Птичий короб (Bird Box), 2018 — рецензия (обзор)

Моральные этюды с завязанными глазами, или «Гляжу в тебя, как в зеркало…»

Конец света наступил. Опять. Гомо сапиенсов накрыли неведомые сущности, появившиеся из России, при одном взгляде на которые людей неудержимо тянет к суициду.

Выжили единицы, спрятавшиеся в домах с зашторенными окнами, выбирающиеся за продуктами с повязками на глазах.

Одна из таких выживших – Мэлори, вместе с двумя малолетними детишками, пытается добраться до группы уцелевших, связавшихся с ней по радио. Группы, нашедшей приют посреди вековечных лесов, и возможно, ставшей последним оплотом цивилизации.

 

2018 год подарил любителям хоррора, уставшим от однообразных призраков и демонов, две неординарные картины. Полное молчаливого и завораживающего саспенса «Тихое место», и нашего сегодняшнего героя. Решившего в очередном апокалипсисе столкнуть своих персонажей с неизвестной силой, с которой невозможно бороться. И это не матушка Земля, уставшая от «царей природы», или астероид/комета (с ними действительно не поспоришь), а таинственные Сущности, о природе которых мы досконально ничего так и не узнаем. Нам предъявят лишь догадки персонажей. Демоны, духи, воплощение кошмаров, утрат, горестей, в общем мутаторы мыть надо было, а теперь поздно пить боржоми.

Как бы то ни было – один взгляд, и тут же неудержимо тянет на родину, а точнее — свести счеты с жизнью. Всех, кроме тех, кто и так безумен. Такие товарищи испытывают при взгляде на Сущность восторг, всеми силами помогая другим «прозреть», отбросить повязки и поглядеть во все глаза на эдакую красоту. Другие почему-то ломаются. В обоих смыслах слова.

Выражены Сущности бюджетно: листьями, пляшущими на ветру. Обладают странноватыми ТТХ: перемещаются по воздуху, но не могут проникнуть в дом (воздухоотводы и вентиляция их значит, не устраивают). При этом способны чуток воздействовать на физические предметы (вспомним раскачивающуюся машину). Ну да то такое, с характеристиками злой силы и Место накосячило изрядно.

Тем паче, если Место дает акцент на звенящее, не дающее оторваться от экрана напряжение, Bird Box больше сосредоточен на людях, их психологии.

Захватывающий дух сцен в Коробе немного, хотя постановщики пытаются внести будоражащую струю. То демонстрируя взгляд героев через едва просвечивающуюся ткань, то оставляя их в неведении, что именно угрожает им из-за закрашенных стекол машины.

Фильм снят по одноименной книге Джоша Малермана (2014 год).

Зато о морально-этических моментах конца света «Короб» поговорит от души.

Перед нами две перемежающиеся временные линии. Современность с Мэлори, и воспоминания пятилетней давности, когда беременная героиня после появления Сущностей оказывается в одном доме с кучкой разного люда (по одинокой Мэлори в линии настоящего понятно, что их судьба будет незавидной).

Современность напоминает Зов предков, радуя зрителя пейзажами невозмутимой природы, с гигантскими соснами и секвойями, струящейся рекой, редчайшими и неуместными появлениями людей.

А вот вторая арка как раз полна размышлений о Человеке и человечности. Нам предъявят с полдесятка гомо сапиенсов с разным подходом к критической ситуации, от самых возвышенных до самых низменных.

Наиболее запоминающейся сволочью и эгоистом стал рационалист и циник Дуглас в исполнении Малковича («Эрагон», «Глубоководный горизонт», «22 мили»). «Урод из уродов», махровый эгоист, думающий лишь о себе, обожающий мешать других с дерьмом. Женатый третьим браком, судящийся с милягами-геями. Пессимист с дробовиком, считающий, что пускай лучше смерть настигнет соседей, чем его. Но при всех этих качествах, любопытен фактаж, которым награждают героя постановщики. Мало того, что его эгоизм и отношение к посторонним могли спасти жизни, так и в итоге Дуглас ведет себя в противоречии со своими эгоцентричными словами. Возможно, создатели ленты тонко намекают, что в глубине даже самого противного человека можно отыскать светлые места. А распахивать объятья первому встречному поперечному, напротив, не стоит.

В наличии также Чарли (Хауэри («Прочь», «Главный герой») – толстячок, пишущий книгу о конце света, трус, способный на решительные поступки. Бравый экс-солдат Том ( Роудс («Мир Дикого запада»). Еще одна эгоистичная субстанция, кадет полицейской академии Люси (Салазар («Алита: Боевой ангел»). Милая беременная пышка Олимпия (Макдональд («Леди Бёрд»). Практически у каждого есть важные слова (или поступок) для зрителя, показывающие многообразие людских реакций на стресс и опасность. Подумают также постановщики о возможности возрождения человечества, и о том, что будет наиболее важным в этом случае. Устами одного из героев заявляя, что «жизнь не то что есть, а то чем может быть».

А что же Мэлори (БуллокСкорость», «Время убивать», «Дом у озера», «Гравитация», «8 подруг Оушена», «Непрощенная», «Затерянный город», «Быстрее пули»)? Перед нами умеренно резкая дама, выросшая «в волчьей стае» с отцом-козлом. Умеющая обращаться с оружием, готовая к сложным решениям. Недурная художница, растерявшаяся женщина, которую бросил отец ее будущего ребенка. Ошарашенная гибелью мира, но достаточно быстро берущая себя в руки. Не испытывающая особого пиетета перед детишками. Воспитывающая их в драконьих рукавицах, не проявляющая любовь, считающая, что выживание гораздо важнее детских мечтаний. Мальчик и Девочка – это «пять».

Лента, несмотря на конец людского света, оказалась в меру оптимистичной. Всегда, по мнению постановщиков, отыщется место, где остатки человечества смогут перевести дух, и заняться воспитанием своих чад в духе полученной во время апокалипсиса морально-этической информации.

Дай то Бог.

Эрго. Любопытный хоррор, напрочь уступающий своему одногодке в саспенсе, но берущий свое наочно разыгранными моральными этюдами.

Режиссер: Сюзанна Бир  («Ночной администратор»)

В ролях: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович, Сара Полсон, Джеки Уивер, Роза Салазар, Даниэль МакДональд, Лил Релл Ховери, Том Холландер, Машин Ган Келли, Б. Д. Вонг, Прюитт Тейлор Винс, Вивьен Лира Блэр, Джулиан Эдвардс, Парминдер К. Награ

Обзор вобквела Барселона читайте тут

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.