Крутой детектив на отдыхе, или Скромное обаяние провинции
60-е годы. Франция. Сэмюель Спейд, некогда величайший частный детектив Сан-Франциско (а может и мира) уже не тот. Восемь лет он ведет жизнь примерного буржуа в провинциальном городке Бозуль. Наслаждаясь вином и домом, оставшимся после смерти его богатой французской супруги.
Но когда в местном монастыре происходит жестокое преступление, возбудившее интерес французской секретной службы, Ватикана, арабов, англичан и ЦРУ, Сэму приходится вспомнить прошлые навыки.
Ведь это злодеяние затрагивает месье Спейда лично и близких ему людей. А такого Сэмюель не прощает никому.
Сэмюель Спейд – персонаж одного из создателей «крутого детектива» и «нуара» Дэшила Хэммета, неоднократно гостил на экранах, в том числе в исполнении культового Хамфри Богарта.
В этом году нам подарили еще одно киновоплощение Сэма. Вполне достойное.
Сперва привлекает внимание антураж французской провинции 60-х. На первый взгляд исключительно пасторальной и благостной. Тихая, но красивая природа. Царящий над городом монастырь, отсчитывающим каждый час колокольным звоном. Живописное ущелье в стиле Каменца, стены которого усеяны гроздьями домов. Постоянно звучащая музыка страны франков, вызывающая ностальгические ощущения («вы уже были в Париже, нет, я туда уже хотел») круассанов, романтики и навсегда ушедших 60-х. Узенькие улочки Бозуля, небольшая уютная площадь, клуб-кафе в монументальных подземельях старинного дома замкового стиля. Выносные столики под лучами ласкового солнца, столики от заведения, где можно отведать лучший во Франции омлет, не требующий ни соли, ни перца. Городок, где все всех знают и мило улыбаются соседям. Базарчик, как один из центров общественной жизни, с овощами прямо с грядки. Место, с которого начинается каждый день, полное сплетен, дружеских подколок и щедрости сограждан. Ретро-автомобили, разных форм и расцеток, включая козырный Роллс-Ройс. Наряды тех времен с изюминкой в виде натурального показа мод от Терезы. Властный шеф полиции и единственный доктор, провожающий всех жителей Бозуля от колыбели до могилы.
Нас погружают в эту расслабляющую атмосферу неторопливо и со вкусом, на протяжении целой серии, позволяя полностью окунуться и прочувствовать прелести провинциальной жизни.
Но со временем наружу появляется все больше нюансов. Времени и места.
Неприятие чужаков, снобизм по отношению к другим народам и французам из иных мест. Зависть, старые склоки, паршивые овцы, портящие бытие добропорядочным гражданам. Восприятие здешней пасторали некоторыми жителями как «трясины, дыры, убивающей тело и дух».
Со временем тоже не все слава богу. Казалось, уже без малого два десятилетия как отгремела вторая мировая бойня, но она до сих пор влияет на жизнь городка. Кто кому предатель и кто кому патриот, кто чего натворил и как можно обратить такое знание в живые франки – даже спустя годы определяет поведения многих людей.
Ну а тех, кому повезло выйти относительно невредимыми из тех событий, достала следующая война. Алжирские события, закончившиеся буквально год назад, крепко держат за глотку своих участников. Ветеранов, мучающихся от увиденного и содеянного на войне. Запойных, страдающих кошмарами. Или напротив, превратившихся в зверей и утративших любые моральные ориентиры и здравый рассудок. Калек, оставивших в жаркой Африке глаза, руки и ноги. Женщин, потерявших любимых, матерей, лишенных сыновей. Тех, кто не смирился с результатами и жаждет реванша.
Изжить военное безумие, убивающее душу и у победителей и у побежденных, крайне непросто.
Вторым стоит отметить работу Оуэна («Не пойман — не вор», «Пристрели их», «Дитя человеческое», «Профессионал», «Валериан и город тысячи планет», «Анон», «Гемини», «История Лизи», «Убийство на краю света»). Мы увидим фактически две версии героя. В дебюте крутой детектив, после переезда во Францию несколько подутративший хватку. Ранее — классический американец, которому нет дела до других, испытывающий аллергию от чужих проблем, определяющий жизнь денежными знаками. Но даже при этом держащий слово (особенно когда за это платят), честно исполняющий порученную работу. Не боящийся замарать руки, не расстающийся с пистолетом и непременной шляпой. Ставший местной легендой. Сейчас — немолодой мужик, уже близящийся к закату, но все равно внушающий почтение, пользующийся репутацией крайне опасного типа. Не зря: в случае опасности становится понятно, отчего получена такая репутация. Забавно, мы практически не увидим экшена в исполнении Спейда: в активе уклонение от удара, в пассиве — два поражения в рукопашке, одно из которых едва не окончилось фатально.
Отказавшийся от перегибов молодости, давно не бравший в руки оружия, осознавший, что «пулю не вернуть обратно в ствол». Обожающий плавать голышом, не обращая внимания на свидетелей. Смолящий как паровоз, но вынужденный в результате болячки отказаться от пагубной привычки. Не участвовавший во второй мировой, ведь Сэм сам решает с кем и за что воевать. Человек с ироничным взглядом и едва скрытой полуулыбкой. Остроумный, пышущий сарказмом, дразнящий недругов, не лезущий за словом в карман, с отличной реакцией в споре. Эдакий крутой детектив на пенсии. Которого не нужно злить, ведь мастерство не пропьешь.
Оуэн хорош.
Недурна и подтанцовка.
Тереза (Боссом). Бунтующий подросток на попечении протагониста. С одной стороны ощущающий себя не слишком желанным грузом, с другой — тянущийся к мужской харизме и силе Сэма.
Филипп Сент-Андре (Заккаи). Местный антагонист, отец Терезы. Вор, мошенник, социопат. Опасен, жесток, неуправляем. А уж после командировки в Алжир и подавно. Не чужд философии. Ух, какой у него безумный взгляд местами!
Жан-Поль (Вебер). Ветеран алжирской войны, некогда влюбленный в Габриэль, и считающий, что ее виноградники должны были достаться ему, а не Спейду. Спящий с револьвером под подушкой, мучимый снами о войне, убитый сожалениями о том, что натворил и о несделанном.
Его жена Маргерит (Бургуэн). Певица из Парижа, некогда выскочившая замуж за провинциального красавчика и переехавшая с ним в Бозуль. По большому счету, зря.
Комендант Патрис (Меноше («Бесславные ублюдки», «Кредо убийцы», «Мавританец») Шеф местной полиции, состоящей, похоже из него и брата-полудурка. Любитель вкусной еды, ветеран сопротивления, не собирающийся отдавать расследование в руки столичных чинуш.
Джордж (Бирд («Игра в имитацию»), художник, рисующий пейзажи на виноградниках Спейда. Шут гороховый, личность не без сюрпризов.
Его мамаша Синтия (Рут («Ход королевы»). Впечатлительная и экзальтированная дама.
Хватает в проекте флеш-беков, показывающих ключевую сцену из времен окончания второй мировой, алжирские похождения героев, и, безусловно, отношения Сэма и Гэбриэль. Женщины, изменившей жизнь лучшего сыщика Сан-Франциско (а то и мира). Историю любви, в целом оставшуюся за кадром, но приходящую к нам то через женскую фигуру вдали, то через тень на винограде, то через всплеск воды в бассейне, то через этикетку на бутылке вина. То прямо через воспоминания протагониста, в зрелые годы нашедшего и потерявшего неожиданную любовь всей своей жизни.
Интрига на уровне. И хотя непосредственного виновника громкого преступления мы узнаем довольно скоро (да и он еще сыграет свою роль), ясно, что мы увидели лишь нижний камень в кладке таинственного, окутанного туманом древнего замка. Смешавшего в своей архитектуре шпионские, политические и мистические элементы. Игры разведок, будни идейных борцов, предательство, смерти и ожидание потустороннего дуновения.
В качестве вишенки на торте искрометные диалоги, достойные растаскивания на цитаты и флер нуара, неуловимо витающий над идиллическими с виду виноградниками и улочками.
Эрго. Приятный детектив с отличной атмосферой французской провинции 60-х и хорошей ролью Оуэна.
Режиссер: Скотт Фрэнк («Ход королевы»), как сценарист «Особое мнение», «Логан»
В ролях: Клайв Оуэн, Ребекка Рут, Кара Боссом, Оскар Лесаж, Инес Мелаб, Клотильд Молле, Каролин Сиоль, Дени Меноше, Кьяра Мастроянни, Мэттью Бирд, Стэнли Вебер, Жонатан Заккаи