Путешествие к новой жизни, или Победившие ненависть
1892 год. Капитан армии США Джозеф Блокер (Бэйл) воевал с индейцами уже долгие годы. Джентльменской эта война (впрочем, как и большинство ее товарок) не была. Капитан щедро лил кровь, терял друзей и убивал врагов. А также женщин и детей. Время такое.
Потом противники закончились. А те, кто выжил, в большинстве своем сидели в заключении, либо томились по резервациям. Годы шли, и Джо уже подумывал о выходе в отставку. Когда в один не очень прекрасный день Блокер получил приказ отвести в родные земли умирающего от рака вождя шайенов по имени Желтый Ястреб.
С Ястребом у Блокера была свои счеты. Именно от его руки погибли немало товарищей Джо, да и вообще шайен был тем еще мясником.
Однако с приказом поспорить сложно, и капитан с умирающим вождем, к которым вскоре присоединяется потерявшая семью от рук команчей Розали Куэйд (Пайк), отправляются в долгое путешествие, способное изменить их жизнь.
Вестерн за последние годы стал одним из наиболее эволюционирующих жанров, потихоньку превращаясь из развлечения для «настоящих мужчин» в антуражно-медитативное кино, поднимающее важные вопросы. Поддержал хорошую традицию и Hostiles.
То, что раньше для вестерна было главным – добрые перестрелки и скачки, в «Недругах» занимает от силы 5-10 минут. Остальное время посвящено другому:
-Гнилостному влиянию войны на души людей. Ее тлетворному воздействию, когда внутри человека остается лишь пепел, горькая память о погибших и отравляющая злоба. Суки-войны, способной испепелить целые поколения, и напрочь испортить жизнь даже сумевшим уцелеть в ее кровавых жерновах.
-Людям, искренне ненавидящим своего врага. Солдатам, живущим этой ненавистью, потому что больше у них ничего не осталось. Воинам, до глубины души отравленным войной. Войной, в которой не может быть победителей. Ведь как выигравшие бледнолицые, так и проигравшие индейцы мертвы и выжжены изнутри. Тем, что они творили со своими недругами. Тем, что творили с ними и их близкими. Кровью, покрывающей их руки по локти. Тенями убитых, приходящими по ночам. Людям, уставшим и опустошенным настолько, что они даже не способны осознать свое печальное теперешнее состояние. Поглощенным равнодушием и безразличием. Людям, отправляющимся в поход, прежним до конца которого не дойдет никто.
Отпустите прошлое – будто говорят нам создатели Hostiles, показывая таких людей. Оставьте ненависть и злобу позади. Вспомните о любви и доброте, иначе вам не будет места на новой мирной Земле. Да, идеалистично, особенно насчет мирной Земли, никто не спорит, но все равно чертовски верно.
Кристиан Бэйл («Американский психопат», «Крутые времена», «Престиж», «Цветы войны», «Афера по-американски», «Исход: Цари и боги», «Игра на понижение») успешно поддержал реноме одного из интереснейших современных актеров. Его Блокер – ветеран, видевший огонь, воду и медные трубы. Одинокий, до смерти уставший, и жаждущий лишь покоя. Невозмутимый при свидетелях, и дающий выход переполняющим его эмоциям наедине. Смертельно опасный и трогательно заботливый. А главное — меняющийся у нас на глазах. Отличное развитие образа. Человек в начале картины до дрожи ненавидящий индейцев, постепенно через многие перипетии и испытания находит в себе силы увидеть человека за краснокожим образом врага.
Не в последнюю очередь благодаря Розали Куэйд (Розамунд Пайк («Перелом», «Гнев титанов», «Джек Ричер»). Женщине, потерявшей родных от рук индейцев, и после этого вынужденной ехать рядом с краснокожими долгие дни подряд. Женщине, взявшей себя в руки, и вспомнившей об одном из главных людских качеств – доброте и любви. Женщине ставшей для капитана своеобразным путеводным маяком.
-Путешествию. Обычная поездка из точки «а» в точку «б», для многих его участников постепенно превращается в настоящий квест по поиску и осознанию себя. Нового себя, способного жить в изменившемся мире. И далеко не все справляются с этой задачей. Это самое путешествие занимает львиную долю картины, но смотрится нескучно за счет следующего пункта нашего списка.
— Природа. Она шикарна. Причем пейзажи нас ждут самые разнообразные от пустынных ландшафтов с высящимися красноватыми скалами. До бескрайних полей, прерий, монументальных гор и величественных лесов. Она шикарна и абсолютно безлюдна. Контраст между человеком с его недостатками и невозмутимой громадой природы смотрится «на ура». Ее гармонию нарушает лишь крохотная цепочка всадников, ползущая где-то посреди огромных просторов — эта «муравьиная» крохотная цепочка стала одним из символов картины.
Причем это природное спокойствие периодически взрывается вспышками убийств и насилия, не давая нам забыть, что мы смотрим именно вестерн, а не вневременной современный артхаус.
— Создавая этим любопытную атмосферу картины. Печальную, медитативно-спокойную, контрастную, грустную, сожалеющую, но оставляющую надежду на лучшее.
Да, целое поколение умерло, или поражено войной. Да гибнут дети и молодые люди, которым еще жить да жить. Но рождаются другие, а женская и материнская любовь способна примирить народы и подарить стране общее будущее в прекрасной стране.
Многим зрителям в «Недругах» будет не хватать динамики. И второстепенные персонажи почти поголовно остались нераскрытыми. Но эти нюансы не сильно портят ощущение от неплохой картины.
Эрго. Качественный вестерн «нового поколения», не делающий акцент на экшене, взамен позволяющий зрителю поразмыслить над непростыми вопросами, с отличной ролью Бэйла и шикарной природой Америки.
Режиссер: Скотт Купер
В ролях: Кристиан Бэйл, Розамунд Пайк, Уэс Стьюди, Рори Кокрейн, Джесси Племонс, Джонатан Мэйджерс, Бен Фостер, Адам Бич, К`Орианка Килчер, Тимоти Шаламе, Скотт Шеперд, Ава Купер, Стелла Купер, Дэвид Мидфандер, Стэффорд Дуглас, Стивен Лэнг, Билл Кэмп