Чересчур велеречивый Денница, или «Довольно болтовни»/Искушение юриста
Кевин Ломакс физически не умел уступать. 64 выигранных процесса, слава перспективного адвоката, привыкшего выкручиваться из любой ситуации. Невзирая на моральные аспекты дела и то, что его подзащитный может быть виновен.
Неудивительно, что парень привлек внимание богача Джона Милтона, открывающего адвокатский отдел в своей фирме. Предложение поразительно вкусное – огромная квартира в Нью-Йорке, немеряно денег, громкие процессы, привлекающие внимание прессы и тысяч людей. Ухватил бога за бороду?
Но что если Ломаксом заинтересовался аж никак не Господь?
Один из самых популярных мистических триллеров 90-х. С Ривзом, не стесняющимся проявлять эмоции и развернувшимся во всю свою инфернальную мощь Аль Пачино. Элементами трепетно любимой в Штатах судебной драмы и недурным моральным посылом.
Лента, поставленная по одноимённому роману Эндрю Найдермана действительно хороша.
В первую очередь хочется отметить актерские работы.
Киану Ривз («Скорость«, «Прогулка в облаках«, «На гребне волны««, «Дом у озера», «Короли улиц«, «47 ронинов», «Джон Уик», «Матрица-4«). Молодая акула адвокатуры (будем честными, до коллеги из Линкольна Кевин все же не дотягивает). Тщеславный, беспринципный малый, идущий на что угодно ради успеха. Юрист, протаскивающий мерзавцев через лазейки закона, использующий малейшие промахи обвинения. Отлично умеющий отбирать присяжных, играть на их ожиданиях.
Добавляет образу привлекательности то, что мы видим не негодяя, не знающего сомнений. Кевин, отлично зная вину своих клиентов, периодически задумывается над тем, чтобы спрыгнуть с этого паровоза, но гордыня и стремление оказаться тем, кто всегда выигрывает, не дает парню сделать правильный выбор. Киану, что редкость в его фильмографии, тут демонстрирует зрителю всю эмоциональную палитру своего персонажа. Он гневается, хитрит, вожделеет, любит, страдает.
Второй (или все же первый?) актерский столп ленты – полный энергии и искушений Аль Пачино («Запах женщины», «Бессонница«, «Ирландец», «Однажды в… Голливуде»). Его Джон Милтон – владелец суперкрутой фирмы, работающей с различными богачами, в частности, отмазывающей их при проблемах с законом. Джон до чертиков обаятелен, полон афоризмов и до невозможности велеречив. Натуральный полиглот, убийственно действующий на дам. На короткой ноге с известными личностями, не считает денег, по отечески относится к молодому и перспективному Ломаксу. Шикарный психолог, чувствует себя своим в толпе и на светском рауте. И хотя личность Милтона является спойлером типа того, кто именно приходится отцом Люку Скайвокеру, о второй грани личности персонажа Пачино мы поговорим в конце обзора, дабы не портить впечатление тем, кто будет смотреть ленту впервые.
«Адвокат дьявола (лат. advocatus diaboli) — идиома, обозначающая того, кто при обсуждении некоего вопроса сознательно занимает отрицательную, противоположную общепринятой позицию и приводит аргументы в её пользу, не будучи в действительности убеждённым её сторонником, а исключительно для того, чтобы обострить дискуссию, заставить оппонентов опровергать возражения и приводить более основательные доводы.
В римской католической церкви этим выражением называли должность, которая официально именовалась «укрепитель веры» (лат. promotor fidei). Функция «адвоката дьявола» заключалась в том, чтобы собрать и привести все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации или беатификации праведника». Википедия
Еще одним приятным персонажем картины стала супруга Кевина Мэри-Энн в исполнении Шарлиз Терон («Хэнкок», «Прометей», «Белоснежка и охотник», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Взрывная блондинка», «Опасный бизнес», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»). Мэри-Энн на диво мила, всем сердцем хочет ребенка, искренне любит мужа и готова ради него подумать о прекращении собственной карьеры. С этой милой девушкой связаны большинство пугающих моментов фильма. А также изрядная часть нелогичностей, несколько портящая впечатление. Мэри-Энн, показанная нам в дебюте, меньше всего похожа на трепетную лань, которой становится к завершению. В начале перед нами пробивная и резкая девица-оторва, готовая и покутить на славу и с клиентов к ногтю прижать. Без проблем сходящаяся с людьми, не представляющая себя в роли домохозяйки, сутками ожидающей мужа с работы. Мэри-Энн дебюта не стала бы пугаться открывшихся ей рож, а скорее матерно подивилась бы тому, какое у тебя, милая, хлебало, и посоветовала бы поменьше бухать, а то люди на улицах шарахаться будут. И уж совсем вряд ли умоляла бы мужа отвезти ее обратно во Флориду – сорвалась бы сама, и дело с концом. Подход постановщиков понятен – человеческий разум слаб, и не готов к таким картинам, но слишком уж резким и не слишком обоснованным вышла трансформация психики Мэри-Энн.
Ну и как не упомянуть эффектную Конни Нилсен («Загнанный», «Три дня на убийство», «Последователи», «Чудо-женщина», «Лига справедливости», «Чудо-женщина: 1984») с ее рыжеволосой и грудастой Кристабеллой. Кстати, для Конни эта работа стала дебютной в Голливуде.
Судебная драма с речами защиты и ловким жонглированием фактами в The Devil’s Advocate перемешивается с триллером, время от времени подбрасывая редкие включения хоррора. Постановщики активно играют со зрительскими ожиданиями: первый мистический момент мелькает перед нами лишь на экваторе картины, и практически до финала зритель остается в недоумении о том, что же мы смотрим: реалистичную драму из жизни юристов, или мистику? Хотя намеков постановщики набросали достаточно, особенно часто сдает себя с потрохами непосредственно Милтон.
Создатели ленты с удовольствием демонстрируют виды Нью-Йорка, частенько используя красивую картину бега времени. Дают персонажам запоминающиеся особенности или забавные привычки типа целования воздуха рядом со щеками у дам при приветствии. Подбрасывают говорящие кадры, как-то с крупной рукой на Библии и нарушением клятв на священной книге. Играют со светом в финальной сцене, добавляя прелести монологу Пачино. Вступают в дискуссию с постановщиками лент типа Омена.
Моральная основа фильма на уровне. С нами поговорят о вреде тщеславия и гордыни, о том, что негоже идти по головам и ставить на все ради нового идола, заменившего Золотого тельца – Успешности. О том, что главное в жизни человека близкие люди и Любовь, а не проходящая слава и чувство собственной значимости. О выборе и свободе воли. О том, что быть хорошим человеком все же лучше, чем дурным.
Ну а теперь чуток спойлеров, возвращайтесь к этой части обзора после просмотра.
Итак, кто же такой Джон Милтон? Начнем с того, что постановщики делают чрезмерно толстый намек названием фильма. Дальше вступает в дело сам Джон. Только вслушайтесь в то, что он говорит. «Я сюрприз, им не видны мои ловушки, я хозяин мира». Лучше не иметь отца чем, такого как мой – жалуется его собеседница. «Я знаю это чувство» — отвечает Джон. «Убивать добротой это наш секрет». «Я тоже в свое время проигрывал». «Как тебе Вавилон?» — спрашивает Кевин у матери? «А вот и дьявол!» — заявляет появившийся Милтон. И в завершение – «тщеславие мой самый любимый из грехов», «Я гуманист, я фанатично влюблен в человека!».
Перед нами разворачивают картину современного искушения (пускай и не праведника). Джон постоянно подзуживает и подначивает Кевина, то берет «на слабо», то дает возможность развернуться, открывает перед ним перспективы, лелеет его амбиции. Исподволь заставляет делать выбор между семьей и успешностью. Хотя порой играет в того самого адвоката дьявола, предлагая юноше бросить дело и позаботиться о жене. Дает возможность людям самим себя топить, нарушать клятвы, предавать близких, нырять в гордыню.
Все бы хорошо, но Пачино создал образ слишком уж любящего поговорить существа. Его Милтон практически не затыкается. Создается впечатление, что если бы не треп Джона во время потенциальной любовной сцены в финале, Кевин вполне мог поддаться на чары фемины. Но простите, какой секс, когда у тебя над ухом трындят, не прекращая?
Эрго. Знаковый мистический триллер с отличными актерскими работами и крепкой моральной подоплекой. Если б Милтон чуток меньше говорил…
Режиссер: Тейлор Хэкфорд
В ролях: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви, Конни Нильсен, Крэйг Т. Нельсон, Тамара Тюни, Рубен Сантьяго-Хадсон, Дебра Монк