Забывчивый детектив, или Память не всегда в радость
Рой Фримен некогда был одним из лучших детективов местного отделения полиции. Но все давно в прошлом. Сперва зеленый змий, потом авария по пьянке, кома. Прогрессирующая болезнь Альцгеймера. И хотя Рой принял участи в программе экспериментального лечения этой пакостной хвори, с памятью у Фримена нелады.
Посему когда всплывает одно из старых дел о жестоком убийстве профессора колледжа, Рою приходится восстанавливать всю картину преступления заново. Ведь обвиняемый, который ранее признал свою вину и скоро должен отправиться на электрический стул, решил взять свое признание назад.
Рой берется за расследование, выясняя, что один из тех, кто частенько бывал в доме профессора, недавно слишком уж скоропостижно отправился на тот свет. Но кое-что оставил после себя.
Детективы, где сливаются несколько временных пластов, а постаревший следователь закрывает гештальты, не новость (3-й сезон НД подтвердит). Но смотрятся такие проекты традиционно недурно.
Фильм поставлен по роману Э. Чировичи «Книга зеркал».
В Sleeping Dogs постановщики пошли еще дальше. Не только объединив настоящее с былым. Но и выстроив третий пласт повествования в виде рукописи одного из персонажей.
Изложение прошлого Фримена не является самостоятельной линией. Оно всплывает в мозгу протагониста в виде коротких, резких вспышек, поданных в ярких, кричащих тонах, в отличие от приглушенных серых цветов настоящего. Скорее запутывающих, чем проясняющих дело.
А вот книга Финна долгое время фактически исполняет роль той самой полноценной арки былого, восстанавливая для Роя предысторию убийства. Расставляя акценты, подробно знакомя с фигурантами. Хоть и с позиции ненадежного рассказчика (еще один такой парень, помимо самого главного героя, неспособного положиться на свою память), о чем нам заявляет далеко не один человек. Создавая хрупкую основу дальнейших событий. Выстраивая у нас в головах картину, которой предстоит рухнуть в финале.
Ведь создатели ленты предусмотрели приятный «вот это поворот», в корне переворачивающий сложившееся за без малого два часа фильма видение происходящего. Зачет. Кстати, подсказками постановщики нас честно обеспечат.
Интрига и детективная часть на уровне, позволяя зрителю вместе с ГГ будто в первый раз изучать обстоятельства преступления и пытаться отыскать виновного. Пускай участников дела не слишком много, разыгрываются их карты так, что во время просмотра ты по очереди посчитаешь виновниками злодеяния практически всех подозреваемых.
Перчику добавляет неуверенность ГГ, напрочь позабывшего все ранешние знакомства, встречи, людей и обстоятельства. Будто в кромешной темноте шагающего по незнакомому лесу.
Актеры с задачами справляются.
Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Хозяин морей», «Нокдаун», «Хороший год», «Поезд на Юму», «Три дня на побег», «Человек из стали», «Ной», «Мумия», «Неистовый», «Тор: Любовь и гром», «Экзорцист Ватикана»). Качественный профи, начавший слишком рьяно закладывать за воротник. Вылетевший с работы, надорвавший здоровье, теряющий память, осознание простых бытовых вещей и связь с реальностью. Живущий в квартире, где все предметы обклеены записками-напоминалками, от тех, что содержат твое имя, до предупреждающих, что о пакет из микроволновки можно обжечься. Эдакий оммаж Нолану выходит.
Кроу хорош. Потерянный, потрепанный жизнью мужик, просительно заглядывающий в глаза собеседникам: «напомните, кто это, я подзабыл». Недоумевающе осматривающийся каждый раз после пробуждения. По совету врача активно начинающий напрягать мозги. С полной выкладкой берущийся за повторное расследование забытого дела. Показывающий, что мастерство сыщика не пропьешь («Труп оставляет след»). Не совершающий гениальных ходов в духе Холмса или Пуаро, но с цепкостью опытного служебного пса идущий по открывшемуся следу. Невзирая на предупреждения и советы не ворошить прошлое.
Финн (Гринвуд («По соображениям совести»). А вот и автор рукописи. Студент, приведенный любовницей в дом профессора, получивший там работу. Видевший изрядную часть обстоятельств, приведших к трагедии. Завязший в это деле по самые уши.
Лора (Гилан («Игра на понижение», «Сфера», «Мстители: Финал», «Зов предков», «Стражи Галактики. Часть 3»). А это любовница Финна, открывшая тому доступ к профессору. Весьма интеллектуальная особа, «знающая все обо всем», от искусства и языков до математики. Девица, не чуждая манипуляциям. Трудящаяся вместе с профессором над устранением психологических травм.
Уэйн Деверо (Райт («Эверест»). Ветеран войны с ПТСР работающий у профессора. Починка, покраска и прочая сантехника. Хмурый бородач, которого обеспечили очередным экспериментальным лечением тех самых травм.
Профессор (Чокаш («Великий уравнитель», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «Последняя дуэль»). Импозантный ловелас, любитель хорошего вина, кулинарии и девиц. Совмещающий ухаживания и плодотворную (местами) научную работу.
Давний напарник протагониста по службе Ремис (Флэнаган («Игра», «Козырные тузы», «Острые козырьки», «Готэм», «Стражи Галактики. Часть 2», «Мир Дикого Запада»). Жесткий парень, в охотку прессующий подозреваемых, нынче пенсионер. В прошлом хороший товарищ Роя, нынче напрочь утративший с ним контакт. Явно обладающий информацией по интересующему Фримена делу.
Еще одной интересной стороной ленты становятся размышления о памяти, травматическом опыте, и том, как мозг поступает с таким опытом. Психотравмы и их преодоление становятся, по мнению постановщиков, одним из основополагающих и сюжетообразующих моментов для личности. Шокирующие события создают людское «Я». И зачастую бывают благополучно забыты. Травмирующие воспоминания подменяются позитивными, переводятся мозгом на уровень подсознания. Давая возможность людям нормально жить, не вздрагивая по ночам и не оглядываясь на пережитые ужасы. Красота? Вот бы научиться достигать такого медикаментозными средствами! Или все же не надо?
Эрго. Детектив с неожиданным финалом, размышляющий о памяти, работе мозга с травмирующими воспоминаниями и прочими психотравмами.
Режиссер: Адам Купер
В ролях: Расселл Кроу, Карен Гиллан, Мартон Чокаш, Томми Флэнаган, Келли Грейсон, Зара Майклс, Элизабет Блэкмор, Линн Гилмартин, Люси-Роуз Леонард, Томас М. Райт