Профессионал со звездной улыбкой. 80-летие отмечает Жан-Поль Бельмондо

belmondo

Пожалуй, не было в Союзе, во времени нашей безмятежной юности, европейца известней.

Практически никто не мог сдержать слез, глядя, как под щемящие ноты Морриконе падает на зеленую траву Жосслен Бомон. Мало кто не сочувствовал Франсуа Мерлену, проигрывающему состязание за руку любимой, им же созданному персонажу. Эти и десятки других захватывающих историй мы увидели благодаря великому французу с обаятельной голливудской улыбкой. Человеку для многих олицетворяющему саму родину шампанского, мушкетеров и графа де Бюсси.

Родился Жан-Поль 9 апреля 1933 в Нёйи-сюр-Сен в семье профессора-скульптора и художницы. В детстве малец служил моделью для отца, лепившего купидонов, а чуть повзрослев, всерьез увлекся спортом, в частности боксом (чему доказательство — переломанный нос и звание чемпиона Парижа), а также футболом. Но все же гены победили. Высшая национальная консерватория драматического искусства в Париже, а потом долгое ворчание по поводу устаревшей системы обучения. Как бы то ни было, путь к любимой профессии был открыт.

Первую половину 50-х Бельмондо посвящает театру.

Во второй половине десятилетия он начинает сниматься в эпизодах, но полноценная карьера в кино началась лишь в 1959-м. Буржуазный псевдо-детектив в хичкоковском стиле «На двойной поворот ключа».

Телевизионные «Три мушкетера» (кого играет Жан-Поль? Конечно же юного гасконца!).

И, наконец, картина, оповестившая Францию о появлении нового молодого дарования: «На последнем дыхании» (1960) Жан-Люка Годара. История похождений Мишеля Пуаккара, молодого криминального элемента, фанатеющего от Хамфри Богарта и студентки Патриции (эдаких Бонни и Клайд-лайт), снятая за смешные 400 тысяч франков, стала классикой, передающей дух эпохи и видным этапом французской «Новой волны». А также выигрышным билетом для Бельмондо.

С того самого времени и до конца 80-х Жан-Поль становится одним из самых востребованных европейских актеров. Если совсем вкратце:

Чувственные, но нудноватые «7 дней. 7 ночей (Модерато кантабиле)».

История о мужской дружбе «Развлечения».

Военная драма с восхитительной Софи Лорен, «затмившей войну улыбкой» (Оскар за лучшую женскую роль) «Чочара / Две женщины / Босоногие крестьянки» (1960).

Психологическое исследование мира криминала «Месть Марсельца».

История страсти на фоне возни вокруг наследства, сыгранная дуэтом Бельмондо и Клаудии Кардинале «Бездорожье /Ла Вьячча».

Яркая историческая «робингудовщина» «Картуш» (1961), (все с той же Кардинале). Бельмондо явно начинает подумывать о амплуа экшен-звезды.

Комедия о последствиях необдуманных обещаний и тяжкой мужской судьбе «Обезьяна зимой» с Жаном Габеном.

Нуаровый, изрядно запутанный детектив одного из духовных учителей Тарантино Жан-Пьера Мельвиля «Стукач» (1962).

Трюковая (кстати от услуг каскадера в этой картине Жан-Поль отказался полностью) приключенческая комедия «Человек из Рио» (1963) (номинация на Оскар за лучший сценарий).

Авантюрно-контрабандный «Счастливый побег» (1964).

Своеобразная перекличка Жан-Люка Годара с самим собой в «Безумном Пьеро», обвиняемом в излишнем количестве насилия и мертвецов.

Суматошная и заводная комедия «Злоключения китайца в Китае» (1965).

Очередная комедийная вариация на тему благородного разбойника «Вор» (1967).

Криминально-романтическая история с Катрин Денёв «Сирена Миссисипи» (1969).

«Французская дань почести гангстерским фильмам Голливуда 30-х годов» «Борсалино» (1970), впервые соединившая на съемочной площадке Бельмондо и Алена Делона.

Политический детектив «Наследник» (1972), по мнению некоторых критиков, намекающий на историю клана Кеннеди.

Интересно сделанная шпионская комедия «Великолепный» (1973), многими почитаемая одной из лучших картин в фильмографии Жан-Поля.

Ироничный, лихо закрученный, суперменистый «Наводчик / Частный детектив» (1975).

Триллеро-боевик «Страх над городом» (1975), (один из первых, где Бельмондо играет копа, пускай и бывшего), наполненный взрывным действием и трюками (опять же в большинстве исполненными  Бельмондо без помощи дублеров).

Боевито-каскадерская комедия «Чудовище» (1977), аж с двумя ролями нашего именинника (и 42-е место по посещаемости среди зарубежных фильмов в советском кинопрокате).

Культовый комедийно-пародийный боевик «Кто есть кто? /Полицейский или бандит» (1980).

В 1981 на свет появляется один из лучших криминальных боевиков 20 века «Профессионал». История секретного агента французских спецслужб Жосслена Бомона вышла настолько напряженной, эмоциональной, печальной и человечной (плюс гениальная музыка Морриконе), что оторваться от экрана было практически невозможно.

Добрая, искренняя, трогательная комедия, о людях, остающихся людьми даже на войне «Ас из асов» (1982).

Убойный боевик «Вне закона» (1983), о поисках комиссаром полиции (действующего в духе Грязного Гарри) главаря банды, виновного в смерти его лучшего друга.

Аттракционно-авантюрная, «клоунская» комедия «Ограбление» (1985), именно о том, о чем говорит название. После несчастного случая на съемках этой картины Жан-Поль перестал отбирать хлеб у каскадеров.

Жесткий полицейский боевик с классическим сюжетом о мести «Одиночка» (1986).

В последние два десятилетия на счету Бельмондо всего 11 картин. Капля в море. Последствия травмы, да и возраст дает о себе знать. Но уровень ролей по-прежнему на высоте.

Адвокат Лурса в детективе по роману Жоржа Сименона «Неизвестный в доме» (1992).

Несколько персонажей (в том числе Жан Вальжан) в разных временных пластах, из довольно оригинальной экранизации по мотивам «Отверженных» Виктора Гюго (1995).

Абсолютно нетипичный для Бельмондо образ Дезире из одноименной камерной романтичной комедии.

Новая встреча с Алленом Делоном в «подведении итогов» пройденного, криминальной комедии о проблеме отцов и детей  «Один шанс на двоих» (1998).

Бывший дантист Эдуард в фантастической (тоже, мягко говоря, не очень распространенный в фильмографии Бельмондо жанр) ленте «Амазония» (2000).

Крайней на сегодня, для нашего именинника стала драма «Человек и его собака» (2008), снятая после шестилетнего перерыва в карьере. Пронзительный и грустный фильм о стариках и их месте в нашей жизни.

Мы увидели лишь кусочек из огромной мозаики персонажей, собранной Бельмондо за свою актерскую карьеру. А если бы не инсульт 2001-го, их было бы гораздо больше.

В мире кино есть достаточно известных людей. Но вот персонажей, славных на протяжении длительного времени, уже изрядно поменьше. Для того, чтобы оставаться на коне долго, нужен талант, желание работать, удача и то, что сейчас любят называть харизмой. У нашего сегодняшнего героя всего этого с избытком. Потому-то при упоминании его фамилии на лицах людей расцветает улыбка, и практически никому не нужно второго раза, чтобы полюбить созданных им героев. Ведь раз увидев, Бельмондо забыть уже невозможно.

«Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время…». Новое время с новыми героями. Такими как Жан-Поль Бельмондо.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.