже продвинуто-амазонистая тетя Ипполита. В целом, дамы рулят!

Аттикус Фримен (Мэйджерс) – обладатель говорящей фамилии, очков и нехилой мускулатуры. Наш человек, «фэн», любитель фантастики и бульварной литературы, ветеран войны, натворивший там немало дурного. Лицедей особых подвигов не совершает, на фоне спутницы смотрится несколько деревянно, но и совсем пропащим образ не назовешь.

Дядя Джордж (Вэнс («Терминатор: Генезис», «Мумия»). Обаятельный библиофил и составитель Зеленой книги.

Папаня Монтроуз (Уильямс («Клан Сопрано», «Прослушка», «Подпольная империя», «12 лет рабства», «Робокоп», «Убить гонца», «Кредо убийцы», «Сиротский Бруклин») — «отважный и скрытный отец», если верить википедии. Спойлер – верить ей не надо, хотя скрытности в этом прекрасном мужчине хватает. А вот отвага своеобразна.

Загадочный Уильям (Смит) – по типажу эдакий сериальный вариант Александра Скарсгарда.

Некоторые персонажи встретятся с нехилыми «нежданчиками» — не все докатятся до финала. Дело дядьки Мартина живет.

Не оставят нас постановщики без непременных в кино флеш-беков, хотя их доля несколько меньше, чем обычно. Хватает в сериале фантасмагории, начиная с дебютного сна Тика, задающего настрой ожиданиям. Достаточно крови и неаппетитных моментов.

Задаются создатели сериала вопросами: что сложнее быть цветной или женщиной. Вредит ли неравенство негров американской мечте. И прочими жутко важными для жителей Цитадели демократии темами. Ненаказуемо, хотя скучновато.

Эрго. Небезынтересный с фантастической точки зрения проект, несколько перегибающий палку в изображении реальной Америки 50-х. Точнее коряво расставивший акценты.

Режиссер: Дэниэл Сакхайм, Ян Деманж, Шерил Дьюнай

В ролях: Джонатан Мэйджерс, Джерни Смоллетт, Кортни Б. Вэнс, Майкл Кеннет Уильямс, Джейми Чунг, Онжаню Эллис, Мак Брандт, Эбби Ли, Вунми Моссаку, Джада Харрис

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.