Hell divers. Адские ныряльщики, Смит Н.

Николас С. Смит «Hell divers. Адские ныряльщики». — М.: АСТ: Mainstream, 2021. Серия: Mainstream. Фантастика. Первый роман цикла «Адские ныряльщики».

После жуткой войны Земля мертва. Радиация, мутанты, ураганы непредставимой силы.

Человечество разделило судьбу своей матери.

Уцелело всего несколько сотен, ютящихся на двух летающих кораблях. Последние остатки гомо сапиенсов, выживающие за счет хеллдайверов – людей, спускающихся на отравленную Терру за остатками богатств погибшей расы.

Так продолжалось несколько столетий. Пока под угрозой не оказалась половина уцелевшего человечества.

Но что если та же судьба ждет и второй корабль?

 

Постапокалиптика, несмотря на откровенное перенасыщение рынка, до сих пор остается одним из популярнейших поджанров для многих авторов. Николас С. Смит из их числа.

Hell divers позволяет вдоволь пощекотать нервы, за экшеном, к сожалению, забывая о внутреннем наполнении.

С активным действием в книге все в порядке. Головокружительные спуски сквозь электрические бури, расцветающие убийственными молниями (как дайверы в таких условиях не помирают во время первого прыжка?). Ветра, разрушающие города. Целый набор опасностей, ждущих на земле: от тех же всесокрушающих ураганов, огромного уровня радиации до недружелюбных местных обитателей: натуральных монстров. Практически каждая из этих стихий пытается сжить наших героев со свету не по одному разу, порой объединяясь друг с другом. Во время спусков, поисков на земле хеллдайверам и читателям автор заскучать не даст. Благо, описаний похождений ныряльщиков в книге полным-полно.

Книга кинематографична, так и просится на экран. Представляете: разгул стихий, вспышки молний, сквозь которые обрушиваются фигурки в титановых доспехах. Гнев урагана, старающегося стереть протагонистов с лица мертвой земли. Джентльменский набор опаснейших чудищ, с которыми и дюжине ведьмаков не справится.

Добавляют в блюдо остроты нюансы оборудования и работы ныряльщиков, носящих эмблемы, напоминающие о «божественном ветре».

Гадес — вместилище всех возможных ужасов, некогда один из крупнейших земных мегаполисов. Мимо которого наши герои пролететь ну никак не смогут.

И достаточно неожиданный финт в середине романа.

А вот сцены жизни на корабле радуют гораздо меньше: неубедительные попытки обозначить социальные конфликты, да вялая семейная драма в исполнении алкоголика и мальчика не от мира сего.

Здешнее общество вызывает с одной стороны понимание, с другой – удивление. Некоторое количество людей живет на верхних палубах, в относительно приличных условиях. Большинство запуганы силовиками, занимаются грязной работой, сидя на голодном пайке. Многие больны, так как ютятся рядом с реакторами. Да местные туалеты сами по себе могут вызвать очередное восстание!

Тяжелые условия, недостаток ресурсов, военное прошлое кораблей вроде как обуславливают подобное социальное расслоение.  Но не так же явно! Неужто у капитана не уцелело ни одной книжки по истории возникновения революций?

Даже эта благодатная тема описана шаблонно и без огонька. Парочка асоциальных типов, порой ругающихся с копами, недовольство, злые взгляды. Лишь сверхкритичная ситуация подстегивает застоявшиеся страсти, заставляя их влиять на сюжет.

Позабавило количество обитателей корабля в 546 человек (общая цифра уцелевших гомо сапиенсов около тысячи особей). При этом дайверов на корабле 12, плюс пару учеников (не маловато для миниатюрной цивилизации мусорщиков, мечтающей о клочке неотравленной земли?). Может при таких раскладах проще прекратить трепыхаться?

Еще одной спорной чертой романа стал периодически зашкаливающий пафос. В первую очередь отличаются хеллдайверы («дайв ради выживания человечества!»), но и остальные обитатели верхних палуб от них не отстают. Каменные лица, выспренные фразы. Развевающегося флага не хватает.

Пару слов о героях. Сильным местом книги их не назовешь: шаблонно, проработаны «тяп-ляп», но кашу сильно не портят.

Ксавьер Икс. Наш главный протагонист. Самый опытный дайвер, за плечами которого почти сотня прыжков. Потерявший жену, глушащий тоску алкоголем. Получивший на руки 10-летнего пацана. Понявший, что ему вновь есть ради чего жить.

Его подопечный – гениальный мальчишка, отлично разбирающийся в технике. Замкнутый, нелюдимый, с кучей психотравм. Чего стоит только шапочка из фольги.

Ответственная капитан корабля, смертельно больная раком, но не оставляющая свой пост. Ее образ интересен с точки зрения социальной линии. Мария Эш – не диктатор, отнюдь. Она по мере сил заботится о выживании всех обитателях. Включая жильцов нижних палуб.  Искренне удивляясь их неблагодарности. Как же, она им целого доктора выделила! И пайки увеличила. С одной картофелины на человека до двух. Ей в голову не приходит, что изначальное пренебрежительное отношение к «нижним», как к быдлу, рабочему скоту, не может привести ни к чему хорошему.

Неубедительный местный революционер Тревис. Явно не Че Гевара и не Троцкий. Единственный, отдаленно напоминающий антагониста, коих в романе откровенная недостача.

Дайвер с другого корабля, попавший в сложнейшую ситуацию.

А больше никого припомнить не получается. Большинство остальных персонажей эдакие NPC с парой реплик, чья задача красиво помереть, показывая опасности дивного нового мира.

Мира, непонятно как дошедшего до жизни такой. Война — и этого довольно. Кого война, с кем, почему? Как дело было? Оно вам надо, поглядите лучше, какие я красочные неприятности нашим дайверам приготовил!

С идейным наполнением тоже не все ладно. Устами героев автор говорит о жертвенности, заботе о других людях. Затем показывает, к чему приводит такая забота, во всей красе демонстрируя прелесть эгоистичного подхода: «умри ты сегодня, а я завтра». Мол, ну их, ближних своих, на помощь к ним лететь, все равно только хуже будет. Товарищ Николас, вы вообще за человечество, или за медведя?

Эрго. Динамичные приключения тела, которые неплохо выглядели бы в формате сериала без особых претензий.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.