Дело, пронзающее десятилетия, или История под названием Время
2015 год. Детектив в отставке Уэйн Хэйс (Али) беседует с журналистами об исчезновении детишек Перселлов – Уилла и Джулли в далеком 1980-м году.
Дело Перселлов не отпускало детектива все эти два с половиной десятилетия. В 1980-м преступник вроде как был найден. Однако в 1990-м расследование возобновили. Ведь открылись дополнительные обстоятельства, и Уэйна долго мучали беседами коллеги, пытаясь восстановить истинную картину преступления.
Но что если и сейчас, спустя столько времени, дело Перселлов не завершено? И его все-таки нужно довести до логического конца.
Третий сезон шикарного детективного сериала True Detective возвращается к схеме первого сезона ( http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ), отказавшись от концепции второго ( http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2-й-сезон/ ), признанного менее успешным (а то и провальным, хотя это не так), чем дебютный. Три временных линии. Расследование преступления, вроде как завершенного в прошлом. Новые обстоятельства, открывшиеся через десятилетие. Наше время – подводящее окончательные (или нет?) итоги. Разговоры двух напарников. Философские сентенции, скользящие через время и пространство.
Повторение пройденного, скажете вы? В какой-то мере да, но повторение завораживающее и увлекательное.
События разворачиваются крайне неторопливо. У нас перед глазами проходит натуральное полицейское расследование от самых первых его мгновений. Сбор улик, поиск зацепок, всплывающие по ходу дела детали и различные мелочи. Опрос свидетелей. Сверка показаний. Восстановление картины произошедшего в тот роковой день. Появление подозреваемых. Ложные хвосты и отработка версий.
Все идет как обычно, до того момента как в деле обнаруживаются новые неожиданные обстоятельства, добавляющие в этот кровавый соус изрядно остроты.
Выглядит эта картина абсолютно завораживающе. Настолько подробное погружение в детективное расследование на экранах встречается не часто.
Но и это не главная фишка проекта. Самый шик и блеск сериалу добавляют три временные линии. Собственно 1980-й, время свершения преступления и расследования по горячим следам. 1990-й, время, когда вновь открыли дело Перселлов в связи с новыми обстоятельствами. И 2015-й год, когда престарелый и страдающий деменцией Уэйн Хэйс пытается вспомнить давнее дело во время бесед с журналисткой и даже стремится доказать наличие ягод в ягодицах. Эти времена тесно переплетаются, часто меняются и великолепно подвязаны. Переходы между ними шикарно поданы и отлично оформлены визуально. Когда герой, находясь в одном времени, будто слышит голос, видит отражение, или свет из другого. Как бы обращается к собеседникам, находящимся где-то 10 лет спустя. А имеются и откровенно мистические моменты, типа той же открывающейся двери. О наложении лиц, когда персонаж в двух соседних кадрах за мгновение стареет на 25 лет, или сделав шаг, оказывается в прошлом, и говорить не приходится. Это уже классика, доказано «Призраками дома на холме». Отлично показана эволюция образов 10 лет спустя, она впечатляюща, глобальна и жизненна, причем двигается как в позитивном, так и в негативном направлении. Ну и без различия внешности героев в 80-м и 90-м, позволяющего вмиг отличить какой сейчас год на дворе, постановщики, конечно же, не обошлись. Молодцы.
Практически с самого начала у нас имеются трое (точнее три с половиной) подозреваемых, потом появятся еще, но в результате постановщики все равно найдут, чем удивить зрителя, решившего, что он разобрался в деле раньше копов.
Вишенкой на торте служит тема «ненадежного рассказчика». Причем она реализована в нескольких вариантах. Первый – когда слова героя, позднее рассказывающего о произошедшем, и его действия, показанные нам на экране, кардинально отличаются. Это вариант, когда герой сознательно скрывает информацию от других. Второй – когда персонаж неосознанно вводит коллег и зрителя в заблуждение. Проблемы с памятью, психологические блоки, замыкающие глубоко в подсознании травмирующие обстоятельства.
В результате, мы аж никак не можем быть уверены до конца, что видим действительно реальную картину произошедшего.
Не оставят нас постановщики без излюбленных разговоров копов-напарников о жизни, религии и бабах. И, конечно же, без непременных философских бесед. Основная тема этих бесед – время. Правда, скажу сразу, их на порядок меньше чем в первом сезоне. По-видимому, решили, что без Макконахи слишком много «любви к мудрости» зрителю не зайдет.
На месте приметы эпохи, типа ветеранской и вьетнамской тем, непременного расизма: его, правда, меньше чем обычно, и упоминают о нем чаще черные, чем белые герои.
Хороши также персонажи и актерские работы.
Махершала Али («Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Люк Кейдж», «Свободный штат Джонса», «Скрытые фигуры») и его Хэйс. Обстоятельный мужчина, во Вьетнаме служивший в подразделении глубинной разведки. Хороший человек, отличный детектив. Следопыт, привыкший к одиночеству, и не особо доверяющий людям. Тема с пристяжным галстуком (чтоб не задушили настоящим), весьма показательна. Теряющий работу, ссорящийся с женой. Стареющий, преследуемый воспоминаниями и галлюцинациями. Сыграно Хэйса на «пятерку», без особых внешних эффектов, но с хорошей внутренней работой актера.
Его напарник Роланд Уэст (Дорфф («Война богов: Бессмертные»). Этот образ раскрыт гораздо хуже, и на фоне Хэйса теряется, особенно в первой половине. Но даже при этом Дорфф создал очень правдоподобный и жизненный персонаж.
Его жена — учительница Амелия Рирдон (Эджого («Фантастические твари и где они обитают», «Чужой: Завет»). Ироничная, привлекательная, умная барышня, будущая писательница, цепкий исследователь, не всегда думающий об этичности своих поступков.
Отец пропавших детей Том (Макнэйри («Операция «Арго», «12 лет рабства», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Фарго», 3-й сезон). Классический типаж американской бедноты, женившийся на залетевшей от него девице, наплодивший детишек, всю жизнь работающий руками, периодически сваливающийся в запой, отыскавший Господа.
Они, и изрядное количество второстепенных персонажей, создают полноценную и живую картину событий, связанных с преступлением в районе печально известного плато Озарк, на 8 часов погружая нас в американскую глубинку 80-90-х.
«Настоящий детектив» по-прежнему уверенно держит марку одного из лучших детективных проектов нашего времени, наряду с «Фарго».
Афторы, хотим исчо.
Эрго. Отличный детективный сериал, радующий персонажами и временными переходами, сплетающимися в одно завораживающе полотно расследования, длящееся 35 лет.
Режиссер: Джереми Солнье, Ник Пиццолатто, Дэниэл Сакхейм
В ролях: Махершала Али, Стивен Дорфф, Кармен Эджого, Рэй Фишер, Мэми Гаммер, Скут МакНэйри, Джош Хопкинс, Джоди Бальфур, Дебора Айоринде, Лонни Чавис, Рис Уэйкфилд, Майкл Грейайс, Джон Тенни, Сара Гадон, Эмили Нельсон