Поглощенный страстью, или «Надежда на правосудие»
Расти Сабич мог ощущать себя «в шоколаде». Дом – полная чаша, любящая супруга, двое детей-подростков, слава лучшего юриста Чикаго и должность главного зама окружного прокурора. Да, жизнь определенно удалась.
До того самого дня, когда приходит известие об убийстве Карен — молодого прокурора с амбициями и очаровательной помощницы Расти, .
Смерть товарища дело травмирующее и болезненное, но еще более неприятным оно становится тогда, когда всплывает информация о романтической связи Расти с Карен, доходящей со стороны Сабича до одержимости.
Подозреваемых в преступлении «не сады» и новый окружной прокурор со своим замом, точащим зуб на Расти решают, что Сабич подходит на роль злодея по всем статьям.
Да, улики косвенные, однако их может оказаться достаточно, чтобы обеспечить нашему бравому заместителю прокурора пожизненное. Расти предстоит отстоять свою честь в суде, а заодно было бы недурно отыскать истинного виновника гибели Карен.
Я не собирался браться за Presumed. Очередная судебная драма, ну накой? Однако так сложилось, что с проектом все же ознакомился. Скажу сразу, далеко не обязательный к просмотру сериал.
Presumed снят по одноименному роман Скотта Турроу, уже гостившему на киноэкранах в 1990 году с Харрисоном Фордом в главной роли.
Перед нами эдакая мелодрама/ семейная трагедия, густо приправленная той самой жутко любимой в Штатах судебной драмой.
В первую очередь постановщики хотят поговорить с нами об изменах и новых страстях, настигающих супругов в старом браке. Отчего, спрашивают они себя и зрителя, человек после десятка лет беспечальной семейной жизни «сигает в гречку»? Рискуя семьей, общественным порицанием, утратой всего, на что работал предыдущие годы? Что его влечет? Кризис среднего возраста? Седина в бороду? Жажда солянки вместо привычного борща? Стремление вырваться из круга обрыдлой рутины, которую олицетворяет до боли знакомая жена и надоевшие детишки? Почувствовать себя молодым, настоящим мужиком, покорителем сердец? Или людьми управляет роковая страсть, перерастающая в зависимость? А может это и вовсе настоящая любовь (тесно переплетенная с предательством)? Вопросительных знаков гораздо больше чем ответов.
В нашем случае главный герой болтается меж двух делений барометра: безумная, почти наркотическая страсть и любовь. Перчику добавляют его фразы о том, что жену он тоже любит. Вот такой он у нас любвеобильный. Выглядит при этом протагонист натуральным львом, которое «животное мудак». Любишь жену? Не ходи налево, держи в узде свой «нефритовый жезл». Пошел – иди с богом и подальше. К сожалению, немногие женщины готовы на счастливую шведскую семью. Это стоит помнить.
Отдельно исследуются психологические последствия измены и предательства. Ложь себе и окружающим, которая лишь усугубляет ситуацию. Попытки избежать стыда и чувства вины, когда осознанные, когда подсознательные. Спихнуть ответственность на страсть, которая сильнее тебя. Всеми силами переложить собственное неумение сдерживаться (по этому поводу недурно прошлись в Revenge) на что угодно, от обстоятельств до болезненного помутнения. Кстати, прекрасный пол тоже могет: сама себя осуждаю, но хочу быть желанной и романтичной.
Все бы хорошо, препарирование измен дело, в общем нужное, но создатели сериала дико затянули процесс. ГГ постоянно, при каждом удобном и неудобном случае вспоминает свою интрижку с Карен: коротких, 20-секундных флеш-беков в сумме набирается чуть ли не на серию. Герои старательно, будто на приеме у психотерапевта (к которому дружно таскаются чуть ли не всей семьей) проговаривают свои мысли и теории на тему измен. И не по одному разу. Каждый второстепенный персонаж награжден собственным экранным временем, порой немалым. В результате, начинаешь откровенно скучать.
Ведь подозреваемых, кроме Расти, нам долгое время не обеспечат (а те, что проскакивают, вызывают лишь скептическую усмешку). Как, собственно и расследования, способного взбодрить атмосферу. Ну, похожи некоторые нюансы убийства на старое дело. Ну, всплывает пропущенный ранее факт. Однако у одного фигуранта нет возможности у второго – мотива.
Вот и продолжаются унылые пляски вокруг Расти, который то ли вовсе не при делах, то ли чуток двинулся от страсти пылкой. Кстати, за интригу с личностью убийцы постановщикам зачет.
Следующей ошибкой стало откладывание судебного заседания на последнюю треть проекта. Создатели сериала решили досконально показать подготовку процесса, ожидание отчетов, работу с уликами, предварительные беседы со свидетелями, составление стратегии. А зря. Ведь юридические баталии между прокурором и защитником вышли намного живее психологической части (добавляет перчику пара не самых ожидаемых поворотов в ходе процесса). Зубры юриспруденции талантливо играют словами и мнением присяжных, ловят друг друга на помарках, путают и манипулируют свидетелями, ставят вопросы, которые меняют ракурс рассмотрения, опровергают эмоциональные выступления противника, извлекают из рукава новые вопросы. В результате, судьба Расти решается словесами и каждые пять минут для присяжных степень его виновности меняется. Благо, имеются лишь косвенные улики, «дело строится на осколках, мелких деталях».
Любопытные особенности американского правосудия, когда для победы нужно устроить психологическое шоу, ведь «Суд сводится к историям, а побеждает лучшая версия». Если бы заседанию отдали большую часть сериала — он бы смотрелся поживее.
А вот за панорамы Чикаго на рассвете – спасибо, его бетонные джунгли активно нагнетают обстановку.
Расти (Джилленхол («Исходный код», «Патруль», «Пленницы», «Эверест», «Левша», «Под покровом ночи», «Живое», «Виновный»). Не самый выдержанный и уравновешенный товарищ, «полный внутренней ярости». Бросившийся в новый роман, как в омут. Запутавшийся во лжи, одержимо увлекшийся коллегой, которую в свою очередь гораздо больше интересует карьера, чем любые мужики. Предавший жену, серьезно треснувший по психике детей. Нас досконально знакомят с воспоминаниями протагониста, его отношениями с домочадцами, показывают зарождение страсти.
Расти выглядит не лучшим образом, порой напрочь лишаясь зрительского сопереживания. Но почти всегда возвращая его после арки Томми.
Джейк – хорош. Переполнен едва сдерживаемым гневом, чувством вины, жаждой вновь увидеть Карен. Чередует всплески активного действия, когда просто нет сил сидеть на месте, с внутренними переживаниями (подчеркнутыми воспоминаниями).
Его жена Барбара (Негга («Агенты «Щ.И.Т.», «Война миров Z», «12 лет рабства», «Варкрафт», «Пастырь», «К звездам»). Негга создала хороший образ, абсолютно непохожий на ее крутую Тьюлип. В Барбаре Сабич немало от трепетной лани, нежной спутницы, готовой прощать козла-мужика ради сохранения семьи. Но когда нужно, Барбара проявляет и твердость характера и недюжинный ум.
Основной антагонист прокурор Томми (Сарсгаард («Рыцарь дня», «Убийство», «Чёрная месса», «Бэтмен»). Еще один лев, пожалуй даже более львиный чем Расти. Но в профессиональном плане. Ехидный абъюзер, поддавливающий коллег, утверждающийся за их счет. Все очень корректно, в рамках закона, с едва видной полуулыбочкой. А уж ненависть к Сабичу просто брызжет фонтаном.
Актерские работы в сериале на удивление хороши.
Эрго. Судебная драма/триллер с мощной инъекцией семейной трагедии. Хорошие образы, любопытные психологические этюды. Подрезать бы без особой жалости, прибавить детектива да заседанию больше времени выделить – стало б гораздо интереснее.
Режиссер: Грег Яйтанс, Анне Севитски
В ролях: Джейк Джилленхол, Рут Негга, Билл Кэмп, Ренате Реинсве, Питер Сарсгаард, Кингстон Руми Сауфвик, Элизабет Марвел, Нома Думезвени