Дело храбрых (Only the Brave), 2017 — рецензия (обзор)

Сага об огнеборцах, или Вставшие против пламени

Эрик Марш (Бролин), командир пожарной команды Granite Mountain городка Прескотт, считал борьбу с огнем делом своей жизни. Он и его ребята, получившие квалификацию спецов, стали первой муниципальной пожарной командой такого уровня. Работы у них хватало. И не только рядом с родным городом. Лесные пожары в США дело обычное и огнеборцам скучать не приходится.

Время шло, пожары тушились, его люди влюблялись, заводили детей, расставались, работали и отдыхали. Эрик уже даже подумывал о пенсии, тем более супруга Аманда (Коннелли) все активнее настаивала на том, что пора завязывать.

А потом случился пожар около Ярнел Хилл, который сперва посчитали незначительным происшествием. Но вскоре выяснилось, что команда Эрика и остальные пожарные имеют дело с одним из мощнейших пожаров в истории страны. Пожаром, в корне изменившим судьбы многих жителей Аризоны.

 

Американцы любят снимать фильмы о доблестных защитниках Штатов от различного зла, в частности о борцах с огненной стихией. Однако почти всегда рассказ идет об городских пожарных. Only the Brave снят по реальным событиям лета 2013, и повествует о лесных укротителях огня.

Причем непосредственно ярнельскому пожару посвящено от силы минут 40 из двух с лишком часов хронометража. Остальное время перед нами фильм о людских отношениях, мужской дружбе, команде парней, выбравших себе чертовски непростую и опасную работенку. Ждете шаблонов? Их будет в достатке. Как и  семейных драм, поданных в завораживающем огненном антураже.

Фактически лента покоится на двух китах. Точнее на одном ките и одной рыбешке/ млекопитающем помельче.

Эрике Марше (Джош БролинОхотники на гангстеров» (http://perekat.kiev.ua/охотники-на-гангстеров-gangster-squad-2013-рецензи/ ), «Эверест» (http://perekat.kiev.ua/эверест-everest-2015/ ),  «Убийца» (http://perekat.kiev.ua/убийца-sicario-2015/ ).

И Брэндоне Макдоне (Майлз Теллер («Дивиргент»).

Эрик вышел у Бролина (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/человек-в-черном-с-железной-хваткой-св/ ) монументальным. Суровый крепкий мужик, добрый десяток лет тушащий лесные пожары. Еще в юности пораженный до глубины души встречей с горящим медведем. Встречей серьезно сказавшейся на его психике. Разговаривающий и одухотворяющий своего извечного противника. Считающий своим святым долгом спасти от огня как можно больше. Полностью погруженный в работу и свою команду. Мнящий их высшим смыслом жизни. Вроде как любящий жену, но по остаточному принципу. Эдакий истинный и ярый фанатик своего святого огнеборческого дела.

Его супруга Аманда (Дженнифер Коннелли («Ной», «Человек-паук: Возвращение домой») с одной стороны играет подчиненную роль, долгое время начисто проигрывая работе борьбу за внимание мужа. С другой – постепенно показывая свою силу духа и занимая в сердце Эрика все больше места.

Как и лепший друг и покровитель Марша ковбоистый Дуэйн в исполнении невозумутимого Джеффа Бриджеса («Седьмой сын», «Призрачный патруль», «Посвященный», «Любой ценой»), работающий в картине символом преемственности пожарных поколений.

Из команды огнеборцев запомнились Джеймс Бэдж Дэйл («Схватка», «Экипаж», «Одинокий рейнджер») в образе заместителя Эрика, всегда готового подставить плечо.

Да Тейлор Китч («Морской бой», «Джон Картер», «Уцелевший», «Настоящий детектив») и его мачо-бабник, нашедший настоящее чувство.

Остальные пожарные сливаются, почти не страдая индивидуальными чертами.

Теперь о другом ките. Актерская работа Теллера понравилась мне поменьше. Понятно, что и образ у него тусклее и стандартнее, чем у Бролина. Экс-наркоман, обнаруживший, что его бывшая девушка родила дочь, и начавший медленно, но уверенно проникаться отцовским долгом. Дабы заработать деньжат и стать малышке нормальным родителем, поступающий в пожарную дружину Эрика. Да, в отличие от Марша Брэндон демонстрирует зрителю изрядное развитие образа, редкое дело в голливудском кино. Но как-то уж слишком однообразно изображает Майлз все изменения, постигшие его персонажа.

Перипетиям, настигающим Эрика и Брендона, постановщики уделяют изрядное количество времени. Раздумья Марша, его беседы с огнем, попытки выбить вожделенный сертификат, ссоры с женой. Эволюция  Макдоны, вливание в коллектив, общение с дочуркой, первый выход на дело, грубоватый казарменный мужской юморок.

Плюс нам показывают создание крепкой команды рискующих жизнью профессионалов, тренировки и работу лесных пожарных, их отношения между собой и к аризонской природе, воспринимаемой ими уже не столько прекрасным пасторальным пейзажем, сколько «горючкой» – пищей для пламени.

Но кроме семейной драмы в исполнении Бролина и Теллера в Only the Brave есть еще один персонаж, играющий не меньшую, а скорее даже большую роль, чем эти двое.

Огонь.

Лесной пожар в фильме производит невероятное впечатление (надеюсь, для съемок никто натуральные пожары не устраивал, обошлись архивом и компьютерной графикой). Пламя, высотой в пять-шесть метров, пожирающее все на своем пути. Несущееся со скоростью прилежного велосипедиста. Смертельно опасное и разрушительное. Ведущее себя порой как живое и коварное существо: меняющее скорость, направление движения. Сбивающее с толку и отбирающее дымом дыхание. Способное затаится, внезапно предприняв внезапный рывок. Не зря Эрика преследовал образ медведя. А как фантасмагорически смотрятся ночью безумные огненные пляски на десятках квадратных километров!

Огонь играет в картине одну из главных ролей, порой даже переигрывая своих людских оппонентов.

Кстати, интересно мнение знатоков. Эрик считал встречный пал чуть ли не панацеей от любого пожара. Это действительно так, или есть нюансы?

А теперь о сомнениях, возникающих после просмотра картины и знакомства с реальными событиями лета 2013. Осторожно, спойлеры.

Как фильм, вспоминающий людей, сделавших много хорошего и полезного, «Дело храбрых» полностью на своем месте. Но вот к логике действий команды 30 июня 2013 года есть вопросы. Если верить ленте, Эрик и его Granite Mountain в борьбе с ярнельским пожаром не совершали ничего супергероического, они просто тушили пожар. Они не вставали грудью между пламенем и городом. Они не закрывали от гибели беременных женщин, и не останавливали в последний момент огненный вал, несущийся на школьный автобус. Команда исполняла свою работу вдали от поселения. Опасную, тяжелейшую, выматывающую. Но для них обычную.

К сожалению, именно поэтому финальное решение Марша абсолютно не оправдано. Если бы требовался подвиг,  возник расклад, когда непосредственно пришлось бы спасать жизни других людей — вопросов нет.

В данной же ситуации целиком и полностью был виноват Эрик (опять же, если судить по ленте, правды мы никогда не узнаем). Именно его психологическое состояние, упрямство, восприятие пожара как личного врага, заставило Марша направить людей вниз, с целью «дать огню бой». Чего делать не следовало. Ведь третья контрольная точка была уже давно пройдена.

В реальности именно необъяснимое решение спуститься с гребня горного холмистой гряды в низину, срезая путь до «зоны безопасности», стало главным фактором, приведшим к невеселому финалу. И конечно, поведение пламени, до этого двигавшегося параллельным курсом. Медведь взял свое.

Эрго. История команды лесных пожарных, состоящая из обычных семейных драм и рабочих будней, увенчанная столкновением с одним из мощнейших пожаров в истории Штатов.

Режиссер: Джозеф Косински

В ролях: Джош Бролин, Майлз Теллер, Джефф Бриджес, Джеймс Бэдж Дэйл, Тейлор Китч, Дженнифер Коннелли, Скотт Хэйз, Алекс Расселл, Бен Харди, Натали Холл

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.