Видеть (See), сериал, 2019 –

Основное чувство, или «В стране слепых и кривой король»

Будущее. Вследствие эпидемии смертельного вируса человечество изрядно уменьшилось в числе, деградировало и утратило способность видеть. Однако не вымерло. Куда там тараканам!

После столетий тьмы даже разговоры о возможности видеть объявляются ересью. А тех, кто вспоминает о былой «злой силе света», активно отлавливают и прижимают к ногтю.

Вождь одного из племен Баба Восс (Момоа) очень хотел иметь детей. Но не складывалось. Посему, когда к его людям прибилась беременная чужестранка, он принял ее с распростертыми объятьями и даже сделал женой. Вот только того, что по ее следам придет целая армия охотников на ведьм, Восс аж никак не ждал.

И теперь всему племени, вождю и матери с двумя новорожденными, которые, похоже, обладают давно утраченной способностью видеть, предстоит путь, решающий не только их судьбу, но и, возможно, долю человечества.  

 

Новый сериал Apple TV+ на который, по слухам, канал воскладывал немалые надежды, и куда вложил немалые деньги, с ходу вызвал массу противоречивых отзывов. Одни ругали за абсолютную нереальность происходящего, другие сдержанно хвалили за первобытно-постапокалиптическую атмосферу. В общем «сарафан» был откровенно негативным. Я крепко раздумывал, стоит ли тратить время на этот проект, но в результате решил дать ему шанс.

Сериал действительно оказался спорным, но не без любопытных моментов.

Наиболее интересно наблюдать за нашими беспутными потомками. Люди, лишенные основного чувства, ведут себя по-другому, чем зрячие. Меняется походка, положение тела. При ходьбе ощупывается пространство перед собой: сперва щелкающими кнутами, отвечающими за дальнее обнаружение предметов, затем посохами, которые есть у каждого жителя этого мира, напоследок вытянутыми вперед руками. Никакого бодрого быстрого шага, тем более бега. Передвижение медленное, с минимальной скоростью, согнувшись в три погибели, скособочившись, украдкой, когда ползком, когда на карачках, в приседе, скользя над землей, ощупывая ее ладонями. Взгляд затянутых бельмами глаз мимо (иногда, все равно персонажи смотрят как зрячие, утыкаясь взглядом в собеседника, но не часто).

Появляются специальные Сентьеры (прямой перевод с французского «путь») – люди, по-видимому, развивающие шестое чувство, ощущающие ветер, запах, путь на больших расстояниях, способные почуять издалека приближение других людей или животных. А также таинственные бесшумные Тени – природу способностей которых нам не объясняют вовсе.

Тут мы сталкиваемся с первым противоречием мира сериала. За сотни лет (около 500) прошедших со времени потери зрения, у всех выживших гомо сапиенсов должны были шикарно развиться другие чувства, как минимум, такие как слух и нюх. То что мы видим – выглядит странновато. Временами нам демонстрируют неплохой слух тамошнего народа. Но крайне редко. Зато обратных примеров масса. Когда над персонажем буквально нависает другой товарищ, а он пялится вдаль, в упор не слыша противника, стоящего в паре сантиметров. Вы уже определитесь, господа постановщики, либо у вас народ, как полагается, обладает острейшим слухом и нюхом, заменяющим зрение. Либо они показаны беспомощными олухами, не взрастившими взамен глаз ровным счетом ничего. Вот только как они тогда выжили? Впрочем, до правдоподобности мира мы еще доберемся.

Завораживающе смотрятся местные боевые действия. Для нормального зрячего человека «боевка» слепых выглядит непривычно, тревожно, жутко напряженно. Никакого метательного оружия, максимум арканы и кошки на веревках. Все на слух и интуицию. Противники, проходящие в миллиметрах друг от друга (опять же,  куда в такие моменты девается острый слух?). Долгое сближение, прелюдия схваток, полностью отбирающая внимание зрителей. Быстротечные столкновения, поражающие свое фантасмагоричностью, налетом безумия.

Концентрацией боевого искусства здешнего мира смотрятся действия Бабы Восса. Причем не в первом бою, где он показывает себя сильным, но не слишком умелым воином. А в столкновении с работорговцами, в прорыве по реке и дальше. Низкое положение тела, скользящие режущие удары, обтекаемые, экономные, круговые движения. Оригинальное оружие, таящее в себе сюрпризы.  

За боевку постановщикам «пять с плюсом».

Однозначно в позитив сериалу нужно занести съемки природы. Безлюдной, а точнее отдохнувшей от присутствия миллиардов людей. Покрытые лесом горы нити рек, долины и равнины. Прям душой отдыхаешь. Канадская Британская Колумбия показала себя чуть ли не на одном уровне со Средиземской Новой Зеландией.

Постапокалиптический антураж также на месте. Поросшие лесом руины зданий на каждом шагу. Остатки цивилизации в виде вездесущих пластиковых бутылок, автомобильных шин, ржавых остовов автомобилей, сквозь которые проросли деревья. «Божьи кости» зданий, «вечная гладь» которая никогда не гниет. Работающие после сотни лет проигрыватели пластинок, части механизмов плотины (на совесть строили). Шестеренки, детали машин используемые в качестве талисманов. Куски велосипедов на деревьях, металлические трубы, лестницы, теряющие ступени прямо под ногами. Мусорные лабиринты. Парламенты (!) племен, решающие важные вопросы путем прямой демократии. Продукты нового мира, такие как любовно изготовленная из шкур обувь. Фестивали — призрачные рынки в ночи, на которые собираются племена для торговли и получения новой крови. Повсеместно используемое узелковое письмо, способное передавать как бытовые сообщения, так и конституцию (!), занимающую целую стену.

Ну и, конечно, без злого тоталитарного государства с двинутой королевой во главе, постановщики не обошлись. Поклонение Богу огня. Охотники на ведьм, преследующие еретиков, твердящих о мифологическом зрении. Безликие толпы стражников с закрытыми лицами, сражающиеся со злом Света, однажды чуть не уничтожившим мир (вот вам идеологическая подоплека).

Актеры работают неплохо, но лицедейских подвигов не демонстрируют.

Баба Восс (Момоа («Конан-варвар», «Неудержимый», «Лига справедливости», «Дикий», «Аквамен») – великий воин с тяжелым прошлым. Бывший потомственный работорговец, защищающий подобранную чужую женщину и ее детей до последней капли крови. Брутальный вождь-варвар (как он, правда, за все время своего «вождизма» умудрился приобрести аж полтора преданных сторонника? Что-то с психологией управления у Бабы нелады). Использующий боевые танцы и кличи полинезийцев для поднятия боевого духа подчиненных. Любящий отец и преданный муж.

Магра (Хильмар («Хроники хищных городов») мать-богородица – стремящаяся избавить детишек от нелегкой судьбы, параллельно скрывающая внутри жирную тайну.

Мудрая Пэрис (Вудард («12 лет рабства», «Люк Кейдж») – эдакая ведунья-наставница.

Сильвия Хукс («Бегущий по лезвию 2049», «Девушка, которая застряла в паутине») и ее изрядно двинутая королева Кейн. Ведомая разбитым сердцем, придумавшая любопытный способ молитвы (куда там тантристам), испытавшая немало перипетий.

Неудержимый Тамакти Джун (Камарго («Менталист») идущий по следу детей с  неотвратимостью урагана.

Парочка детишек, отправляющаяся в квест на поиски нового мира. Парочка, символизирующая основную идейную подоплеку сериала о противоречивости и неоднозначности знания, и  применения оного. О его различном влиянии на разные типы личности. Знании, когда ведущим к добру и развитию, когда ко злости и возвращению худших моментов былого, а когда прямиком к гордыне и безумному самомнению. О том, что «дар зрения может ослеплять». А также о пути, испытаниях, сильно меняющих идущих.

Теперь, Маша, о грустном.

Изначальная сюжетообразующая предпосылка смотрится абсолютно неправдоподобно и нелепо. Практически невозможно представить современное рафинированное общество, сумевшее выжить после катастрофы, лишившей их зрения. Постановщики вообще представляют, каково это остаться в обезлюдевшем мире, откатившемся на уровень первобытнообщинного строя, да еще без основного чувства взаимодействия с реальностью? Как в таких условиях можно раздобыть пищу и воду, отличить просроченное от годного, выбраться из мертвого города, построить жилище (никто из племен не живет в старых поселениях, кроме обитателей Пайана, да и те обсели плотину, а не город), отловить или приручить коней и собак, научиться шить одежду, договориться об универсальном узелковом письме. Да просто пройти из точки «А» в точку «Б» при этом не сломав ногу (что в данных условиях равно смертному приговору)?

Хорошо, примем за данность, что нам показывают сказку для самых маленьких, способных легко принимать на веру любые предпосылки. Ан нет, самым маленьким такое смотреть не стоит. Очень уж кровавой, злой и нарочито-пугательной выходит здешняя сказка. Фарсовой, шаблонной, наивной и натужной. Крах привычной цивилизации за грехи. Слепые первобытные племена, щеголяющие приятными глазу нарядами, словечками типа «заседание парламента» и «конституция», голосующие по любому мало-мальски значимому поводу (понятно, что это должно символизировать неразрывную связь с современной демократией). Единственное тоталитарное королевство, самозабвенно занимающееся охотой на ведьм. Тамошняя знать, упорно терпящая свихнувшуюся королеву, режущую их направо и налево. Кейн, ведущая себя то как беспощадная маньячка, то как влюбленная малолетка. Самураистый, жестокий, мстительный злодей Тамакти Джун, конечно же, тайно желающий свою владычицу. Целеустремленный предатель, явно обнаруживший заводик по производству пластиковых бутылок и прозревающий пространство (откуда ты знаешь, как там разливается река и куда она впадает?). Воздаяние человечеству от бога за дурные дела людей.

Возможно, постановщикам имело смысл отринуть со своих ног прах старого мира и переместить действие в другую реальность, где цивилизация давным-давно развивается без зрения. Но тогда пришлось бы крепко подумать, ведь такая цивилизация чертовски сильно отличалась бы от привычной нам.

Постановка вышла жутко неровной. Завораживающие драйвовые или атмосферные моменты, типа боевых столкновений, природных красот, или интересных особенностей поведения и быта, когда от экрана буквально не отвести глаз, сменяются вялыми, скучными сценами (гораздо большими по продолжительности) личностных отношений и обсасывания непременных семейных ценностей, долгими «бла-бла-бла» или психологическими этюдами для белошвеек. Разве что любопытный кульбит на экваторе оживляет обстановку. Для тех зрителей, кто до этого экватора дотянул.

Невзирая на вроде как потраченные 150 млн долларов (больше чем по 15 млн на каждый эпизод) See с точки зрения массовки и картинки по большей части смотрится невзрачно и бюджетно. В кадре чаще всего 5-10 человек в шкурах, нарисованные руины и прелести Британской Колумбии. Либо машинные залы и плотина Пайяна. Разве что Тамакти Джун таскает с собой чуть большую массовку. Но тоже без особого фанатизма. Бедненько, но чистенько (где деньги, Зин? Злой Момоа на гонорар отобрал?).

Эрго. Весьма спорный постапокалиптично-незрячий проект, выбравший слишком уж неправдоподобную предпосылку, и не слишком умело распорядившийся своими плюсами.  Если бы постановщики подарили нам больше боевки, больше особенностей здешнего человечества, больше природы. Меньше разговоров, меньше семейной драмы, меньше психологи для чайников. Тогда «булы б люды». В настоящем виде, не факт, что стоит тратить ли на него 8 часов нашей единственной жизни.

Режиссер: Фрэнсис Лоуренс, Андерс Энгстрем, Стивен Серджик

В ролях: Элфри Вудард, Джейсон Момоа, Сильвия Хукс, Хера Хильмар, Кристиан Камарго, Арчи Мадекве, Неста Купер, Ядира Гевара-Прип, Джош Блэкер, Кристиан Слоун, Моджиан Ариа, Мэрили Токингтон, Хиро Канагава, Танту Кардинал, Питер Брайант, Люк Родерик, Лорен Глэйзер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.