Дьявол в бархате, Карр Дж.

Джон Диксон Карр «Дьявол в бархате». — М.: Центрполиграф, 1993 г. Серия: Мастера остросюжетного детектива

Профессор-попаданец, меняющий историю, или Добро пожаловать в 17 век

У Николаса Фентона, профессора истории Кембриджа, была одна, но пламенная страсть. Перенестись из родного 1925-го в затертый 1675, чтобы предотвратить смерть очаровательной Лидии от яда, подброшенного неизвестным недоброжелателем. Давно умершей женщины, в портрет которой пожилой профессор влюбился как мальчишка.

Однажды, благодаря Врагу рода человеческого, мечта Фентона осуществилась. 58-летний ученый оказывается в теле своего однофамильца – 26-летнего баронета и мужа прекрасной Лидии, до безвременной кончины которой остается ровно месяц.

В году 1675 от Рождества Христова неспокойно. Дрязги в парламенте. Противостояние роялистов и апологетов лозунга «Нет папизму!». Неосторожность Фентона, наступившего на мозоль сильным мира сего.  Наемные убийцы.

В этих непростых условиях профессору нужно ответить на самый важный вопрос – возможно ли изменить историю и спасти от гибели любимую женщину.

 

Американца Джона Диксона Карра считают одним из лучших представителей Золотого века детектива, порой сравнивая его с такими мэтрами, как Кристи или Честертон. Помимо классических расследований, перу Джона принадлежит около десятка исторических романов, самым известным из которых является, пожалуй, наш сегодняшний герой.

Тут Карр, задолго до того как это стало мейнстримом, совместил детективную линию, попаданца,  густой и насыщенный исторический фон.

Наиболее интересной становится историческая часть романа. Автор с головой погружает нас в будни аристократии конца 17 века. Деталей эпохи – вагон и маленькая тележка. Особенности языка и произношения того времени; обстановка в доме: мебель, ткани, посуда; одежда, обувь, непременные парики на бритых головах джентльменов, шляпы без которых на улицу нос не кажут. Подход к гигиене: отсутствие зубных щеток, ванн и ватерклозетов (изобретенных меж тем век назад), мытье исключительно частей тела, видимых публике: кистей рук и лица (у дам еще плечи), складирование нечистот в подвале (до основной канализационной трубы доступ есть далеко не у всех). Отношение к женам, любовницам и слугам. К друзьям,  политическим партнерам и оппонентам. К простолюдинам и аристократам. Известным личностям типа Карла II или Ньютона и неведомым бандюкам с Эльзаса. Всем людям 17 века, которые «кажется, полностью лишены сдерживающих центров».

Мы посетим самые неожиданные места Лондона. И речь сейчас не о борделях, тавернах, театрах, домах знати и королевском дворце. И даже не о знаменитой тюрьме — Тауэре. Как вам район города, официально обладающий привилегией дарить убежище преступникам? Или Весенние сады – предназначенные для «молодых сатиров, гоняющихся за быстроногими нимфами в масках», то бишь для любовных утех на лоне природы. Атмосферно – не отнять. В памяти возникает шикарная Ртуть, впрочем, до цикла Стивенсона Дьявол все же не дотягивает.

Ведь при всей прелести поездки на машине времени, мастерства описателя (а может просто щедрости в полете фантазии) Карру не хватает.  Большинство локаций описаны скуповато, создается впечатление, что нас лишь поманили картиной прошлого, но изрядную часть «фишек» эпохи утаили.

При этом текст хорошо и дотошно стилизован (и прилично переведен) под классический приключенческий роман с большим чувством, порочными девицами, злобными антагонистами и пронырливыми слугами.

Отдельным цимесом романа становится политический фон. Перед читателем раскрывается Англии периода незадолго после Реставрации. Королевская власть восстановлена уже больше десятилетия назад, но покоем на Туманном Альбионе не пахнет. 

Пепел Гражданской войны еще стучит в сердца большинства англичан. Противостояние «кавалеров» с «круглоголовыми» не далекое прошлое, а недавние события, движущие помыслами и поступками. Участники этих самых событий (те, что выжили), находятся в полном соку и готовы грызть глотки за свои убеждения.

В 1675 противоборствующими сторонами являются будущие тори и виги — роялисты и «Зеленая лента» — оппозиция под крылом в очередной раз перековавшегося милорда Шафтсбери. Противостоящая натиску папизма (католиков) на родную англиканскую землю. А поскольку у короля жена папистка, да и к брату — герцогу Йоркскому есть вопросы – отношения «Ленты» с  Карлом II далеки от идеальных.

Наш протагонист в обоих ипостасях: пожилого профессора (любящего Стюартов, но не терпящего ганноверскую династию) и полного сил баронета, принадлежит к роялистам. Позволяет себе острые выпады в адрес Шафтсбери и его клики, не стесняется проявить верноподданнические чувства. Что дарит ему королевскую милость и ненависть многочисленных противников Карла.

Не преминул автор выдать своему попаданцу внушительную «плюшку», даже две. Первая – знание будущего, которое с неумолимостью товарного состава несется по четко очерченным историей рельсам, не собираясь никуда сворачивать. Распорядился этим оружием Николас не лучшим образом. Начав пророчествовать направо и налево, рискуя попасть под действие закона о колдовстве, особых дивидендов профессор со своего послезнания не поимел. Впрочем, по мнению Карра, и не мог. Никаких эффектов бабочки – большая история слишком тяжела, чтобы сдвинуть ее с наезженного пути усилиями одного человека. Максимум возможны изменения судеб одной-двух не слишком важных личностей.

Вторая фишка героя – мастерство фехтования на уровне 20 века. Что, как выясняется, дает ему массу преимуществ перед дуэлянтами 17 столетия, времени, когда фехтовальное искусство находилось далеко от своего рассвета.

Ведь о боевых сценах Карр не забывает, даря читателю то напряженный поединок, то кровавую стычку с участием десятков людей. А знакомство с капитаном Дюроком и вовсе становится одной из самых памятных сцен книги. Вот так вот: по нашему, по-простому.

Имеется неожиданный поворот с письмом, путающий читателя, изрядно смещающий акценты происходящего.

Детективная линия поначалу кажется откровенно слабой — непосредственный исполнитель злодейства вычисляется легко и непринужденно, разве что с заказчиком остаются вопросы. Однако в финале Карр показывает, что мастерство детективщика не пропьешь. Финт с личностью отравителя недурен. Заодно дает выстрелить гневным ружьям, развешанным по стенам в самом начале и, казалось, благополучно позабытым автором.

При всех достоинствах хватает у Дьявола и недостатков.

В романе минимально участие простого люда — это вечная проблема исторической (впрочем, как и фентезийной) литературы.

Протагонист маловато думает мозгами, почти не проявляя свою сущность мудрого профессора. Разве что детскую загадку с поссетом разрешил. Позволяет себе гордыню, излишнее самомнение, хамит сущностям, с которыми лучше обращаться уважительно.

Мистика, став завязкой сюжета и вовсе надолго удаляется в туман, лишь ближе к завершению проявляя себя длинной лекцией, раскрывающей большинство карт.

Политика, ярко вломившись в окружение героя, постепенно теряется за приключениями тела и любовным томлением.

Эрго. Качественный исторический детектив с небольшой мистической ноткой, совместивший срез эпохи, расследование и попаданца.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.