Таинственный сад (The Secret Garden), 2020

Девочка, трансформирующая реальность, или «И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…»

Юная Мэри не была избалована жизнью. Одиночество, холодное отношение матери, отстранившейся от дочери. Затем и вовсе; смерть родителей, смена страны, переезд к дядюшке-мизантропу, сидящему, как сыч в старинном особняке посреди вересковых пустошей.

Мэри начинает днями напролет пропадать на природе, вскоре обнаружив запущенный, но полный печальной красоты сад за поржавевшей оградой. Сад, будто насыщенный волшебством и воспоминаниями.

Заодно девочка открывает некоторые тайны поместья и находит новых друзей. Похоже, жизнь Мэри в Англии ждут серьезные изменения.

 

Роман писательницы Фрэнсис Бэрнетт, увидевший свет в затертом 1911 году, неоднократно гостил на экранах.  Версия 2020-го вышла приличным, хотя и затянутым детским фильмом о обретении себя.

Первым привлекает внимание то, что мы будто смотрим на мир глазами 10-летнего ребенка. В тот самый период, когда юный человек уже понимает условности социума, но воспринимает реальность крайне своеобразно. Видя то, чего не увидит взрослый, сплетая сказку и быль, погружаясь с головой в мистический пласт, подключая воображение, которое творит из серых будней нечто совсем иное.

Этот аспект постановщики передали на «ура». Долгое время сюжет движется в колее: «ничего не понятно, но интересно». Что из показанного на экране есть реальность, что мечты, что воспоминания, что фантазия и домысел. Резкие монтажные склейки и переходы соединяют эти аспекты, рисуя фантасмагорическое полотно, позволяющее взглянуть на окружающее детскими очами.

Вон густой туман скрывает таинственную фигуру. Вон появляется верный фамильяр, открывающий скрытую локацию. Вон возникает тема проклятого дома, полного криков и плача. Вон сплетаются времена, приоткрывая полог прошлого и созывая родных призраков. Вон проявляет себя магия, которой пронизано все вокруг, преображая окружающее. И долгое время неясно, существуют ли в реальности встреченные девчонкой люди, или они поселились исключительно в воображении Мэри.

Лента рассказывает нам о приобретении друзей. Погружает в мир детства с его хождением на голове, бунтарством, прощупыванием и отрицанием границ, легкостью, открытиями, познанием вселенной, незашоренным восприятием.

О переживании потерь, горе и необходимости с ним справляться, оставлять позади и вновь жить полной жизнью.

Об умении воспринимать новые знакомства.

О приятии детьми родителей, у которых, оказывается, могут быть свои тараканы в башке, тягостные воспоминания, депрессии, потери. Аж никак не связанные с любимым чадом.

О детском, магическом восприятии мира, которого напрочь лишаются большинство взрослых. О том, что недоросли вполне способны многому научить обрюзгших, уставших, замученных проблемами отцов и матерей.      

Еще одним достоинством ленты становится главная героиня Мэри (Эгерикс). Ребенок — «взрыв на макаронной фабрике», трансформирующий все, к чему прикоснется, разносящий старые, травмирующие конструкции, открывающий пути, формирующий новую реальность. Колючая, ехидная, не признающая авторитетов. Нам покажут недурное развитие образа, от замкнутой, одинокой, потерянной, избалованной девицы, живущей лишь своими сказками-историями, не понимающей отчуждения матери, до лидера, заводилы, способного исправлять ошибки других, осознавшего сложность жизни, простившего косяки родителей, примирившегося и наслаждающегося изменениями, научившегося гармонично взаимодействовать с пластами реальности.   

Дополняет картину колоритно-готичный особняк, будто перенесенный из Призраков, полный скрытых помещений, гнетущей атмосферы,  комнат, куда нельзя заходить.

И Колин Ферт («Король говорит!», «Шпион, выйди вон!», «Как важно быть серьёзным» , «Прежде чем я усну», «1917»), в образе горбатого дядюшки. Жаль играть ему тут особо нечего, за исключением буквально полутора сцен.

Фильм не самый легкий (Катерина даже назвала его тяжелым), но по мрачняку до того же Голоса ему далеко, глобальной депрессии лента не нагоняет.

Эрго. Качественная семейная лента с хорошо показанным детским восприятием мира и хорошей работой Дикси Эгерикс.

Режиссер: Марк Манден («Электрические сны Филипа К. Дика»)

В ролях: Дикси Эгерикс, Колин Фёрт, Джули Уолтерс, Эдан Хэйхёрст, Амир Уилсон, Айзис Дэвис, Мейв Дермоди, Соня Госвами, Пол Дин-Келли, Энн Лэйси, Руперт Янг, Джемма Пауэлл, Альберт Джаннителли, Абдул Хаким Джой

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.