О чем говорят незнакомцы (Bajo terapia /Under Therapy), 2023 — рецензия (обзор)

Шокирующая терапия, или Извлечение чертей

Три пары, консультирующиеся у психолога по поводу семейных проблем, оказываются участниками необычной групповой терапии. Психотерапевт оставляет всем шестерым записки с рядом заданий, выполняя которые, им предстоит познакомиться друг с другом, и вместе ответить на массу неудобных вопросов.

И вполне возможно, этот вечер в корне изменит жизни некоторых из них.

Камерные постановки, действие которых происходит в одном единственном помещении, вполне способны порадовать  зрителя («Костюм», «Виновный», «Киллер», «Женщина» и «Коллектор» не дадут соврать).

Свеженький испанский Bajo terapia (прямой перевод «На терапии») займет среди них достойное место.

Лента поставлена по пьесе Матиаса дель Федерико.

Львиная доля нагрузки «театральных» постановок в замкнутом пространстве, полностью лишенных костылей спецэффектов, и с минимальной долей «внешнего» действия, лежит на актерских плечах. Практически незасвеченные в наших палестинах испанские лицедеи справляются на ура.

Первая пара.

Даниэль (Мартинес). Ершистый мужичок хорошо среднего возраста (все герои от 40 до 50 лет). Нагловатый, юлящий сексист, стремящийся к роли альфа-самца. Напрочь лишенный такта, считающий жизнь в браке изрядной тягомотиной.

Лаура (Хименес («Харлан Кобен. Невиновен») Эффектная женщина-адвокат, не лезущая за словом в карман.

Их проблема — вечные конфликты на тему воспитания детей и неспособность прийти к согласию.

Вторая.

Эстебан (Пагудо). Бойкий юморист, раздражающая шутовством «душа компании», работающий «персональным покупателем», человеком, совершающим приобретения за клиента, отслеживающий скидки и предложения торговых центров, подбирающий наиболее выгодные из них.

Карла (Угарте). Самая молодая из присутствующих и наименее раскрытая из персонажей (за исключением неудачных отношений с предыдущим бойфрендом).

Они обратились к психологу на тему нежелания Карлы обзавестись с любимым совместным хозяйством.

Третья.

Роберто (Вельидо). Откровенный домостроевец, настоящий мужчина, решающий проблемы старыми дедовскими способами. Не приемлющий новомодных тенденций в брачной жизни, утверждающий, что все вопросы должны решаться внутри семьи. И как его занесло на эту дурацкую терапию?

Марта (Альтерио). Экс-воспитательница детсада, лишившаяся работы из-за пристрастия к выпивке. Тихая, затюканная мышка, постоянно обращающаяся за разрешением к мужу, но демонстрирующая острый ум и понимание людей.

Их проблемы открываются далеко не сразу.

Все шестеро  отличаются по темпераменту и подходу к жизни, демонстрируют завидную химию отношений, увлекая зрителя в круговорот шуток, подколок, перепалок, бурных обсуждений вопросов ревности, секса и брака. Озвучивают разные подходы к этим немаловажным вещам, от практически молодежного, с публичным обсуждением самых интимных моментов, до ретроградно-консервативного, присущего минувшему веку. Активно и чертовски естественно эмоционируют, открывая миру грязные секретики и больные места. Герои меняют темп и ритм диалогов, то доходя до грани фола, опасно взвинчивая напряжение в комнате, то беря паузу, то разряжая обстановку шуткой, то заставляя нас изрядно поразмыслить над поднятыми темами. О роли мужчины и женщины в семье. Гармонии в семейной жизни (а точнее ее отсутствии). Воспитании спиногрызов. Излишней ревности. Сексе в давно женатых парах. И многом другом.

Высший класс.

Артистам по мере сил подставляет плечо оператор, активно играясь с камерой, которая постоянно находится в движении. То плавно вращаясь вокруг действующих лиц, то активно меняя планы, с общих на средние и крупные, обозначая акценты, указывая приоритеты, расставляя точки над «и». При этом не скатываясь в излишнее упоение суперкрупными планами деталей лиц, чем частенько грешат нынешние камермэны.

Отдельное спасибо за неожиданный финал. О нем говорить не будем во избежание спойлеров. Скажу лишь, что такое завершение ожидалось в самую последнюю очередь (обратите внимание на показное отсутствие реакции во время первого похода за стаканом).

Третьей сильной стороной картины стало ее стержневое морально-этическое наполнение.

Да, с одной стороны, тема изрядно спекулятивна в теперешнее «митушное» время (интересно, когда написана пьеса? Вроде как премьера состоялась в 2015 за два года до всплеска Me Too). С другой, несмотря на мейнстримность поднятой проблемы, она никуда не делась даже в нашу толерантную эпоху, где все, вроде как, происходит на глазах у окружающих. И в тихих, на первый взгляд, омутах водится немалое количество чертей. А вменяемые на первый взгляд люди, оказываются натуральными козлами. А точнее, натуральными психопатами. Ведь антагонист картины относится именно к этому подвиду существ с искаженной психикой, считающих себя непогрешимо правыми, а остальных столь же беспрекословно виновными. Не я плохой, они сами (именно фраза о прощении стала ключевой в финальной сцене).

Эрго. Отличная камерная, «театральная» постановка о нюансах супружеских отношений, с хорошими актерскими работами, важной моральной основой и нежданчиком в финале. Прям тянет пересмотреть с учетом открывшихся в конце фильма фактов. Явно многие моменты будут видеться под другим углом.

Режиссер: Херардо Эрреро 

В ролях: Малена Альтерио, Александра Хименес, Феле Мартинес, Антонио Пагудо, Ева Угарте, Хуан Карлос Веллидо 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.